Почему быть веганом — это не «все или ничего»

Почему быть веганом — это не «все или ничего»

Тобиас Линарт


Одно из убеждений, на которое я постоянно наталкиваюсь:

Быть веганом — это как быть беременной. Ты или беременна, или нет.

Имеет смысл, если над этим утверждением особо не раздумывать. Как только ты начинаешь об этом думать, оно теряет смысл, по нескольким причинам.

Есть две проблемы с этим «черно-белым» восприятием веганизма. Одна стратегическая, другая — концептуальная.

Во-первых, представлять возможность быть веганом как состояние, в котором ты есть или тебя нет, без возможности быть где-то посередине, это стратегически неправильно. Я уже писал об этом: что, представляя веганство как что-то двоичное, мы исключаем тех, кто хочет хоть как-то, а то и почти полностью разделять наши устремления. Технически правильно признавать кого-то, кто на 99,5% веган (но кто, например, съедает кусок невеганского пирога раз в год у бабули), невеганом. Но, безусловно, этот человек гораздо ближе к понятию «веган», чем «невеган» (или «мясоед», или «вегетарианец»).

Во-вторых, существует некая серая зона, в которой сложно обозначить границы, включающая в себя тех, кто, будучи веганом, употребил или использовал что-то животного происхождения, и таких, вероятно, будет большинство.

Дональд Вотсон, основатель Веганского сообщества в Великобритании, определил веганизм как философию и способ существования, который стремится исключать — насколько это возможно и выполнимо, — все формы эксплуатации и жестокого обращения с животными, будь то для еды, одежды или каких-то других целей.

И вот это вот «насколько это возможно и выполнимо» — очень важное определение. Оно оставляет как раз немного пространства для серой зоны и момента субъективности. Многие веганы полагают, что «возможно и осуществимо» — это очень четкое понятие. И увильнуть от этого кусочка пирога раз в год — вполне возможно и осуществимо: просто откажи бабуле, и все.

Но то, что возможно и выполнимо для одного, не всегда выполнимо для другого. И мы не должны решать за всех, что именно возможно и осуществимо. Если вы не согласны и полагаете, что то, что вы считаете возможным и выполнимым, должно быть таким же и у остальных, тогда представьте себе человека, который изучил и применяет на практике все 320 страниц книги «Веганиссимо» (исследование, включающее в себя список вещей и продуктов, в которых можно найти животный след). Что, если авторы этой книги нашли бы, что избегать все эти сотни страниц проблематичных ингредиентов довольно выполнимо и осуществимо?

Но нет, быть веганом — это не как быть беременной. Так же, как и сыроеды, говорящие о том, что они сыроеды на 70 или 80%, то же самое могут сказать и веганы.

Кто-то укажет на то, что веганизм (в отличие от сыроедения) — это не просто тип питания, что, несомненно, именно так (хотя питание — это основная часть в данном стиле жизни). И акцентируя внимание на том, что веганизм — это не тип питания, а философия, стиль жизни, кто-то может возразить: мол, или все, или ничего. Или ты уважаешь права животных, или нет, могут сказать они.

Но если это так, то обратите внимание на отношение и поведение по отношению к людям. Вероятно, никто из нас, нигде и никогда не соблюдал все права людей в идеальном виде. Большинство из нас добрые и сочувствующие лишь некоторое время. Мы часто делаем промахи.

Говоря о том, что возможно быть веганом или уважать права животных в вашем потреблении или поведении в черно-белом ключе — означает быть идеальным, что чуждо нам, людям. Мы можем лишь стремиться быть лучше. И этот путь бесконечен. И все, что нам остается, это двигаться в правильном направлении с надеждой на то, что множество других людей присоединятся к нам на этом пути.


Источник: http://veganstrategist.org/2016/05/12/why-being-vegan-is-not-an-all-or-nothing-thing/

Перевод: Евгения Карташева