Вивьен Вествуд на тему моды и фрекинга: «Кто эти люди, которые правят миром? Я вам скажу...»

Вивьен Вествуд на тему моды и фрекинга: «Кто эти люди, которые правят миром? Я вам скажу...»

Гуру моды с совестью, Вивьен Вествуд, убеждена, что корыстные интересы привилегированных классов стоят за революцией фрекинга – и она хочет вывести их на чистую воду.

Интервью Криса Блекхьорста

Имея такую ​​фамилию, я привык к тому, что люди постоянно её перекручивают. Меня называли Блэкшоу, Блэкменом, Блэксмитом, даже Уайтхьорстом. Но никогда ещё меня не называли Блэклистом. «Это Крис Блэклист», – говорит Вивьен Вествуд своей коллеге. Я дважды пытаюсь ее исправить, а потом сдаюсь.

Возможно, виной этому фоновый шум – мы сидим на палубе корабля ВМС Великобритании «Президент», пришвартованyом на Темзе в центре Лондона. Но скорее всего причина в том, что мыслями Вествуд уже далеко впереди. И это всего лишь незначительная деталь, которая мешает перейти к тому, о чём она на самом деле хочет поговорить.

Об изменении климата и фрекинге.

«Очень важно, чтобы все мы говорили в один голос, – заявляет она. – Я в ужасной панике. Мы должны быть спокойными и не паниковать, но западная половина Антарктики находится в состоянии необратимого кризиса. Лёд тает; уровень моря поднимется на четыре метра, и даже на 70 метров, если растают все ледники. Непосредственной причиной этого таяния является то, что происходит сейчас. Этого достаточно, чтобы покончить с Лондоном».

В свои 73 года Вествуд не утратила энергичности и запала. Она уже 43 года работает в индустрии моды, с тех самых пор, когда они с Малкольмом МакЛареном открыли бутик «Let It Rock» на Кингс Роуд в Лондоне (в 1974 году он сменил свое название на «Sex»), и пользуется слуховым аппаратом. Но под кофточкой она носит футболку с принтом на тему глобального потепления, изображающим части мира, которые находятся в зоне наибольшего риска в результате изменения климата. Её супруг, Андреас Кронталер, в прошлом её ученик в области моды, а ныне член её дизайнерской группы, на 25 лет моложе её, стоит рядом.

Мы собрались здесь, чтобы отметить запуск Talk Fracking («Поговорим о фрекинге»), кампании по повышению осведомлённости общества в вопросах, связанных с фрекингом. Она проходит при поддержке целого ряда знаменитостей, среди которых сэр Пол Маккартни, Хелена Бонэм-Картер, Мариэлла Фроструп, Бьянка Джаггер и Рассел Бренд; некоторые из них находятся здесь сегодня с ней.

Вествуд осталась верной своему происхождению из рабочего класса. Хотя она и живёт в Лондоне с 17 лет, с тех пор, как вместе с семьей переехала в Харроу, её произношение до сих пор отличает заметный северный акцент, присущий выходцам из Дербишира.

«Мы должны информировать людей о том, что происходит! – Восклицает она. – Ситуация требует немедленных действий. Нам необходима поддержка правительства. Они должны говорить нам, что ситуация складывается очень, очень плохо для будущего человеческой расы, и мы должны что-то делать».

Она против фрекинга из экологических соображений: против разрушений, к которым приведут бурения в местном масштабе, и связанных с этим рисков. Но её главная озабоченность заключается в том, что фрекинг приведёт к производству еще большего количества нефти и ускорит изменение климата.

«Если мы станем продолжать в том же духе, нас ждёт массовое вымирание человеческого рода за достаточно короткий промежуток времени».

Она показывает на свою футболку.

«Я не знаю, когда исчезнет человеческая раса, но сейчас я знаю, что это неизбежно. Посмотрите: на футболке написано: «+ 5%». Если температура поднимется на 5 процентов, как прогнозируется, всё, что ниже этой линии, мир ниже Парижа, станет непригодным для жизни. Жара будет невероятной. Никто не будет помогать друг другу, начнётся война».

Но где же доказательства? А как насчет скептиков, критикующих проблему изменения климата? Она яростно качает головой.

«Не верьте им. Я считаю, что они сами не верят в то, что говорят. У них есть личная заинтересованность. Уже 200 лет у нас сохраняется статус-кво; это статус-кво меньшинства, которое хочет и в дальнейшем получать прибыль».

Она говорит с жаром. «Кто эти люди, которые правят миром? Я скажу вам кто – это центральные банки, такие как Федеральная резервная система в Америке, или Банк международных расчетов в Базеле, Швейцария. Они раздают займы и кредиты, и они получают за это проценты. Как часто вы слышите рассказы о стране третьего мира, в которой люди вынуждены занимать деньги, а потом платить проценты в виде сырья? Центральные банки контролируют этот процесс».

