Янеш Дрновшек

За всю историю человечества наберется лишь небольшая горстка видных государственных деятелей, которые были вегетарианцами и занимали серьезную позицию касательно прав животных. Даже сегодня их немного. Словения - это один из лучей света в современной политике.

Давая это интервью, президент Янеш Дрновшек впервые призвал людей задуматься о том, насколько невообразима жестокость, с которой человек относится к животным.

Дамьян Ликар, главный редактор словенского журнала "Animal Liberation" взял это интервью у доктора [здесь - ученая степень] Дрновшека 15 декабря 2005 года в Брдо, что возле Кранйи в Словении.
     
- Почему Вы стали вегетарианцем и какие результаты Вы ощутили? 
- Потому, что я считаю, что вегетарианская пища лучше, более качественна. Мы едим мясо потому, что мы были так воспитаны. Несколько лет я был вегетарианцем, а недавно стал веганом - перестал употреблять молоко, молочные продукты и яйца. Выбор же огромен; есть различые вегетарианские продукты, которых достаточно для удовлетворения наших потребностей. Я поступил так, повинуясь своим внутренним чувствам. Некоторые люди считают, что веганская пища очень неразноообразна и скучна, но это неправда. Возможно большое разнобразие.

- Была ли ваша серьезная болезнь несколько лет тому назад главной причиной изменения вашей диеты? 
- Это был момент, когда я постепенно начал меняться. Первым шагом стал отказ от красного мяса, затем от птицы и, наконец, от рыбы.

- Стали ли Вы чувствовать себя лучше, здоровее, после перехода на вегетарианство? 
- Я чувствую себя превосходно - говорят, что я переполнен энергией.

- Во всемирный день защиты животных - 4 октября - Вы пригласили к дискуссии членов общества за освобождение и права животных. О чем Вы дискутировали? 
- Я пригласил их, главным образом, для того, чтобы обратить внимание общественности на этот день. Мы не всегда отдаем себе отчет в том, как мы относимся к животным, как обращаемся с ними. Они - живые создания. Я бы сказал, что люди так относятся к животным потому, что они весьма редко задаются вопросом "а что же мы делаем". Если мы задумаемся над тем, как человек обращается с животными, как он бъет по миру животных, то мы бы сказали, что он вообще не человек. Только подумайте ообо всех этих бойнях и производстве говядины или разведении домашней птицы, где животные содержатся в ужасных условиях. Часто животные перевозятся в фургонах без доступа к воде, что чрезвычайно жестоко. Это не сколько потому, что люди жестоки, сколько потому, что они не задумываются об этом. Когда конечный продукт оказывается перед ними на тарелке, то они не думают чем он был раньше и как превратился в то, что они видят.

- То есть Вы решили стать вегетарианцем также и по этическим мотивам? 
- Этика это одна из причин; другая причина состоит в том, что у человека нет потребности в плоти животных. Это только закоснелые стереотипы мышления, которым мы следуем. Вероятно, измениться в один момент действительно тяжело, но можно сделать это постепенно. Я смог именно так.

- Вы выступаете против субсидирования интенсивного животноводства. По какой причине? 
- Я уверен, что стопроцентное субсидирование сельского хозяйства, особенно производства мяса, как главный приоритет ЕС - это глупость. С этической точки зрения главное препятствие действительно в том, что ЕС субсидирует массовое производство мяса. Но не только с ней - с точки зрения питания также. Природа часто напоминает нам об этом - коровьим бешенством, а недавно свиной лихорадкой и птичьим гриппом. Очевидно же, что что-то происходит не так, как должно происходить, что-то нарушает баланс в природе - и это должно быть предупреждением для всех нас.

