Настоящий индеец - вегетарианец
Нам всем знакомо стереотипное представление о суровом индейце, обитателе прерий: убийца буйволов, одетый в куртку из оленьей кожи, носящий головной убор из разноцветных перьев и кожаные мокассины, живущий в кожаном типи, владелец собаки и лошади, совершенно незнакомый со вкусом овощей. Но подобный образ жизни, который когда-то вели исключительно апачи, был распространён на протяжении двух столетий, не больше. Он не был типичен для большинства коренных американцев в прошлом, и в наши дни мало кто из них так живёт.
В действительности, феномен подобного образа жизни – «индеец-убийца-буйволов» – является прямым следствием европейского влияния, как мы увидим.
В среде моих соплеменников, индейцев чокто, живущих в районе Миссисипи и в Оклахоме, овощи являются основными продуктами их традиционной диеты. Французский манускрипт восемнадцатого столетия описывает вегетарианские предпочтения чокто в том, что касается жилища и пищи. Их «дома» были построены не из кожи, но из дерева, глины, коры и тростника. Основным продуктом, который эти индейцы каждый день ели из глиняных горшков, было блюдо из тушёных овощей, включавшее кукурузу, тыкву и бобы. Они пекли хлеб из кукурузы и жёлудей. Другими любимыми и популярными блюдами были печёная кукуруза и кукурузная каша. (Изредка они употребляли в пищу мясо мелких животных). В древности чокто были прежде всего фермерами. Даже их одежда была сделана из растений: женщины носили платья с изысканной вышивкой, а мужчины – штаны из хлопка. Чокто никогда не украшали свои волосы перьями.
В девятнадцатом столетии плодородные земли чокто в нынешнем Миссисипи вызывали у белых американцев столь сильную зависть, что почти всё племя было насильственно перемещено в область, известную в наши дни как Оклахома. Белые люди выбрали Оклакхому, поскольку большая часть штата была пустынна, а в результате нескольких экспедиций было «установлено», что эти земли бесплодны и бесполезны во всех отношениях. Однако, в действительности, земли Оклакхомы были настолько плодородны, что этот штат стал главным зерновым районом для многих индейских племён, эксплуатировавших его сельскохозяйственные ресурсы. Хотя многие чокто пострадали и умерли во время печально известного переселения, называемого «Путём слёз», те из них, что выжили, успешно обустроились на новом месте, где сохранили свои сельскохозяйственные таланты.
Джордж Катлин, известный исследователь истории индейцев девятнадцатого столетия, так описывал земли чокто в южной Оклахоме в 1840-ые гг.: «…земля была буквально покрыта лозой, увитой бесчисленными гроздьями вкусного винограда… иногда мы едва могли продвигаться вперёд из-за того, что на сотнях акрах земли росли маленьке сливовые деревья… на каждом дереве росло такое количество ягод, что во многих случаях на ветках буквально не было листьев и они опускались до земли… а также мы встретили заросли дикой смородины, крыжовника и съедобной опунции (кактуса «колючая груша»).
Многие «дикие» растения, которые англо-саксонские путешественники встречали на своём пути, были, на самом деле, заботливо культивируемы индейцами.
Даже в наши дни многие продукты, которые чокто готовят на праздники, являются вегетарианскими.
"Кукуруза настолько важна для нашего народа, что считается божественной. У нас существует легенда, согласно которой кукуруза – это дар Хаштали, Великого Духа. Кукуруза была подарена нашему народу, поскольку чокто накормили голодную дочь Великого Духа".
Хаштали буквально означает «Полуденное солнце». Чокто верят в то, что Великий Дух пребывает внутри солнца, ибо курукуза растёт благодаоя солнечному свету!
У чокто также существует другое представление, согласно которому загробная жизнь представляет собой огромную игровую площадку, куда открыт доступ всем, кроме убийц. Что чокто едят на «небесах»? Конечно же, своё любимое лакомство: арбузы, запас которых никогда не иссякает.
Многие племена и народы имеют свои легенды о сотворении, в которых первые люди описываются как вегетарианцы, живущие в своего рода Эдемском Саду. Легенда чероки рассказывает о том, что люди, растения и животные жили в начале времён, «будучи равными и помогая друг другу». Все они удовлетворяли свои потребности, не прибегая к убийству. Когда человек стал агрессивным и начал употреблять в пищу некоторых животных, животные придумали болезни, чтобы сдерживать рост человеческого населения. Однако растения остались друзьями человека, и предложили себя человеку не только в качестве пищи, но и в качестве лекарства, помогая бороться с новыми болезнями.
Другие племена имели с чокто много общего. В древности дети ацтеков, майя и запотеков соблюдали стопроцентно вегетарианскую диету, как минимум, до десяти лет. Основным продуктом была каша, особенно приготовленная из различных видов кукурузы. Считалось, что подобная диета наделяет ребёнка силой и сопротивляемостью болезням. (Испанских колонизаторов очень удивило то обстоятельство, что срок жизни индейцев в два раза превышал срок жизни белых людей.)
