Десять причин отказаться от мяса и помочь Земле
Средний британец-мясоед съедает более 11 000 животных в течение жизни, на каждое из которых, чтобы то попало на тарелку, тратится огромное количество земли, топлива и воды. Пришло время подумать о затратах, а также о вкусе.Если мы действительно хотим уменьшить влияние человека на окружающую среду, самый простой и дешевый поступок, который каждый способен совершить, – это есть меньше мяса, а лучше вовсе отказаться от него. За большинством порций говядины или курицы, попадающих на нашу тарелку, стоит необыкновенно расточительная, пожирающая землю и энергию система земледелия, вырубившая леса, загрязнившая океаны, реки, моря и воздух, зависящая от нефти и угля, и несущая на себе значительную долю ответственности за изменение климата. ООН, ученые, экономисты и политики определяют современный способ скотоводства как одну из главных причин множества взаимосвязанных проблем человечества и экологических проблем. На Земле 1 миллиард человек не имеет достаточно пищи, и эта цифра в ближайшие 50 лет увеличится до 3 миллиардов, поэтому назрела крайняя необходимость пересмотреть наши отношения с животными.
1. Перегрев планеты
Сегодня человечество съедает около 230 тонн животных в год. Это вдвое больше, чем 30 лет назад. Основные выращиваемые животные – куры, коровы, овцы и свиньи. Скотоводство требует больших количеств пищи и воды, а продукты жизнедеятельности этих животных выделяют метан и другие парниковые газы и представляют собой буквально горы отходов.
Но насколько сильно мясоедение перенапрягает экологические системы планеты? Ответов на этот вопрос много, однако данные неточны и спорны. В 2006 году ООН подсчитала, что изменение климата благодаря отбросам скотоводства ради мяса составляет примерно 18% от общемирового показателя – больше, чем от автомобилей, самолетов и всех других видов транспорта, вместе взятых.
Авторы доклада «Длинная тень скотоводства» подсчитали не только количество метана, который выделяют особи крупного рогатого скота, но и количество газов, выделяющихся из их навоза; топлива, которое сжигается, когда их туши развозят по рынкам и магазинам (часто за тысячи километров); электроэнергии, необходимой для охлаждения мяса; газа, используемого для приготовления; энергии, необходимой для выращивания и сбора урожая культур, которыми питаются животные; и даже необходимое скоту количество воды.
В 2009 году данные были пересмотрены в сторону увеличения двумя учеными Международного банка до 51%, но попытки сделать точные подсчеты все равно будут безуспешными. Проводились ли исследования в США, с ее огромными хозяйствами-фабриками, или в Европе, где сельское хозяйство наносит меньше вреда окружающей среде? Учитывались ли все отходы от вырубки лесов? А как насчет удобрений, которые используются для выращивания кормовых культур для животных, или отходы производств, создающих корабли для транспортировки крупного рогатого скота, или выбросов «по умолчанию» – выбросов парниковых газов, которые прекратятся, когда мы откажемся от мяса и начнем выращивать растительную пищу? И справедливо ли считать то количество животных, которых мы используем для различных целей, как это делается в развивающихся странах, – от предоставления тягловой силы до использования их кожи и меха для изготовления одежды, – и которые становятся мясом только когда время их экономически активной жизни подходит к концу?
Это кошмар для бухгалтера, но в зависимости от того, как ведется подсчет, вклад скота в изменение климата может быть оценен либо как незначительные 5–10% глобальных выбросов, либо как 50%. В прошлом году Food Climate Research Network сделали вывод, что употребление мяса в Великобритании ответственно за 8% от общего объема выбросов парниковых газов в стране. Но как бы они не считали, животноводство является одним из трех крупнейших источников выбросов, влияющих на изменение климата, и одним из крупнейших вкладчиков в деградацию окружающей среды.
2. «Съедание» земли
Увеличение численности людей на планете свыше 3 миллиардов, переход в развивающихся странах на употребление мяса в бóльших количествах, чем раньше, удвоение общемирового употребления мяса за 40 лет – вот главные «матери» всех продовольственных кризисов будущего. Количество пищи, которую мы выращиваем, не только ограничивается пространствами свободной земли. Не следует забывать, что мясоедам требуется гораздо больше земли, чем вегетарианцам. Семья из Бангладеша, которая питается рисом, бобами, овощами и фруктами, может жить на 1 акре земли или меньше, в то время как среднему американцу, который потребляет около 270 килограммов мяса в год, нужно больше земли в 20 раз.
