«Я не включу в меню мясное блюдо за 10000000 долларов»

«Я не включу в меню мясное блюдо за 10000000 долларов»

Интервью с Рудольфом Краевским

Есть люди, для которых забота о планете и здоровье окружающих стали смыслом жизни. Рудольф Краевский – человек-легенда, который эффективно доносит до общественности идеи о здоровом питании и одновременно зарабатывает на этом деньги. Его бренд Vegano Hooligano можно смело назвать самой успешной сетью ресторанов веганского питания в Украине.

- Рудольф, ты один из самых идейных людей, которых я встречал. Имею в виду твой интерес к духовности и здоровому образу жизни. Как давно ты этим «болеешь», и что тебя подтолкнуло к тому, чтобы стать веганом?

- Часто вспоминаю одну историю, которая произошла, когда мне был 31 год. Можно сказать, я тогда впервые за всю свою молодую и счастливую жизнь, полную солнца даже зимой, осознал весь трагизм происходящего. Погиб друг в нашей компании сверстников. Многие из нас кардинально изменились в то время, потому что мы поняли, что жизнь непредсказуема и преходяща. В любой момент она может прекратиться. Видимо, это и подтолкнуло меня в «взяться за голову».

Мне стало ясно, что на жизненном пути мы движемся вперёд, и если представить нашу жизненную дорогу в виде некоего пространства или туннеля, то мы его постоянно засоряем фанатичными желаниями, которые тащим за собой в течение всей жизни. Ежедневно мы просыпаемся, создаём привязанности и несём их за собой. В какой-то момент я это понял и увидел, чем именно я загрязнял свой путь вперёд, к развитию, к реализации себя, к осуществлению своей миссии.

В нашей семье существовала мощная традиция йоги, поэтому я взялся за совершенствование в йогических практиках, начал следить за собой и состоянием своего сознания. Очень быстро мне удалось пройти яркий, интересный и насыщенный путь духовного обучения и развития. Идея ахимсы – ненасилия и сострадания – всегда была мне близка. Однако, хотя эго радовало меня искусственно созданными ожиданиями, всё в окружающем мире страдало. И это не давало мне укорениться в практиках.

Затем в мою жизнь пришло веганство как представление, согласно которому тело не может быть здоровым, если ты продолжаешь употреблять продукты животного происхождения, а дух не может оставаться здоровым, пока ради тебя убивают и эксплуатируют других, лишают их свободы и возможности прожить жизнь счастливо.

С 25 по 31 год я не осознавал ответственности за свои поступки: вёл тот образ жизни, при котором хотелось больший кусок мяса, больший автомобиль и так далее. Мой образ жизни не был благотворен ни для планеты, ни для населяющих её существ.

В то же время Земля дала мне очень много, а также достаточно натерпелась от моего непонимания, ведь я вёл себя, как ребёнок-дикарь. Я не в том направлении направлял свои запросы и, соответственно, не получал нужного.

- Я тоже почти не ем мясо. Разве что когда мне его предлагает бабушка. Ведь отказываться от бабушкиных блюд, как известно, большой грех. А так, обычно, сталкиваюсь со шквалом критики в свой адрес. В то же время, первым никого не трогаю. Почему, на твой взгляд, в нашем обществе любят осуждать вегетарианцев и веганов, и их образ жизни?

- Во-первых, мне тоже кажется, что если бабушка предлагает съесть пирожок с мясом, то лучше съесть. Конечно, человечество должно остановить эту адскую карусель – машину производства мяса, систему порабощения и эксплуатации живых существ, однако это не касается ситуации с бабушкой, о которой ты говоришь. Каждому из нас, с нашим сегодняшним бешеным темпом жизни, возможно, удаётся хотя бы раз в месяц встретиться с таким родным человеком, как бабушка. И, зная, что внук вегетарианец, бабушка, наверное, не слишком часто настаивает, чтобы он что-то такое съел. Поэтому я придерживаюсь срединного пути – в отношениях с обществом не следует впадать в крайности.

