Вкусовые рецепторы во власти личностных ценностей!
Многие убежденные мясоеды считают, что едят много мяса только потому, что им нравится его вкус. Но согласно недавно проведенному исследованию, причина, по которой мясной бургер кажется некоторым вкуснее вегетарианского, зависит не столько от вкуса, сколько от системы ценностей того или иного человека.
Авторы Майкл В. Аллен из Сиднейского университета, Рича Гупта из университета г. Нашвиль и Арно Монье из Государственной инженерной школы индустрии питания и менеджмента во Франции провели серию исследований, направленных на изучения символического значения некоторых продуктов питания и напитков. Результаты исследований показали, что на вкусовые ощещения испытуемых влияло не столько то, что они ели, сколько то, что они думали, что едят.
Авторы исследования отмечают, что мясо ассоциируется у большинства людей с социальной властью и авторитетом. И действительно, участники, набравшие наибольшее количество баллов в тесте «Место социальной власти в системе личностных ценностей», слепо полагали, что мясосодержащий продукт вкуснее вегетарианского, в то время как оба продукта могли быть идентичны (просто один выдавали за другой). Аналогично, участники эксперимента, разделяющие личностные ценности представленные брендом Пепси (яркая жизнь, престиж и общественное признание), отдали предпочтение напитку, который они считали Пепси, в то время как на самом деле они пили обычную газировку.
Участникам эксперимента было предложено попробовать либо хот-дог с говяжьей сосиской, либо его вегетарианскую альтернативу, а в качестве напитка – Пепси или же простую газировку. Некоторые из участников действительно получили обещанное, другим же достался похожий по вкусу заменитель. После дегустации их попросили письменно ответить на вопросы анкеты о системе ценностей и вкусе только что употребленного продукта.
«Результаты нашего исследования могут помочь в распространении практики здорового притания», - считают авторы.
Заядлые мясоеды утверждают, что отдают предпочтение мясным продуктам, поскольку на вкус они гораздо лучше их вегетарианских заменителей. Результаты же нашего исследования подвергают подобные утверждения сомнению. Оценки вегетарианских альтернатив, поставленные участниками эксперимента, оказались ничуть не ниже оценок мясосодержащих продуктов.
На оценку вкусовых свойств продуктов влияли личностные ценности, заложенные в продукте. Стратегия, способная подтолкнуть любителей мясного к смене рациона, включает в себя изменение общепринятых стереотипов в отношении вегетарианской пищи и присвоение ей ценностей (таких как сила и власть), которых придерживаются мясоеды.
Можно также бросить вызов представлениям любителей мясного в том, что на самом деле вкусно, а что нет, используя метод дегустации вслепую и впоследствии демонстрируя им результаты исследования подобные нашим».
Источник: ScienceDaily (July 18, 2008)
Перевод с английского: Тина Шиман-Борлинг