Почти 30% из свободных ото льда площадей поверхности планеты в настоящее время используются в животноводстве, или для выращивания пищи для животных. 1 миллиард человек голодает каждый день, но животноводство съедает большую часть производимых в мире пищевых культур. Исследование Корнельского университета в 1997 году показало, что около 13 миллионов гектаров земли в США были использованы для выращивания овощей, риса, фруктов, картофеля и фасоли, тогда как 302 миллиона были использованы для разведения скота. Проблема в том, что животные – неэффективные преобразователи пищи в мясо. Для производства 1 кг курятины требуется около 3,4 кг пищи, тогда как для производства 1 кг свинины необходимо 8,4 кг.
Другие ученые подсчитали, что если зерно, которое уходит на корм животным в западных странах, могло быть потрачено непосредственно на людей, мы смогли бы накормить, по крайней мере, в два раза больше людей – или даже гораздо больше, чем сейчас.
Что еще хуже, наше стремление поедать животных привело к перенагрузке хрупких земель, крупномасштабной эрозии почв и опустыниванию. Выпас огромных поголовий скота по всему миру: от низин южной Англии до нагорий Эфиопии и гор Непала, лишает почвы плодородия, а также провоцирует наводнения.
Но цифры следует рассматривать с осторожностью. Навоз удобряет почву, а миллионы животных живут на небольших пространствах земли, совершенно непригодных для сельскохозяйственных культур.
Но прежде чем спешить с выводами и мешать все животноводство в одну кучу, рассмотрим такую ситуацию: в западных странах животные выращиваются таким образом, чтобы получить от них как можно больше мяса в кратчайшие сроки, после чего их забивают. Но в более бедных регионах – особенно в засушливых, крупный рогатый скот занимает центральное место в человеческой жизни и культуре и часто является единственным источником питания и доходов для многих миллионов скотоводов. Непрерывное перемещение этих кочевых пастухов по обширным территориям – основа экономики многих африканских стран, а новое масштабное исследование Международного института окружающей среды и развития предполагает, что это гораздо более экологически эффективный метод скотоводства, чем тот, который применяют в Австралии или США.
3. Большой расход воды
Съедая бифштекс или курицу, вы «выпиваете» всю ту воду, которая была нужна этому животному, чтобы жить и развиваться. Вегетарианский писатель Джон Роббинс рассчитал, что для производства половины килограмма картофеля, пшеницы, кукурузы и риса требуется 27, 49, 76 и 104 литра воды соответственно. Но для производства 0,5 килограмма говядины требуется около 9000 литров воды. Так же и на производство 1 литра молока уходит около 1000 литров воды. Выращивание цыплят-бройлеров является гораздо более эффективным, на производство 0,5 килограмма мяса требуется 1500 литров воды.
Свиньи – одни из самых водозатратных животных. Среднего размера свиноферма в Северной Америке с количеством свиней в 80 000 голов потребляет почти 75 миллионов галлонов пресной воды в год. Большей свиноферме, на которой разводится 1 миллион или более свиней, требуется примерно столько же воды, сколько городу.
Сельское хозяйство, в котором используется 70% воды, доступной людям, уже находится в прямой конкуренции за воду с городами. Но так как спрос на мясо увеличивается, доступность сельскохозяйственных культур и питьевой воды будет уменьшаться. Богатые, но бедные водой страны, такие как Саудовская Аравия, Ливия, страны Персидского залива и Южной Африки, говорят, что имеет смысл выращивать пищу в более бедных странах, чтобы сохранить собственные водные ресурсы, и в настоящее время они покупают или берут в аренду миллионы гектаров земли в Эфиопии и других странах, чтобы обеспечить себя пищей.
4. Рост обезлесения
Глобальный агробизнес 30 лет обращался к тропическим лесам – однако не ради древесины, но для освобождения земель, которые могут быть использованы для выпаса скота или выращивания масленичных пальм и сои. Миллионы гектаров деревьев были вырублены, чтобы обеспечить США гамбургерами, и в последнее время использовались для выращивания кормов для ферм Европы, Китая и Японии.
В своем последнем докладе «Что кормит нашу пищу?» Друзья Земли оценили, что около 6 миллионов гектаров леса в год – площадь, равная Латвии, и больше Бельгии в два раза – и аналогичные площади торфяников и болот превращаются в сельскохозяйственные угодья. По их словам, бóльшая часть этих земель идет на разведение домашнего скота или выращивание кормовых культур.
Поскольку соя становится основной кормовой культурой для кур в мире, промышленность перемещает разведение крупного рогатого скота все глубже в леса.
