Братьев в обиду не дам!

"Обладание более развитым интеллектом не дает право одному человеку
использовать другого в своих собственных целях, поэтому и недопустимо
использование животных подобным образом"
Питер Сингер "Освобождение животных"

Осознать своё право на свободу не просто. Ещё труднее понять, что правом этим обладает каждое живое существо. Эта дилемма не раз ставила мыслителей в тупик. Могут ли животные иметь равные с человеком права? Скептики склонны не принимать всерьёз такое утверждение, но позвольте напомнить, что еще в XVIII веке "Декларация прав женщин", изданная предшественницей феминисток Марией Воллстоункрафт, вызвала возмущение в обществе своей абсурдностью.

В одной из общественных зоозащитных организаций нам задали вопрос: как анархия в нашем понимании связана с защитой прав животных?

Борец за права животных Питер Сингер в первой главе своей книги "Освобождение животных", заявляет о равных правах для всех живых существ, начиная именно с отрицания иерархии. Мы, анархо-веганы, защитники прав животных, усматриваем здесь прямую связь. Анархия - всеобъемлющее понятие свободы, поскольку она, суть, "безвластие", из чего следует, что ни одно живое существо не вправе властвовать над другим. Анархия - надежда на освобождение, как для людей, так и для животных. И пусть это прекрасное время ещё не пришло, но даже познакомившись с современными анархистами-либертариями, с удивлением обнаруживаешь, как много среди них вегетарианцев и веганов, сознательно отказавшихся от продуктов убийства и жестокой эксплуатации животных. И как много в анархистской среде людей, стоящих на пороге понимания того, что человек свободный не вправе угнетать, убивать и использовать живое существо ради удовлетворения собственных потребностей и получения наживы.

Какие механизмы движут анархистов и защитников прав животных в одном направлении? Очень многие. Первый, не самый глубинный, но самый распространенный - ненависть к корпорациям индустрии смерти и капиталистической системе торговли живым и мёртвым товаром в целом. Ведь в этой машине убийства человек наравне с животными не имеет никаких прав. Может людей и не едят (?), но человеческим органами торгуют за милую душу. И разве люди, стоящие у станка по 8-12 часов, выплачивающие львиную долю своего мизерного заработка государству за мнимые услуги относительной безопасности и убогого жизнеобеспечения, не схожи с дойными коровами на молочных фермах, вымя которых раздуто и оттянуто чуть ли не до пола, ради того, чтобы перевыполнить план поставки молока на рынок? Это уже второй аспект: понять, что мы не такие уж разные. Хотя видовая несхожесть, как и различия в интеллектуальном развитии, сами по себе не предполагают неравенства. Иначе разве могли бы мы говорить о равных правах мужчин и женщин, отрицать расовые предрассудки или утверждать, что умственно отсталый человек или маленький ребенок имеют такие же права, как взрослый Homo Sapiens?

А третьей движущей силой является способность сопереживать, не оставаться равнодушным, видя чужую боль. И кому, как не анархистам с их отрицанием любой формы дискриминации, анархистской взаимопомощью и озабоченностью судьбами всего мира, дано заглянуть в глаза страдающему маленькому брату и понять его.

Анархия - единственная форма мирообустройства, которая позволит человеческой личности и обществу в целом развиваться гармонично, а значит это единственно правильный жизненный уклад, при котором у братьев наших меньших появится возможность утвердить свое право на жизнь. Ведь только человек, в борьбе отстоявший свое право на самоопределение, сможет понять, что нельзя быть до конца свободным, если миллионы живых существ рядом подвергаются жесточайшей эксплуатации в застенках ферм-концлагерей, вивисекторских лабораторий, зоопарков и цирков; если миллионы живых существ, думающих, страдающих, испытывающих боль и ужас ежедневно отправляются на бойню ради того, чтобы человек имел возможность не менять своих вкусовых пристрастий - кушать свиную отбивную по утрам.

За все время противостояния индустрии смерти, самое живой понимание мы встретили не у "близких" и "друзей", а именно в анархистской среде. Потому что анархия - это свобода, а свобода не может быть чьей-то отдельной. Она - для всех.

И уже укрепляется в сознании, что мир, который мы видим - мир без жестокости, где животные и люди живут в гармонии - не выдумка, не плод больного воображения социопата, а прекрасная (пусть и далекая пока, но вполне) реальность.