Вествуд видит в фрекинге преступный сговор в действии.

«Они знают, что ничего не получат, если помогут с проблемами наших энергетических потребностей, поэтому они занимаются фрекингом. Ведь должно быть видно, что они что-то делают, должно быть видно, как они проводят бурение. Хотя они и знают, что это не сработает».

Бьянка Джаггер проходит мимо нас. Они обмениваются приветствиями.

Вествуд тяжело вздыхает: «Почему только я и Бьянка боремся так отчаянно? Наша численность могла быть гигантской, но правительство и НПО (неправительственные организации) очень искусны в деле дезинформации широких масс». Вествуд говорит: «Дэвид Кэмерон заявлял, что собирается организовать самое зелёное правительство за всю историю. И посмотрите, чем он сейчас занимается».

Примечательно, продолжает она, то, что крупные нефтяные корпорации держатся в стороне. «Почему они занимают пассивную позицию? Потому что знают, как это дорого и неэффективно. Тот факт, что сами предприятия, которые работают в нефтяной промышленности, не инвестируют в эту технологию, говорит сам за себя». Она прекрасно информирована и понимает, что происходит. Если бы только другие видели то же самое. «Что меня действительно угнетает, так это неспособность различных стран работать вместе. Мы могли бы сотрудничать с Европой, вместо всех этих споров и столкновений». На самом деле, «нет никакого сотрудничества, и то, что происходит, имеет необратимый характер. Научные доказательства глобального потепления являются безоговорочными, но те, кто не верит в изменение климата, всё еще хотят дискутировать. Не должно быть никаких дискуссий, потому что не о чем спорить». Что она хотела бы видеть, так это целеустремленность и преданность идее создания зелёной экономики. «То, что хорошо для планеты, хорошо и для людей; то, что хорошо для людей, хорошо и для планеты». Но, кажется, мы всё больше отдаляемся от этой идеи. «Посмотрите, что происходит в Лондоне. На днях я читала, что в районе Элефант энд  Касл сносят дома, а на их месте возведут роскошные апартаменты, – рассказывает она. – А куда денутся люди, которые живут там? Где они будут жить? У нас могло бы быть больше медсестёр, больше учителей, но они не смогут позволить себе там жить». Минуточку, разве она сама не работает в отрасли, которая больше всего уважает и ценит бренды и роскошь, к которой обычных людей не допускают? Она кивает головой. «В моих магазинах есть вывески с надписями «Покупайте меньше, выбирайте сознательно, храните вещи долго».  Я согласна, что мода – это страшная вещь, она сосредоточена на соблазне что-то приобрести. Но люди должны покупать меньше вещей». Вместе с тем, по её словам, «мода даёт мне голос, она даёт мне престиж». Она улыбается. «Это ещё одна причина, почему я не ухожу из индустрии, не закрываю компанию и не опускаю руки». Вивьен бунтовала почти всю свою жизнь. «Сначала я заинтересовалась анархией, потому что мир очень несправедлив. И я подумала, что дети должны что-то сделать, что они не должны верить тому, что говорит им правительство. Я была с хиппи, а затем с панками. Сегодняшние дети имеют такое же отношение, но они ленивые – они не понимают, что именно неправильно. Они думают, что понимают, но на самом деле они не хотят узнать правду». Возьмите, например, фрекинг. «Если бы люди хотя бы попытались узнать больше о фрекинге, они были бы против». Тем не менее, она ещё не совсем отчаялась. «Наоми Кляйн предполагает, что экологический кризис может заставить нас создать мир, каким мы хотим его видеть, если бы только нашей истинной целью была борьба с кризисом».

Вивьен Вествуд: история жизни

Родилась в 1941 году.

Образование: гимназия Глоссоп в Дербишире; школа искусств Харроу.

Семейное положение: дважды была замужем, имеет двух сыновей, один от первого мужа, второй от Малкольма МакЛарена.

Карьера: учитель начальных классов; продавала украшения собственного производства в магазине на рынке Портобелло в Лондоне; в 1971 году вместе с МакЛареном открыла бутик «Let It Rock», на Кингс-роуд в Челси; королева панка; мультимиллионер, дизайнер и производитель одежды, наиболее почитаемый модельер Великобритании.

Известна тем, что получала орден Британской империи от королевы, не имея на себе нижнего белья.

Ненавидит рекламу, говорит, что немедленно её запретила, если бы могла.

Герои: муж Андреас Кронталер, Джеймс Лавлок, принц Чарльз, Лили Коул, Роберт Фиск.