5. Отравление земли
Промышленное сельское хозяйство в настоящее время доминирует в западном животноводстве и птицеводстве, и одна ферма может теперь создавать столько же отходов, сколько и город. Одна корова выделяет около 40 килограмм навоза на каждый килограмм идущего в пищу мяса, а когда у вас тысячи голов теснятся в маленьком пространстве, это может привести к драматичным результатам. Их навоз и моча отводятся в массивные отстойники, размер которых иногда составляет целых 40 миллионов галлонов. Эти выгребные ямы часто ломаются, протекают или переполняются, загрязняя подземные воды и реки азотом, фосфором и нитратами.
Десятки тысяч километров рек в США, Европе и Азии загрязняются каждый год. Один разлив миллионов галлонов отходов из отстойника на свиноферме в Северной Каролине в 1995 году убил около 10 миллионов рыб и послужил причиной закрытия 364 000 гектаров прибрежных водно-болотных рыболовных угодий.
Огромные количества животных, которые в настоящее время разводятся в пищу людям, угрожают биологическому разнообразию планеты. Более чем трети из 825 в мире «экорегионов» определенных WWF (Всемирный фонд дикой природы) как охраняемые, угрожает скотоводство, а американское отделение Conservation International (Международный комитет охраны природы) считает, что 23 из 40 глобальных «горячих точек биоразнообразия» – мест, наиболее ценных для жизни – в настоящее время серьезно пострадали от животноводства.
6. Загрязнение океанов
Недавняя нефтяная катастрофа в Мексиканском заливе – не единственная проблема, с которой столкнулся этот регион. Каждое лето примерно 13 – 20 тысяч квадратных километров моря в устье реки Миссисипи становятся «мертвой зоной», когда огромные количества избыточных питательных веществ из отходов животноводства, птицефабрик, сточных вод, соединений азота и удобрений обрушиваются могучей рекой. Это вызывает цветение водорослей, которые поглощают весь кислород из воды, так что мало кому удается выжить.
От скандинавских фьордов до Южно-Китайского моря было обнаружено около 400 мертвых зон размером от одного до более 70 000 квадратных километров. Животноводство – это не просто преступник, это один из худших преступников.
7. Ухудшение атмосферы
Каждый, кто жил рядом с большой фермой, знает, какие ужасные запахи ее окружают. Помимо парниковых газов, таких как метан и двуокись углерода, коровы и свиньи выделяют множество других загрязняющих газов. Данных, охватывающих общемировое положение дел, пока еще нет, но в США скотоводство и выращивание кормовых культур несут ответственность за 37% использования пестицидов, производство более половины всех антибиотиков и трети азота и фосфора, попадающих в пресную воду. Почти две трети созданного человеком аммиака – одной из основных причин кислотных дождей – также производится скотом. Кроме того, усиленное промышленное животноводство способствует озоновому загрязнению.
8. Риск заболеваний
Животные отходы содержат многие болезнетворные микроорганизмы – в том числе сальмонеллы, кишечную палочку, криптоспоридии и энтеробактерии, которые могут передаваться человеку через контакт с водой или навозом. Кроме того, миллионы килограммов антибиотиков в год добавляются в корма для животных для ускорения их роста. Но это также способствует росту резистентных бактерий, из-за чего становится труднее лечить болезни людей.
9. Расход нефти
Экономика западного животноводства опирается на нефть. Именно поэтому, когда цена на нефть достигла своего пика в 2008 году, в 23 странах были голодные бунты. Каждое звено в цепи действий, благодаря которым мясо попадает на стол, требует электроэнергии: от производства удобрений, которые используются при выращивании кормов для животных, до выкачивания необходимой воды из рек или подземных вод; до топлива, которое требуется для транспортировки охлажденного мяса в гигантских кораблях и грузовиках; до полок в супермаркетах. Согласно некоторым исследованиям одна треть всех видов ископаемого топлива, добываемого в США, в наши дни уходит на нужды животноводства.
10. Мясо – это дорого, по многим причинам
Опросы показывают, что 5–6% населения не ест мяса вообще, тогда как миллионы других людей сознательно уменьшают количество потребляемого мяса или ест его лишь время от времени.
Но количество поедаемого мяса по-прежнему ошеломляет: по словам Вегетарианского общества средний британский мясоед съедает более 11 000 животных в жизни: 1 гуся, 1 кролика, 4 особи крупного рогатого скота, 18 свиней, 23 овцы и ягненка, 28 уток, 39 индюков, 1 158 кур, 3 593 моллюска и 6 182 рыбы.
Мясоеды увеличивают свои шансы столкнуться с ожирением, раком, заболеваниями сердца и другими болезнями, а также с дырой в кармане. Считается, что мясная диета, как правило, в два раза дороже вегетарианской.