- Вегетарианские продукты в магазинах дороже, чем мясные, что не поощряет людей покупать более здоровую пищу. Считаете ли Вы, что больше людей прекратили бы есть мясо, если бы вегетарианская альтернатива была дешевле? 
- Это тоже фактор, но, тем не менее, я считаю, что главная причина - информированность людей. Это вопрос того, чтобы люди осознали что происходит и в чем они участвуют. Я думаю, что это - ключ к решению. Это, в свою очередь, повлечет смену политики - то есть сельскохозяйственной практики, субсидий и направлений развития. Вместо того, чтобы тратить огромное количество ресурсов на массовое производство мяса, нам следует использовать их для органического фермерства и получения продуктов из злаков, бобовых, фруктов и их производных. Это, конечно, будет более благоприятно для природы, поскольку органическое фермерство означает неиспользование химических добавок и удобрений. То есть - нет загрязнения окружающей среды и нет химии в том, что мы едим. Мы ежедневно потребляем химикалии, а это губительно. Но за этим стоят интересы крупных производителей, лоббистов, огромные прибыли, которые являются движущей силой всех этих продуцентов продуктов питания. Несмотря на это, я считаю, что осведомленность людей в нашей стране и ЕС продолжает расти. Люди все более и более склонны искать натуральные альтернативы; они поворачиваются к природе лицом и озабачиваются проблемами, касающимися животных и животных продуктов.

- Могли бы Вы на основании собственного опыта рекомендовать попробовать вегетарианство другим? 
- Если я сделал это сам, то не вижу причин, почему я не погу посоветовать это другим. Как я уже сказал, у меня нет жалоб; энергии у меня более, чем необходимо. Помимо всего прочего, я сам - живое доказательство того, что Вы можете прожить без мяса и мясных продуктов.

- Как Вы относитесь к тому факту, что все мы должны платить одинаковые взносы по государственному страхованию? Хорошо известно, что вегетарианцы здоровее и, как следствие, не так часто прибегают к помощи медицины. 
- Это более широкая проблема; вся концепция должна быть другой. Я не думаю, что это обоснованный момент, поскольку должна быть какая-то солидарность, когда более здоровые люди помогают тем, кто нездоров. Тем не менее, каждый сам ответственен за собственное здоровье. Если мы потребляем меньше вредной и нездоровой пищи, то значительно снижаем финансовое бремя системы здравоохранения. И, конечно, не всем выгодно, чтобы так происходило. Что станет с фармацевтической индустрией, огромными межнациональными корпорациями, которые зарабатывают миллиарды на больных людях?

- Как Вы относитесь к охоте? 
- Охота как убийство животных и развлечение, конечно, неэтична. Если Вы имеете в виду такой аспект охотничьей деятельности, как подкормку животных зимой, то это весьма полезно. Охота по определению является погоней за животным и его убийством, и, разумеется, абсолютно аморальна.

- Каково ваше мнение об опытах над животными? 
- Это хорошо известная дилемма, которая в последнее время широко обсуждается в Европе, в Великобритании. Вам следует спросить себя, понравилось бы Вам, если бы на Вас ставились такие опыты. Во время второй мировой войны мой отец был заключенным в концентрационном лагере Дахау, где над ним, так же, как и над тысяами других людей, ставились медицинские эксперименты. Ему это не нравилось ни капли. Некоторые люди могли бы сказать, что это необходимо для научного прогресса. Я уверен, что в большинстве случаев вместо опытов над животными можно использовать альтернативные методы.

- Где же, по вашему мнению, корни такого жестокого обращения с животными? 
- Это проистекает из низкого уровня осознавания людей.

- А в историческом смысле? 
- Сложно обозначить конкретный момент в истории. Это вопрос уважения к жизни вообще. Животные - одушевленные существа со своими чувствами. Каждый, у кого есть домашнее животное, знает, что у животных есть чувства. Мировые религии часть говорят об уважении к жизни, но они имеют в виду только человеческую жизнь, а иногда даже менее того. Если мы заглянем в древность, то увидим, что католики долгое время провозглашали, что у порабощенных испанцами и португальцами индейцев нет души. Это значило, что с ними не обращались как с живыми чувствующими существами. Потом они изменили свою позицию и заявили, что у негров нет души. Последовали столетия рабства чернокожих. Все это происходило с благословления церкви. Сегодня никто не согласен с этим. Мы можем видеть, как меняется историческое сознание людей, несмотря на противодействующее мнение некоторых общественных институтов.

- Скоро Рождество. Для миллионов людей это время радости, любви и мира. Для миллионов животных время страшных жестокостей на бойнях ради того, чтобы наши столы ломились от туш. Все это является праздником рождения человека, который любил животных, не убивал их и защищал их. Что Вы думаете об этом? 
- Иисус перевернулся бы в гробу, если бы узнал, что в его славу каждый год проводится массовая бойня. Его спасение основано на абсолютном уважении к жизни и трудно вообразить, чтобы он согласился с тем, чтобы в его честь убивались миллионы живых существ.

