Почему веган?

Почему веган?

Меня многие спрашивали, почему я придерживаюсь веганской диеты, так что мне давно надо было написать на эту тему. Но прежде, чем начать, позвольте мне сказать, что я не буду пытаться сделать из вас приверженцев веганства.

Да, многие веганы счастливы тем, что изменили свою диету. Для меня это - личный выбор образа жизни, не религия. В любом случае, я заметил, что люди становятся строгими вегетарианцами (веганами), когда они к этому готовы, а не когда их бомбардируют статистикой о здоровье. Как в пословице: «Человек, убежденный против желания, все еще остается при своем мнении».

Так что считайте эту статью отчетом посвященного лица о пути к диете вегана - а не конверсионной риторикой.

Становясь вегетарианцем

Питаясь всю предыдущую жизнь продуктами животного происхождения, в начале 1990-х я, будучи новичком, интересующимся личным развитием, начал читать книги о здоровье. Моими первыми изменениями стали переход на обезжиренную диету и регулярные физические упражнения. Я переключился с обезжиренного на снятое молоко, полюбил постное мясо и уменьшил количество продуктов с высоким содержанием жиров, такие как сыр и масло. Я также снизил потребление сахара, перейдя с обычной содовой на диетическую.

Основным физическим упражнением я выбрал бег и пробегал около 25 минут в день, иногда дольше. В общем, я бы сказал, состояние здоровья было хорошее – никаких серьезных проблем или заболеваний. Я никогда в жизни не курил и, за исключением редких случаев, избегал алкоголя.

Наконец, после чтения о ней в книге о правильном питании, я заинтересовался вегетарианской диетой. Я прочитал, что вегетарианцы живут дольше, нуждаются в меньшем количестве сна и риск заболевания раком или болезнью сердца у них ниже. Это казалось привлекательным, но на самом деле я не собирался быть вегетарианцем до конца жизни. Я полагал, что это слишком экстремально и, скорее всего, не так уж необходимо. Когда я был подростком, у меня был приятель-вегетарианец – тощий индейский парень - меня забавляло, что он никогда не ел пиццу паперони. Но он действительно был здоровым и умным. Когда мы играли в покер, он постоянно одобрительно гикал.

В июне 1993 мое любопытство взяло верх, и я решил пробовать стать lacto-ovo вегетарианцем в течение 30 дней – просто для того, чтобы посмотреть, каково это (никакой плоти животных, но допускаются молокопродукты и яйца). По крайней мере, я буду знать наверняка и покончу с этим. Я часто измененял привычки, и мне уже было известно, что всё новое снаружи всегда выглядит иначе, чем когда посмотришь изнутри. То есть, я хотел быть посвященным в вопросах диеты, иначе я рисковал бы всю жизнь оставаться в неведении. Мне было 22 года, и я полагал, что теперь могу приобрести и этот опыт. Я с уверенностью ожидал возврата к моему предыдущему способу питания после этих 30 дней.

Меня удивило то, насколько легко стать вегетарианцем. Я думал, что это потребует строгой дисциплины, но нет. Я лишь провел очевидные замены: сыр или вегетерианская пицца вместо сосисок папперони, блюда с пастой, рис, тушеные жареные овощи и т.д. Если бы я делал это сегодня, это было бы еще легче из-за всех вегетарианских продуктов, которые есть теперь на рынке, а в то время были недоступны. Я приобрел вегетарианскую поваренную книгу (которая у меня до сих пор). Она помогла мне с несколькими рецептами, но главное, – я обнаружил, что отказ от плоти безболезнен.

У меня не было никаких синдромов лишения / отказа, или эффектов интоксикации, сродни наблюдаемой у алкоголиков и наркоманов (никаких головных болей или болей в пояснице, ничего в этом духе). Когда начинал этот эксперимент, я не страдал избыточным весом - так что не припомню, чтобы я сильно похудел.

Но я действительно заметил повышение общего уровня энергии и чувствовал себя более энергичным во время утренних пробежек. Я также заметил, что мог лучше сконцентрироваться, особенно во время медитаций или программирования. Это повышение энергии не было таким уж невероятным, но было заметно.

В конце этих 30 дней я хорошо приспособился к новой привычке. Мне было настолько легко, что я не мог придумать никакой веской причины для возврата к прошлому. После того, как я несколько месяцев откладывал свое возвращение к плотоядной жизни, я наконец сделал вывод: «Наверное, я – вегетарианец». Постепенно я утратил аппетит к плоти животных, так что мои старые пищевые продукты меня уже не привлекали. У меня не было ощущения лишения; чтобы оставаться вегетарианцем не требовалось никакой дисциплины - я просто ел то, что мне нравилось. Со временем мысль о поедании животных стала мне отвратительна, не с моральной точки зрения, а со вкусовой - я больше не хотел класть в рот мертвечину.