Вегетарианская диета также гарантировала детям пожизненную любовь к зёрнам и давала, таким образом, возможность вести более здоровую жизнь. Даже в наши дни целители из этих племён советуют больным «возвратиться в объятия Матери-Кукурузы». Подобное «возвращение» может включать употребление в пищу большого количества кукурузной каши. (Самый простой способ приготовить атоле (кукурузную кашу) – вскипятить магазинную кукурузную муку маса харина в воде. Затем необходимо добавить в блюдо шоколад или кардамон, и сахар, по вкусу.) Атоле считатется священной пищей.
Хотя индейцев обычно ассоциируют с охотой и рыболовством, в действительности, американские индейцы культивировали приблизительно половину всех растительных продуктов, выращиваемых сегодня в мире, которые нигде не были известны до открытия Америки. Можно ли представить итальянскую кухню без томатной пасты или ирландскую – без белого картофеля, или венгерский гуляш – без паприки? Все эти продукты имеют индейское происхождение
Неполный список других индейских продуктов, получивших широкое распространение, включает паприку, красный перец, арахисовое масло, кешью, сладкий картофель, авокадо, маракуйю, цукини, зелёные бобы, спаржевую фасоль, кленовый сироп, лимскую фасоль, клюкву, орех-пекан, окру, шоколад, ваниль, семечки подсолнечника, тыкву, кассаву, грецкие орехи, сорок семь разновидностей ягод, ананасы, и, конечно же, кукурузу и поп-корн.
Во многих учебниках истории излагается история Скванто, индейца из племени потуксент (Pawtuxent), жившего в начале 1600-ых гг. Скванто известен тем, что спас пилигримов от голода. Он показал им, как собирать дикие продукты и готовить кукурузу.
Истории известны тысячи "Сквантов", хотя их имена не дошли до нас. Фактически, современное сельское хозяйство обязано индейцам своими методами выращивания зёрен, гибридизации, посева, ирригации, хранения, использования и приготовления продуктов. Дух Скванто жив и по сей день. Один из примеров – перуанская государственная исследовательская станция в индейской деревне под названием Генаро Херререра (Genaro Herrera). Эта деревня находится в дебрях амазонских джунглей. На станции работают университетские выпускники – ботаники, агрономы и лесники. Они научным образом изучают индейские методы выращивания и приготовления продуктов. Исследователи также учатся тому, как эксплуатировать леса, не уничтожая их, и как бороться с вредителями, не используя химикатов.
Отход некоторых племён северноамериканских индейцев от растительной диеты можно связать с личностью Коронадо, испанского колонизатора шестнадцатого столетия. До него охота была хобби, а не профессией для большинства индейцев. Апачи были одним из немногих племён, для которых убийство животных являлось основным средством выживания.
Но ситуация изменилась, когда Коронадо и его солдаты, покинув территорию Мексики, пересекали Запад и Средний Запад. Лошади некоторых испанцев убежали от своих хозяев и быстро расплодились на равнинах, богатых травой. Индейцы приручили этих новых обитателей своих земель, и началась Эра Буйвола.
Лошади заменили собак в качестве вьючных животных, будучи превосходным транспортным средством. Лошадь стала важным новвоведением для индейцев прерий, аналогичным автомобилю для англо-саксов в более позднюю эпоху. Очень быстро жизнь в прериях стала гораздо более комфортной.
С востока пришло ещё одно важное новшество: огнестрельное оружие. Первые американские колонисты завезли на континет пистолеты и ружья. Из-за индейской «угрозы» они быстро развили производство оружия и преуспели в изготовлении более совершенных образцов. Однако они также занялись поставкой оружия индейским племенам, принимавшим сторону колонистов. Поскольку легче убить животное из ружья, чем при помощи лука и стрел, огнестрельное оружие быстро завоевало популярность у индейцев. С помощью лошадей и ружей охота на буйволов стала гораздо более лёгким занятием.
К апачам присоединились индейцы из других племён, включая сиу, шайенов, арапахо, команчей и киова. Эти племена «утратили кукурузу», забросили сельское хозяйство, и впервые в истории стали вести кочевой образ жизни. Вскоре их пропитание, одежда и кров целиком зависели от одного животного – буйвола.
Джордж Катлин выражал сожаление по этому поводу ещё в 1830 г. Он предсказал исчезновение буйволов (и очень скоро это произошло) и указал на опасность отсутствия многоотраслевого сельского хозяйства. Катлин заметил, что там, где индейцы, обитатели равнин, убивают буйволов исключительно для себя, ситуация может быть иной. Однако, поскольку этих животных убивали с целью наживы, они были обречены на вымирание.
На убийстве буйволов наживался белый человек. Существовал ненасытный восточный рынок буйволиных языков и мехов.
В 1832 г. Катлин описал охоту на буйволов, в которой принимали участие шестьсот индейцев племени сиу верхом на лошадях. Эти люди убили 1400 буйволов исключительно ради их языков. Языки продали белым людям за несколько галлонов водки. Несомненно, водка способствовала тому, что индейцы утратили свой талант, позволявший им использовать животных с максимальной пользой. Племена, не торговавшие с белыми людьми, использовали каждое убитое животное целиком и полностью – вплоть до копыт. Ни одна часть не пропадала. Кроме того, на буйволов не охотились зимой, поскольку в это время года индейцы питались сухим буйволиным мясом.