- Вы не беспокоитесь о том, что все вегетарианцы, включая и Вас, прокляты церковью и приговорены к вечным мучениям в аду? 
- По счастью, те люди, которые так говорят, не решают, кто отправится в ад, а кто нет.

- Все политические лидеры всегда подчеркивают свое стремление к миру во всем мире. Считаете ли Вы, что мир на земле связан с нашим отношением к животным и питанием без необходимости убивать животных? Толстой сказал "пока в мире существуют бойни, будут продолжаться войны". 
- Высокосознательный человек не станет убивать животных и жестоко обращаться с ними. От такого человека не стоит ждать того, что он пойдет воевать и убивать людей ради выгоды. Люди, которые не убивают и не едят животных? имеют больше шансов жить в мире и гармонии. В нашем сознании все взаимосвязано. На высоком уровне одно влечет другое. Ключевым моментом является просвещение [просветление] людей.

- Как на это смотрят мировые политики? 
- Мировые политики озабочены этим не более, чем большинство людей. Я заметил, что во многих случаях обычные люди находятся впереди политиков. Мы видим, как многие неправительственные организации активно занимаются проблемами, которые не являются приоритетами для политиков. Такими, как отношение к животным, защита окружающей среды и изменение климата. Это стремление изменить что-либо исходит от обычных членов общества. Когда критическая масса людей воспримет какую-то идею, когда большинство людей станут ждать и требовать изменений - только тогда политики ответят. Увы, политики не поощряют людей быть сознательными, вместо этого они следуют за конъюнктурным общественным мнением. Когда они видят снижение общественной поддержки, то пересматривают свои приоритеты.

- Толстой - лишь один из многих великих умов человечества, которые высказывались за вегетарианство. Другие - Пифагор, Леонардо да Винчи, Никола Тесла, Альберт Эйнштейн, Махатма Ганди... Мы ценим их большую работу и великие достижения, часто цитируем их, признавая их гений. Как Вы считаете, почему человечество не хочет слушать этих великих людей, когда они говорят о животных и вегетарианстве? Например, эти смелые слова Альберта Эйнштейна: "Ничто так не увеличит наши шансы на выживание на Земле, как переход на вегетарианскую пищу". Как бы Вы прокомментировали эти слова гениального физика? 
- Конечно, шансы на долговременное выживание человечества возрастут. Все взаимосвязано. Более качественная пища некоторым образом связана с более высоким уровнем сознания. Это схожий процесс - если мы можем достичь одного, то можем достичь и другого. Не стоит ждать, что люди с низким уровнем сознания, которые жестоки к животным, прекратят войны, перестанут манипулировать другими людьми, помгут побороть нищету в мире. Короче говоря, до тех пор, пока уровень самосознания низок, все недостатки сегодняшнего мира будут существовать и, вероятно, увеличиваться, аж до полного уничтожения людей.

- Могут ли называться настоящими любителями животных те люди, которые говорят, что любят животных, но едят мясо? 
- Я думаю, что люди любят своих домашних животных, но как-то бездумно едят других животных. Если бы они должны были забить корову, прежде чем съесть стейк, то дважды бы задумались. Мясопродукты внешне непохожи на животных и не ассоциируются у людей с живыми существами.

- Некоторые дамы носят зимой натуральные меха. Что Вы думаете об индустрии такой моды? 
- Опять же, это вопрос сознания людей. Люди часто автоматически перенимают шаблоны поведения не подвергая их сомнению. Только подвергнув сомнению что-либо, Вы можете изменить свою точку зрения и стать больше думать о том, что Вы покупаете.

- С чего люди взяли, что они имеют право убивать животных, держать их в неволе, мучить - и в то же время требовать мира и соблюдения всех прав по отношению к себе? Это утверждено в конституции? 
- Как таковое это не утверждается, но, конечно, юристы и законодатели скажут Вам, что это не запрещено; тем не менее, считается, что это правильно.

- Из неофициальных источников я слышал, что даже ваш пес Броди - вегетарианец. Это правда? 
- Вы хорошо проинформированы. Спросите лучше у него самого. Я не уполномочен говорить от его имени.(смеется)

по материалам сайта   www.evana.org