Почему некоторые угольные компании хотят, чтобы Трамп не отказывался от Парижского соглашения по климату

Алекс Гильен и Эндрю Рестуциа

Угольная промышленность разделилась на тех, кто считает, что президент Дональд Трамп должен вывести США из Парижского соглашения об изменении климата, и промышленников, считающих, что они могут получить экономические рычаги, если он решит остаться.

Три крупнейших американских производителя угля – Peabody Energy, Arch Coal и Cloud Peak Energy – отметили на недавних встречах с представителями Белого дома, что не станут публично выступать против соблюдения международного соглашения, особенно если администрация сможет обеспечить большую финансовую поддержку технологиям, позволяющим уменьшить загрязнение от угольной промышленности, сообщают чиновники и источники, близкие к администрации.

Некоторые чиновники администрации Трампа «заигрывают» с такой стратегией, сообщила POLITICO в начале марта 2017 года.

Но этот подход сталкивается с сопротивлением со стороны других влиятельных лиц в отрасли, таких как генеральный директор Murray Energy Роберт Мюррей, что отражает более широкий раскол в администрации по вопросам глобального климата.

Peabody, Arch и Cloud Peak надеются, что их приоритеты будут отражены в переработанном внутреннем климатическом плане, который администрация Трампа, вероятно, представит, если решит не выходить из парижского соглашения 2015 года, сообщили источники. По данным Управления по энергетической информации, эти три компании добывают более 42 процентов угля, производимого в США.

Пресс-секретарь Arch Логан Бонакорси похвалила администрацию за то, что она пересмотрела ограничения бывшего президента Барака Обамы для электростанций и вместо этого сосредоточилась на «продвижении вперёд к передовым технологиям с низким уровнем выбросов ископаемых видов топлива, которые обеспечат гораздо большие преимущества с течением времени», но не стала озвучивать позицию компании по международному соглашению.

«Мы уверены, что администрация сохраняет те же самые приоритеты, взвешивая дальнейшие шаги в связи с Парижским  соглашением», – сказала Бонакорси.

Peabody не ответила на просьбы о комментариях, и пресс-секретарь Cloud Peak также отказался комментировать ситуацию.

Но другие угольные компании по-прежнему решительно настроены против того, чтобы США сохраняли приверженность Парижскому соглашению, утверждая, что глобальные усилия по борьбе с выбросами могут ещё больше навредить больной отрасли. В рамках соглашения США и почти 200 стран обязались в ближайшие десятилетия предпринять шаги по резкому сокращению выбросов парниковых газов, которые нагревают планету.

Роберт Мюррей, имеющий тесные связи с администрацией Трампа, в своей февральской речи в Майами назвал сделку «незаконной» и пустой тратой денег налогоплательщиков. Мюррей поддержал курс президента, когда Трамп подписал распоряжение, знаменующее первые шаги к отмене ключевых положений климатической повестки Обамы. Его компания является крупнейшей частной угольной компанией в стране и, по данным Управления по энергетической информации, пятым по величине производителем в целом.

По словам двух участников телефонного совещания членов Национальной горнорудной ассоциации, которое состоялось 27 марта 2017 года, расхождение по вопросу Парижского соглашения было одной из обсуждаемых тем.

На фоне дискуссии о том, что США не могут выйти из Парижского соглашения, лоббист Мюррея Эндрю Уилер подчеркнул, что их компания по-прежнему выступает против соглашения.

Источники сообщают, что Парижское соглашение не стояло в центре обсуждения – этот вопрос был затронут лишь вкратце.

Пресс-секретарь Национальной горнорудной ассоциации отказался от комментариев. Пресс-секретарь Murray Energy заявил, что компания по-прежнему выступает против Парижского соглашения.  

Ожидается, что Трамп назначит Уилера заместителем главы Агентства по охране окружающей среды. Бывший помощник сенатора Джима Инхоуфа, республиканца от Оклахомы, работавший в юридической фирме Faegre Baker Daniels с 2009 года, Уилер не лоббирует конкретно противодействие Парижскому соглашению, но он может оказаться влиятельным противником соглашения, если войдёт в руководство Агентства по охране окружающей среды. В недавнем интервью глава Агентства Скотт Прюитт назвал соглашение «плохой сделкой».

То обстоятельство, что угольные компании допускают возможность своего молчаливого согласия на пребывание в Парижском соглашении, знаменует собой значительный сдвиг. Многие угольные компании относятся к этому соглашению с осторожностью. Но Всемирная ассоциация угля, в которую входит Peabody, заявила, что рассматривает соглашение как возможность получить большую финансовую поддержу для внедрения технологий по сокращению выбросов угля, тем более, что развивающиеся страны всё ещё зависимы от ископаемого топлива.

Должностные лица администрации Трампа, которые поддерживают идею остаться в соглашении, тайно встречались с представителями энергетических компаний, чтобы добиться одобрения их плана, включающего ослабление и переписывание обещания Обамы от 2015 года сократить к 2025 году уровень выбросов в США.

Позиция администрации Трампа: сохранение места за столом международных переговоров по климату укрепит позиции страны в отношениях с другими странами и может предоставить США рычаги воздействия, позволяющие увеличить использование ископаемого топлива и облегчить доступ к иностранным рынкам угля.

«Если у вас есть возможность попытаться увеличить доступ угля к рынкам, вы должны её использовать», – сказал человек, который предпочитает не выходить из Парижского соглашения и попросивший опубликовать его мнение анонимно, ввиду чувствительности обсуждаемой темы.

Член палаты представителей Кевин Крамер, республиканец и представитель Северной Дакоты, неофициальный советник по вопросам энергетики Трампа, поддержал стратегию сотрудников администрации Белого дома в письме президенту, которое он распространяет среди своих коллег.

Новая американская задача в области климата должна продемонстрировать «преимущества для энергетической безопасности и потребителей, а также возможность снижения выбросов благодаря сланцевой революции, и подчеркнуть важность базовой выработки электроэнергии, включая использование высокоэффективных, низкоэмиссионных и надёжных угольных и атомных электростанций», – написал Крамер.

В интервью Крамер сказал, что он обсудил своё предложение с несколькими угольными компаниями, добавив, что их реакция была «довольно позитивной, чтобы не сказать больше». Крамер отказался назвать угольные компании, с которыми он говорил.

«В целом, они поддержали эту концепцию, – сказал он, – я не хочу говорить за них, но чувствую, что есть повод для серьёзных размышлений».

Некоторые угольные компании считают, что технология улавливания выбросов на угольных электростанциях имеет решающее значение в деле конкуренции с источниками энергии с низким или нулевым уровнем выбросов углерода в мире, которые всё больше фокусируются на борьбе с изменением климата. Но эта технология оказалась сложной и дорогостоящей, и многие активисты считают, что вместо этого деньги должны тратиться на развитие «зелёных» источников энергии, таких как ветер и солнечная энергия.

Крупные нефтяные компании, такие как ExxonMobil и ConocoPhillips, также выступают за то, чтобы не выходить из Парижского соглашения, при том, что Exxon подтвердила свою позицию в письме в Белый дом.

Остается неясным, каким будет решение Трампа по Парижскому соглашению. Большинство республиканцев в Конгрессе выступают против соглашения, и говорят, что Стив Бэннон, главный стратег Трампа, также является его противником.

Пресс-секретарь Белого дома Шон Спайсер заявил в четверг, что Трамп примет окончательное решение на саммите G-7, который состоится 26-27 мая в Италии.