Но затем буйволов начали убивать в основном зимой. В холодное время года их великолепная шерсть отрастала. По подсчётам Катлина, каждый год индейцы убивали приблизительно 200 000 буйволов, и из их шкур жители восточных районов шили себе одежду. Обычно за шкуру индейцу-охотнику платили одной пинтой виски.
Если бы индейцы понимали опасность исчезновения этого вида они, возможно, воздержались бы от широкомасштабного убийства буйволов. Но для индейцев буйвол был даром Великого Духа, который всегда находился в их распоряжении. Даже спустя много десятилетий после исчезновения больших стад, индейцы-жители равнин по-прежнему верили в то, что их возвращение неизбежно. Они танцевали Танец Духов с целью вернуть буйволов и молились об этом чуде ещё в 1890 г.
Несмотря на лёгкость и финанонсовые выгоды убийства буйволов, некоторые племена не отказались от традиционного образа жизни обитателей равнин. Помимо индейских племён на Юго-Востоке, занимавшихся сельским хозяйством, племена на Среднем Западе, Юго-Западе и Северо-Западе следовали той же модели. Например, осейджы, павни, арикара, мандан, уичита и каддо жили в перманентных сельскохозяйственных поселениях. Даже окружённые буйволами, они строили свои дома из брёвен и глины. А некоторые индейцы Юго-Запада предпочитали хлопок, плетёные корзины и глиняные горшки кожаным сумкам и другим изделиям и предметам животного происхождения.
Катлин довольно точно предсказал ужасные последствия истребления буйволов для племён, жизнь которых зависела от этих животных. Вплоть до наших дней именно эти индейцы больше всего страдают от ассимиляции с другими расами. Например, сиу, живущие в Южной Дакоте, очень бедны, а уровень алкоголизма в их среде – один из самых высоких в США. С другой стороны, племена, выживание которых мало или вообще не зависело от эксплуатации животных, такие как чероки, чокто, крик и чикасо, выживают и растут, в процессе ассимиляции не утрачивая свою культуру.
В прошлом для многих племён мясоедение было редким занятием – во всяком случае, не повседневным событием. С тех пор, как европейцы привили индейцам свою традицию мясоедения, «подарили» им лошадей и огнестрельное оружие, а благодаря белым торговцам быстро распространилось употребление алкогольных напитков, всё изменилось.
Сравнительно немногие индейцы в наши дни являются вегетарианцами. Но так было не всегда.
В прошлом для большинства коренных американцев мясо не только не было любимым продуктом, но к употреблению в пищу мяса не относились с особым пиететом (по контрасту с тем, как это выглядит в наши дни, когда американцы едят индейку на День Благодарения с чувством религиозного долга). С мясом не были связаны какие бы то ни было церемонии. Во время совершения церемоний и ритуалов использовалось одно растение, табак, да и то в умеренных количествах. В центре крупных празднеств, таких как Осенние фестивали, находился урожай, особенно сбор кукурузы. Чокто – не единственное племя, продолжающее танцевать Танец Кукурузы.
Какой была бы эта страна (Америка), если бы люди продолжали следовать своему древнему образу жизни и традициям? Я думаю, смело можно сказать, что уважение, которое многие индейцы испытывают к нечеловеческим формам жизни, оказало бы значительное воздействие на американское общество. Праздничным блюдом Дня Благодарения могла бы стать кукуруза, а не индейка. Исчезло бы гораздо меньше видов животных, экологическая ситуация была бы более благоприятной, а индейцы и друие обитатели Америки вели бы более продолжительную и здоровую жизнь. Возможно, было бы меньше половой дискриминации и расизма, поскольку, как верят многие люди, наше отношение к животным (самым беззащитным существам) определяет наше отношение к детям, женщинам и меньшинствам.
Не понимая этого, индейские воины и охотники прошлого угодили в лапы белых людей, которые захватили их земли и буйволов. Когда земли были отобраны, а буйволиные стада – уничтожены, многие племена оказались в беспомощном положении. Однако индейцы, сделавшие ставку на разнообразие и изобилие растений в качестве средства выживания, сумели спасти свои жизни. Даже после переселения на новые земли они смогли обосноваться, вырастить урожай и продолжать поддерживать существование.
Сейчас мы, их потомки, должны возродить дух древних традиций ради блага всех людей. Мы должны изолировать себя от европейского влияния, которое лишило нас здорового образа жизни. Мы должны вновь открыть объятия нашим братьям и сёстрам, животным, и «вернуться к кукурузе» раз и навсегда.
Об авторе
Рита Лоз – дочь чокто и чероки. Она живёт и занимается литературным творчеством в Оклахоме. Её традиционное имя чокто, Хина Ханта, означает «Сияющий Путь Мира», под которым она подразумевает вегетарианство. Рита-Хина соблюдает вегетарианскую диету на протяжении 14 лет.