 

Относительно шквала критики: я понимаю и узнаю эту ситуацию, ведь у меня тоже был такой период в жизни. Но я думаю, что это всё из-за моего внутреннего состояния, отношения к миру. Я критиковал мир мысленно, никак не мог его принять, смириться с ним: ведь прошло ещё недостаточно времени, я получил мало знаний, мало сделал и недостаточно укрепился в своих достижениях и философии, в понимании собственного пути. Пожалуй, эта внутренняя противоречивость и отсутствие единства со всем, что меня окружает, привлекали такое критическое отношение ко мне. Считаю, что для нашего общества такая реакция вполне естественна. Есть мнение, что несколько лет назад мы были на пике прибыльности животноводства. Тогда мясные и молочные продукты были очень популярны. Я помню период, когда было престижно прийти в гости с палкой сырокопчёной или сыровяленой колбасы. Всё это связано с чрезмерным вниманием к жизненному комфорту и непониманием того, что мясоедение вредит планете. В открытом доступе есть информация о том, какой эко-след мы оставляем, употребляя в пищу килограмм продуктов животного происхождения и какой –  килограмм растительного. Нужно знать все детали. Многие в результате таких размышлений взялись за ум и решили: ладно, сейчас я живу на этой планете, поэтому попробую меньше ей вредить, а также постараюсь приносить пользу. Таких людей сегодня мало. Ещё есть и те, кто пока вообще не готов ничем жертвовать – даже зная о том, что из-за мяса и других продуктов животного происхождения появляются вредные жировые отложения под кожей и на внутренних органах. Даже осознавая это, люди не готовы покинуть зону комфорта. И это тоже нормально: невозможно изменить сознание человека искусственно или в приказном порядке. Люди сами должны прийти к этому, а пока нам следует смириться с их отношением к вегетарианству и веганству и понять, что изменения будут происходить постепенно.

- Что ты делаешь, когда очень-очень хочется мяса? С тобой вообще такое случается?

- Нет, не случается. Когда человек осознаёт разницу между котлетой и животным, тогда появляется понимание того, что котлеты содержат части тела животного, в котором происходят те же биологические процессы, что и у нас. И этот довольно странный, очень сочный, сладкий запах плоти раз и навсегда перестаёт привлекать. Мне, как человеку своего исторического периода, представителю поколения «тотальных мясолюбов», достаточно многообразия нынешних веганских продуктов. Их современные производители научились готовить очень хорошо. Например, подделки копчёных колбас. Многие их критикуют, но такие подделки помогают людям. Во всяком случае, во время поста. Мне никогда не хочется мяса, но я всегда с удовольствием ем подделки варёной и копчёной колбас. Есть масса замечательных вариантов замены мяса.

- Рудольф, ты – основатель сети заведений здорового питания Vegano Hooligano. Твоё хобби переросло в хороший заработок. Как появилась идея создать что-то подобное? Ведь многие «белые воротнички», например, вообще не могут представить обед без шаурмы, куриного бульона или свиной отбивной с овощами и жареной картошкой. Поэтому владельцы заведений, какими бы идейными они ни были, боятся переходить на «веганский режим». Ведь тогда они потеряют существенную часть прибыли. Как ты решил пойти на такой риск?

 - Прекрасный вопрос. Во-первых, очень показательна история ресторана грузинской кухни в Тель-Авиве. Когда владелица заведения поняла, что такое мясо, убийство, эко-след от мяса и продуктов животного происхождения, она отказалась от традиционного подхода к меню и бару, полностью отвергла все продукты убийства и эксплуатации животных и перешла на меню из продуктов растительного происхождения. Сам я не был в этом заведении и пересказываю историю, которую услышал от Юрия Климова, нашего инвестора, который лично посещал этот ресторан и общался с его замечательной хозяйкой. Такие примеры показывают готовность молодого поколения беречь планету и делать выбор в пользу веганства, которое, как многие из нас слышали, в 20 раз экологичнее. Если владельцы заведений, как ты сказал, люди идейные, то им не стоит бояться переключиться на веганский формат. В процессе перехода можно руководствоваться опытом развитых стран. Украинцы – очень умные люди. Мы всегда умели учиться, перенимая у других народов лучшее. Просто новые и оригинальные подходы важно правильно подавать и реализовывать, руководствуясь базовыми человеческими ценностями. Если заведение не готово полностью отказаться от продуктов убийства животных и эксплуатации, то ... Подумай, что такое веганское меню? Это та же еда, но без мяса, молочных продуктов и яиц. Остаются гарниры и салаты. Следует проработать линию: скажем, не заправлять гарниры сразу маслом, а подавать заправку отдельно от тарелки, так, чтобы человек имел возможность выбора. В общественных заведениях питания я чувствую себя свободно, как и другие веганы, ведь мы знаем, что можно выбрать «пустой» гарнир, набрать листьев салата и добавить растительное масло, специи и т.д., обогатив вкус блюда. Конечно, веганы рано или поздно станут гостями таких заведений, если последние будут иметь гриф «vegan friendly» или просто станет известно, что у них есть веганская линия. Делайте постное меню, выставляйте его в «межсезонье», и люди, которые постятся, конечно же, будут этому только рады. Вам это принесёт дополнительную прибыль и новых постоянных клиентов. Ведь вегетарианцы – люди дружелюбные.