Когда в 1994 я встретил Эрин (жена Стива Павлины; ее сайт - прим. автора блога), она не была вегетарианкой. По сути, ее диета была довольно бедна, состояла из большого количества продуктов быстрого приготовления. Но в конечном счете она решила попробовать на 30 дней стать вегетарианкой, - даже не сказав мне - и ее опыт был подобен моему. После 30 дней она просто не захотела возвращаться к прошлому.

Становясь строгим вегетарианцем (веганом)

В бытность вегетарианцем я иногда рассматривал возможность отказа от всех продуктов животного происхождения и становления на путь 100%-го вегана. Из того, что я до этого прочел, я убедился, что диета строгого вегетарианца будет более здоровой, чем диета lacto-ovo вегетарианца. В 1996 году я пошел на семинар Тони Роббинса (Tony Robbins) и узнал о диете «Готовый для жизни» (Fit for Life), книгу я позже прочитал. Тони - самый энергичный человек, которого я когда-либо видел, и он придерживается веганской диеты. Мне стало интересно, как веганская диета повлияет на мой уровень энергии.

В то время Эрин и я занимались тэйквандо, а я увлекся марафонами, так что обещание обретения высокого уровня энергии было для меня заманчивым. Я уже испытал всплеск энергии, став вегетарианцем, так что мне не трудно было представить, насколько лучше может быть веганство.

Как видите, попробовать веганство меня мотивировали не права животных или экологические проблемы, а просто возможность наслаждения большим количеством энергии и жизнеспособности. Хотел бы я сказать, что был человеком, который искренне слушал аргументы в пользу веганизма, но должен признаться честно – я им не был. Мое любопытство подпитывалось исключительно интересом к самому себе.

В январе 1997 года мы с Эрин решили испытать диету веганов в течение 30 дней, чтобы посмотреть, каково это. Тем не менее, мы оба были убеждены, что диета окажется слишком изнурительной и чересчур фанатичной, чтобы выдерживать её долгое время. Мы думали обо всех восхитительных блюдах, которые нам придется бросить – для меня самыми грустными расставаниями были пицца с сыром и сырно-овощные омлеты. Но мы полагали, что 30 дней потерпим. По крайней мере, мы узнали бы, на что это похоже, и если бы диета нас победила, мы с удовольствием сделали бы вывод – это не для нас.

Становиться веганом было совсем иначе, чем стать вегетарианцем. За первые 7 дней Эрин и я потеряли каждый по 7 фунтов (приблизительно 3 с половиной кило – прим. автора блога)! Мы ели пищу, богатую калориями и пили много воды – откуда же этот потерянный вес? Серьезно, всё ушло в унитаз. Бремя сора молочных продуктов, накопленного за всю жизнь, было вымыто из наших кишечников. Ничего себе! Мы слышали об интоксикации, но 7 фунтов за 7 дней превышало наши ожидания. После первой недели все стабилизировалось, а в оставшиеся 23 дня мы похудели еще на несколько фунтов.

После первой недели моя энергия возросла несказанно. Это было гораздо более значительным увеличением, чем при переходе на вегетарианскую диету. Я бы сказал, что от общего повышения энергии, которое я испытал при переходе от мясоедения к веганству, изменение при переходе от вегетарианства к веганству составило около 80 % из общего числа. Этот всплеск энергии был наиболее заметен на уроках тэйквандо – у меня вдруг появилось намного больше энергии в спарринге: моя выносливость была гораздо, гораздо выше. Я также заметил, что мне стало легче пробегать более длинные расстояния, не уставая, а мое дыхание стало ровнее и давалось без усилий. Упражняться стало легче, и я гораздо чаще наслаждался тем особым чувством подъема, которое знакомо марафонцам.

После забегов на 3-5 миль в течение нескольких лет, я постепенно увеличил дистанцию до 5-10 миль. Бегать было так приятно, что часто мне не хотелось останавливаться, просто нравилось бежать и бежать. В течение года я делал 14-мильные пробеги по побережью Санта-Моники, а в 2000 году я бежал Лос-Анджелесский марафон.

Несмотря на увеличение физической энергии, выгодой номер 1, полученной мной, было заметное улучшение чистоты сознания и мышления. Мне казалось, что я вышел из состояния долгосрочно отуманенного мозга. Если вы смотрели фильм «Пробуждения» (Awakenings), было похоже, - за исключением того, что моей отправной точкой было состояние, которое мы называем «нормальным». Я думал: «Ничего себе… так вот что значит чувствовать себя здравомыслящим!». Представьте ощущение абсолютно чистых пазух после приема суперпряной пищи… только применительно к мозгу.

