Веган, который следовал своему сердцу и стал миллионером

Веган, который следовал своему сердцу и стал миллионером

Реган Моррис, Лос-Анджелес

«Следуй своему сердцу». Это легче сказать, чем сделать, когда речь идёт о бизнесе.

Но опыт предпринимателя Боба Голдберга, владельца компании по производству веганских продуктов под названием «Следуй своему сердцу», говорит о том, что вполне возможно быть успешным предпринимателем и оставаться идеалистом, верным основополагающим принципам своей компании.

Бездомный человек, который стал миллионером, Боб Голдберг рад тому, что веганство нынче в моде.  Созданные им кулинарные видео стали мегапопулярными. Его идеализм окупился. Когда двадцатипятилетний Голдберг и трое его приятелей начали продавать вегетарианскую еду в Лос-Анджелесе в своём кафе в 1970 году, Боб был хиппи, приверженцем контркультуры, бросающей вызов общественным устоям.

В настоящее время его компания производит и продаёт миллионы банок майонеза без яиц Vegenaise, а также множество разновидностей веганских сыров и других наименований веганских и безглютеновых продуктов.

Имея фирму по производству строго вегетарианской пищи, а также заменителей мясных и молочных продуктов с оборотом в $ 40 млн (ожидается, что в этом финансовом году оборот увеличится до 50 млн), он больше не является представителем контркультуры.

В конце 1960-ых кафе в пригороде Лос-Анджелеса Canoga Park располагалось в задней части магазина продовольственных товаров и обслуживало толпы хиппи, которых привлекали бутерброды с авокадо и проростки, а также запах благовоний и звон китайских колокольчиков.

Вскоре четверо патлатых мужчин стали владельцами магазина, а также, следуя велению своих сердец, исключили из ассортимента товаров все мясные продукты. Люди говорили им, что они сошли с ума, и их бизнес обречён.

«Но вместо того, чтобы разориться и прогореть, магазин стал приносить солидную прибыль», – говорит Голдберг, которому  сейчас 71 год.

«Я думаю, что люди, пророчившие разорение, не понимали, насколько это было удобно для тех, кто не желает иметь ничего общего с мясными продуктами, – получить магазин и кафе, где они могут перекусывать и делать покупки без морального и иного ущерба для себя».

С самого начала компания Голдберга была связана с миссией защиты окружающей среды и основывалась на принципах сострадания и растительного питания. Кроме того, она приносила прибыль.

Голдберг следовал принципу «не тратить половину жизни на перелёты», поэтому в его повестке не было задачи открыть с десяток других подобных магазинов.

Его компания в основном занимается оптовой торговлей, но у неё есть одно розничное заведение – тот самый магазин в Canoga Park. Он по-прежнему процветет, а оптовая торговля опирается на производство, расположенное в нескольких километрах от кафе/магазина.

Продукты Голдберга берут на реализацию розничные продавцы во многих штатах Америки и по всему миру.

Тем не менее, не всё и не всегда идёт в его бизнесе гладко.

Попытка открыть второе кафе (и магазин) в Санта-Барбаре, за 160 км на север от Лос-Анджелеса, не удалась, а в середине 1980-х двое из основателей покинули бизнес, потому что их мечта открыть сеть магазинов не воплотилась в жизнь.

Права на бизнес, в конечном итоге, были выкуплены Голдбергом и другим оставшимся соучредителем, Полом Левиным.

Кроме того, компания столкнулась с необходимостью преодолеть последствия произошедшего в 1994 году в Лос-Анджелесе землетрясения, когда кафе было частично разрушено.

Недавно Голдберг посетил филиалы своего производственного цеха; он говорил с работниками о необходимости внедрения ламп дневного света и солнечных батарей, и обсуждал с сотрудниками стратегию работы компании в мировом масштабе.

…Рабочие в белых халатах размешивают огромные партии майонеза и веганского сыра. На погрузочной линии из автоцистерны в бак выгружается 10000 галлонов масла из виноградных косточек.

«Мы можем обработать содержимое такого бака за смену», – говорит Голдберг, на которого в настоящее время работают 225 человек. Он продаёт свою продукцию в 17 странах за пределами США, включая Великобританию, Израиль и Мексику. Экспорт составляет более 10% от общего объёма продаж.

Медленный рост

Когда компания «Следуй своему сердцу» только начинала свою деятельность, слово «вегетарианец» не было широко известно. В настоящее время большая часть продукции компании ориентирована на растущий спрос потребителей, заботящихся о своём здоровье.

Кстати, Голдберг – опять же, следуя велению сердца, – решил остаться независимым, отказываясь принимать предложения  венчурных инвесторов, заинтересованных в расширяющемся вегетарианском рынке.

«Было много интересных предложений со стороны инвесторов», – говорит он, добавляя, что никогда не поддавался соблазну принять деньги со стороны для расширения мощностей производства.

«Любой компании нелегко расти и сохранять свои ценности. И я стремлюсь любой ценой никогда не ставить интересы акционеров выше интересов клиентов, сотрудников и качества продуктов».

По словам Брайана Тодда, руководителя информационной службы Института продуктов, компания «Следуй своему сердцу» была флагманом в деле расширения рынка веганских и вегетарианских продуктов. «Постепенно, без спешки они создали прекрасный бизнес», – говорит Тодд. Он противопоставляет этот подход стремлению новых фирм в этом секторе расти настолько быстро, насколько это возможно, из-за чего может пострадать стабильность.

Голдберг же замечает, что нынешний повсеместный интерес к веганской продукции для него означает, что его мечта осуществилась.

Он добавляет к этому, что лучшая часть революции альтернативных продуктов для вегетарианцев и веганов – это возросшее разнообразие продуктов.

Вегетарианство для него – этический выбор, но он с тёплым чувством вспоминает вкус сосисок и жаркого времён его детства в Чикаго. И ему ужасно надоели проростки.

 «Я в жизни больше не возьму их в рот. В 70-ых я наелся их так, что мне хватит до гроба».