- Если сравнивать стоимость обеда в Vegano Hooligano с ценой обеда в заведении с «мясным» меню, то у вас получается дешевле или дороже?

 - Конечно, у нас получается дешевле, ведь в меню нет продуктов убийства и эксплуатации животных, а они очень дорогие. Нюанс: в типичном «дешёвом» заведении питания часто продаётся не совсем безопасное для употребления мясо, цена которого приближена к стоимости наших продуктов. А наш общепит – в урбанистическом формате, мы расположены в центре города и несём высокую ответственность.

К тому же, подход наших шеф-поваров максимально лояльный, в смысле доступности для всех слоёв общества. Наш ценник на закупку тщательно просчитан, чтобы пища была одновременно и вкусной, и полезной, а у человека была возможность выбирать.

- Каковы перспективы развития этого бизнеса в Украине? Экономический кризис очень вас зацепил? Или на этом сегменте рынка падения не было?

 - А никакого сегмента и не было. Был один стартап, Vegano Hooligano, который объединил веганизм с доступностью. Это некий «полусегмент», и, конечно, на него меньше повлиял экономический кризис. Вегетарианским и веганским бизнесом занимаются в основном люди, которые не гонятся за быстрыми деньгами. Наши клиенты не отказывается от своего выбора даже в разгар кризиса, ведь это всё-таки идейные вещи и мировоззренческие решения. Наоборот, кризис вдохновляет и мотивирует нас возвращаться к истокам, таким, как ахимса, сочувствие, эффективность, трудолюбие. Поскольку этим бизнесом занимаются сознательные люди с хорошим здоровьем, то и дело они строят соответственно. Этот бизнес нужен, ведь он исцеляет раны на планете, которые общество пока ей наносит.

- Как вы привлекаете покупателей-мясоедов? Возможно, вы работаете над тем, чтобы разнообразить меню или рассказываете общественности о пользе здорового образа жизни?

- Так оно и есть: мы боремся за покупателей-мясоедов. Я руководствуюсь знаниями по физиологии, медицине и другой полезной информацией, которую получил в течение жизни, а также во время работы над Vegano Hooligano. Я борюсь за здоровье людей, за их долголетие, доверие, а также за внимание к нам. Мы ненавязчиво рассказываем обществу о пользе здорового образа жизни. Причём нам не приходится много думать над графиком публичных выступлений, ведь общество само интересуется нами. Vegano Hooligano много рассказывает о веганстве и о его преимуществах, о здоровье, долголетии, а также о том, насколько эффективно веганство решает планетарные проблемы. Я искренне надеюсь, что борьба за покупателей-мясоедов не напрасна, ведь все люди, в том числе и покупатели-мясоеды, хотят жить долго, быть здоровыми, и все чувствуют, что сейчас они вредной диетой сокращают себе жизнь. Веганство находит естественный отклик в сердце каждого. Поэтому это и внутренняя работа, и борьба за доверие, за дружбу и за внимание к самым актуальным и серьёзным проблемам на планете. Что касается разнообразия меню – задача номер один для нас – то разнообразие не ограничивается имитацией вкуса мяса или других продуктов животного происхождения. Мы работаем над правильным соотношением вкусов всех компонентов наших блюд и получаем идеальные, сбалансированные, как свидетельствуют наши рецепторы, вкусовые качества.

- Если бы кто-то захотел заниматься в жизни тем, что делаете вы, мог бы такой человек купить у вас франшизу и открыть кафе Vegano Hooligano в своём городе?

 - Да, конечно. Наши франчайзи чувствуют, что мы занимаемся одним делом, пропагандируем путь к жизни, полной гармонии, когда человечество, наконец, успокоится, войны закончатся, и все станут счастливы. Всё в наших руках. Всё в руках людей, каждого из нас. У нас даже слоган соответствующий – «Vegano Hooligano создан для мира». Мы всегда открыты для новых друзей, для общения, а также для общего eco friendly коммерческого развития.

- Если завтра вам позвонят и предложат 10000000 долларов за то, чтобы вы включили в меню  мясное блюдо, как вы на это отреагируете?

 - Я не включу в меню мясное блюдо за 10000000 долларов, потому что Vegano Hooligano создан для мира, а это совсем другая платформа для человечества. Это системная ошибка, которую мы ни в коем случае не должны допускать. Да и вообще, что такое 10000000 долларов?