Я заметил значительное улучшение способностей в программировании компьютерных игр, что было на тот момент моей работой. Я легче решал проблемы, требующие напряжения. Задачи оставались столь же сложными, но мои способности к их решению значительно улучшились.

Интересно, что опыт Эрины отличался от моего. Я не помню, чтобы она переживала такой всплеск умственной ясности или физической выносливости, как я. Но она наслаждалась значительным всплеском в психическом смысле. Тогда я этого не заметил (потому что я не искал), но став веганом я тоже пережил очищение, улучшение ясности интуиции.

Снова по прошествии этих 30 дней, нам с Эрин было нетрудно держаться, а выгоды были настолько очевидны, что мы никогда не захотели бы их лишиться. К 30-му дню продукты животного происхождения всё равно утратили свою привлекательность, так что мы продолжали питаться так, как для нас было естественным. Еще раз – чтобы поддерживать диету, не требуется никакая дисциплина. Для начального переключения мы использовали вместо неё любопытство вместо. Как видите, я на самом деле люблю 30-дневные испытания.

Я получаю много комплиментов по поводу глубины моих мыслей об определенных предметах, и сколь странным это не покажется, в наибольшей степени я обязан этим моей диете. Интеллектуальные выгоды – причина номер 1, по которой я решил оставаться веганом. Я просто не могу вернуться к тому затуманенному состоянию мозга, которое обычно считал нормой. Люди, которые едят животных, часто считают мою диету бедной (взгляд снаружи), в то время как я иронически расцениваю их образ жизни, как гораздо более бедный (взгляд изнутри).

Тогда как некоторые могут счесть мою диету сурово ограниченной, я ничего подобного не испытываю. Я питаюсь подобным образом уже почти 10 лет, так что для меня это нормально. В некоторой степени странно выходить в ресторан с людьми, которые все еще едят животных, так как они склонны быть немного фанатичными в своей жажде кровавой плоти… будто они вампиры или что. Меня не беспокоит, когда сидя передо мной люди едят животных, - они вольны есть, что хотят. Однако я замечаю, что люди часто чувствуют дискомфорт, поедая животных на глазах у вегана. И представляю, что животные тоже испытывают дискомфорт.

Когда ты веган

Перейдя на строго вегетарианскую - веганскую - диету, я открылся навстречу другим аргументам в пользу строгого вегетарианства.

Одной из лучших книг, которые я прочитал, была «Диета для новой Америки» (Diet for a New America). Я был поражен, насколько разрушительна привычка к продуктам животного происхождения – для нашего тела, для окружающей среды и для политики. Если вы любитель цифр и статистики - эта книга для вас, хотя цифры к настоящему моменту несколько устарели. Сначала я пытался пользоваться статистикой, чтобы посмотреть, смогу ли убедить других людей попробовать строгое вегетарианство или, по крайней мере, просто вегетарианство. Нет никого столь же благочестивого, как новообращенный, верно? Кончилось тем, что я убедил несколько человек, они попробовали вегетарианскую диету и получили неплохие результаты. Но главным образом всё это открыло мне глаза на упрямство людей, даже перед лицом сокрушительных, неопровержимых фактов. Конечно, многие годы я был одним из них, так что проживание этой ситуации с обратной стороны стало для меня, наверное, кармическим уроком. Я считаю, что это помогло мне стать более открытым, непредубежденным и осознать собственное эмоциональное сопротивление, возникающее всякий раз, когда я отказывался признать истину.

С течением времени я начал больше размышлять об этической стороне строгого вегетарианства. Веганом меня побудили стать не этические или экологические проблемы, но побыв строгим вегетарианцем некоторое время, я понял, что эти аспекты начали меня волновать. Я смотрел видео с ферм интенсивного животноводства (factory farming), и меня опечалило жестокое обращение с животными, тем более когда я понял, что большинство людей ежедневно вносит свой вклад в эту жестокость. Вы можете найти такие видео-фильмы на вебсайте РЕТА, если интересно. Я почувствовал облегчение от того, что мое решение имеет хоть небольшой, но положительный эффект на уменьшение страданий животных и экологического ущерба. Меня радует, что моя пища не становится причиной мучений и смерти животных. Мы с женой начали вносить пожертвования некоммерческим про-веганским организациям.

Постепенно я стал более сострадательным - не только к животным, но и к людям тоже. Я никогда не был особенно чувствительным парнем (мой стиль - скорее сарказм), но я стал более чувствительным к боли и страданиям других. Я начал беспокоиться о людях и животных – чего раньше я никогда не переживал; и, если откровенно, сначала я сопротивлялся этому изменению. Всплеск понимания, осознания со временем усиливался, как будто что-то открылось моему духовному началу. Если вы знаете, что такое чакры, - можно сказать, что строгое вегетарианство открыло мою сердечную чакру. Чувство сострадания к другим продолжает расширяться и ведет за собой большую часть моей сегодняшней работы.

Я думаю, что сострадательный, гуманный образ жизни, – это скорее вопрос степени, уровня развития, а не внутренней сущности, потому что независимо от того, где вы находитесь, вы всегда можете развиваться, совершенствоваться. Я до сих пор развиваюсь - это бесконечный процесс. Только этим летом я полностью перешел на использование обуви и ремней из искусственной кожи. Я считаю, что если у вас уже есть товары, произведенные из животных, например, обувь, - животное уже заплатило жизнью, так что вы должны уважать эту жизнь и либо использовать эти предметы, либо отдать кому-нибудь, вместо того, чтобы выбрасывать.

Избегать использования любых товаров животного происхождения может стать довольно трудной задачей, поскольку они превалируют в современном обществе. Даже клей, используемый в таре для вегетерианских товаров, может иметь животное происхождение. И как насчет уничтожения муравьев, совершивших набег на вашу кухню? Каждый из нас находится на разных уровнях сострадания, так что лучше заглянуть в себя и решить, какое место подходит именно вам. Если вы начинаете осуждать других, это означает, что вы чувствуете, что ваше собственное положение на уровнях сострадания может быть улучшено, усовершенствовано.

Меня удивило, что продукты животного происхождения утратили для меня всякую привлекательность. Сегодня мысль о том, чтобы отправить в рот что-то из животных продуктов, внушает мне отвращение. Даже если я просто воображаю, как откусываю кусок стейка, это вызывает приступ тошноты. Так, словно кто-то сказал бы мне: «Эй, Стив! Хочешь откусить кусочек этой чумной, заполненной гноем крысы, покрытой рвотным соусом?» Не слишком соблазнительно, кучка опилок и то аппетитнее. Так что никакого чувства лишения, потому что я ем только то, что для меня нормально и съедобно.

Будучи веганом, я совершенно искренне никогда не чувствовал себя обделенным… скорее наоборот, потому что моя диета стала значительно разнообразней. Будь я мясоедом, то ел бы одно и то же, снова и снова, но став веганом я пробую всё новые и новые рецепты. Я ем фрукты и овощи, которых никогда раньше не пробовал и открыл для себя новые продукты, которые мне очень нравятся.

Сегодня рынок предлагает массу товаров для строгого вегетарианца, так что можно найти качественную замену всему. Вы можете найти веганские бургеры; мороженое, сыр, сливки, сливочный сыр, молоко, масло, «говядину», «ветчину», индейку; пончики и так далее. Я ел даже веганскую «утку». В 1997 году большинство этих веганских продуктов были ужасными на вкус. Молокопродукты были особенно плохи - многие на вкус напоминали жидкую тофу. Но сегодня эти продукты усовершенствованы настолько, что вкус всегда прекрасный.

Семья веганов

В конце 1990-х Эрин запустила сайт VegFamily.com - для того, чтобы объединиться с другими строгими вегетарианцами. В конечном счете он стал одним из главных веганских вебсайтов - я бы сказал, что это сайт номер 1 для поддержки семей-веганов. Цель сайта состоит в том, чтобы поддерживать строгих вегетарианцев, а не склонять людей к строгому вегетарианству. Наше общество дружественно относится к людям, рассматривающим возможность перехода на веганскую диету, но на форумах нет людей, желающих обсудить достоинства диеты строгого вегетарианца – для этого есть много других сайтов. Интересная особенность сайта – огромное количество историй «Почему я - веган», где посетители объясняют причины их перехода к строгому вегетарианству; эти причины довольно похожи.

Вести сайт VegFamily было особенно круто – потому что мы с Эрин получали по почте тонны образцов веганских продуктов, для их возможного обзора на сайте.

Еще мы стали членами пресс-центра Natural Products Expo (выставка натуральных продуктов), чтобы пробовать последние разработки. (Предупреждение: никогда не смешивайте сок травы пшеницы, органический кофе и веганский шоколад на голодный желудок!)

На начальном этапе многие из получаемых нами образцов были довольно плохого качества. Я съел множество хоккейных шайб, проданных под названием «энергетические плитки для веганов». Но кое-что из продуктов было невероятно. Rose City Chocolates производит лучшие веганские конфеты, которые я когда-либо пробовал. А здесь есть рецепты вкусного веганского печенья (моё любимое - мятное, с шоколадом).

У нас есть множество веганских поваренных книг, но я особенно люблю эту ("Любимые рецепты веганской семьи") - не только потому, что ее подготовила Эрин, но еще и потому, что эти рецепты прислали обычные семьи. И, в отличие от советов поваров-гурманов, здесь я часто нахожу рецепты, которые используют подручные компоненты, без необходимости планировать что-то необычное заранее. Я даже отослал несколько собственных рецептов.