Куры не глупее дельфинов
Забудьте уничижительный подтекст выражения «куриные мозги». В преддверие года Петуха (по восточному календарю он начинается 28 января 2017 года), как нельзя кстати пришлись новости, позволяющие по-новому взглянуть на такое скромное существо, как курица.
Исследование, опубликованное на этой неделе в научном журнале Animal Cognition, утверждает, что эти кудахтающие создания очень умны, что, впрочем, никогда не было секретом для наблюдательных сельских жителей, разводящих кур.
Невролог Лори Марино является автором статьи, в которой обобщаются выводы нескольких исследований, показывающих: куры демонстрируют самоконтроль и самооценку, что может свидетельствовать о наличии у них самосознания. Они также обладают недюжинными способностями к хитрости и двуличию, которые Марино описывает как «макиавеллиевские алгоритмы социальных взаимодействий». Исследователи установили, что куры умнее, чем мы думаем, и даже могут быть коварными!
Марино является директором Kimmela Center for Animal Advocacy, некоммерческой организации, которая защищает основные права животных.
Среди прочих данных в его статье фигурируют следующие наблюдения:
Куры обладают некоторым пониманием чисел и основных арифметических действий.
Они строят сложные иерархические связи, осваивают социальные навыки и правила в сложных отношениях, подобных человеческим.
Они общаются сложными способами, согласно иерархии, которая может зависеть от уровня самосознания и способности осознавать статус другого животного.
Куры обладают способностью рассуждать и делать логические выводы. Например, они владеют простыми формами дедукции, которая у людей развивается примерно в возрасте семи лет.
Они в состоянии воспринимать временные интервалы и даже предвидеть будущие события.
Цыплята имеют сложные отрицательные и положительные эмоции, они демонстрируют способность к простой форме сопереживания.
Так же, как и другие животные, каждый цыплёнок, петух и курица – это своеобразная личность со своим характером, и все они обладают довольно изощрёнными познавательными, эмоциональными и поведенческими способностями.
Лори Марино и другие защитники животных надеются, что исследования в области интеллекта, поведения и социальных отношений птиц будут проводиться более глубоко в естественной обстановке, а результаты помогут изменить наши представления о курах и отношение к ним.
Огромное количество цыплят содержат в жестоких условиях на фермах, где они проводят всю свою жизнь в тесных клетках, в полутёмных амбарах. Когда они достигают возраста двух лет, их умерщвляют и заменяют более молодыми несушками, чтобы поддерживать максимальную производительность фермы.
Хотя куры пользуются репутацией не самых умных птиц, исследования показывают, что они находятся на одном уровне с такими высокоинтеллектуальными видами, как собаки, шимпанзе, слоны, дельфины и даже люди, говорит Марино.
Основным показателем интеллекта является способность решать новые проблемы, утверждает Дамиан Скарф, профессор психологии в Университете Отаго в Новой Зеландии. В отличие от людей, однако, птицы не могут сесть и пройти тесты на IQ. Так как же исследователи определяют уровень птичьего развития? Они проводят ряд специфических тестов, оценивают базовую мозговую активность вида в целом, а также диапазон птичьего интеллекта у отдельных особей и пород (как и у людей, одни птицы умнее других).
Вот выборка стандартизированных тестов, которые учёные используют для оценки птичьего интеллекта.
Карточный тест
Умение: Решение проблем.
Тест: Птице предоставлен выбор между двумя карточками. Одна из них явно связана с кусочком пищи. Может ли птица вытащить карточку, которая принесёт ей награду?
Результат: Если птица успешно выбирает правильную карточку чаще, чем неправильную, в серии испытаний, это показывает, что она может решать проблемы в своей голове, а не только путём проб и ошибок. Многие виды птиц прошли испытание, в том числе попугаи, вороны, индейки, грифы и вороны. В одном из исследований 2013 года учёные обнаружили, что голуби могли успешно выбирать правильную карточку, когда эксперимент был смоделирован на сенсорном экране (новый метод, который помогает исследователям использовать один и тот же тест для разных видов птиц, чьи клювы или ноги мешают им физически вытаскивать карточку). Другие виды, такие как шимпанзе и дети человека, также успешно проходят это испытание, хотя оно ставит в тупик «лучшего друга человека» – собаку.
Коробочный тест
Навыки: Решение проблем, сравнительный интеллект.
Тест: Исследователи помещают пищу внутри прозрачного ящика, который имеет несколько различных точек доступа. Чем умнее животное, тем быстрее оно сообразит, как добраться до еды.
Результат: В одном эксперименте горные синицы выполнили задачу гораздо быстрее, чем их сородичи, обитающие в низинах; вывод может свидетельствовать о том, что тяжёлые условия выживания приводят к улучшению навыков решения проблем.
Эзопов тест
Навыки: использование орудий для решения проблем.
Тест: В одной из древнегреческих притч ворона удовлетворяет жажду, бросая мелкие камни в кувшин, пока вода не поднимается в верхнюю часть сосуда и становится доступной. В 2014 году в ходе эксперимента исследователи осуществили подобный сценарий, предоставляя птицам наполовину заполненные водой колбы с плавающей на поверхности пищей вне их досягаемости.
Результат: Вороны целенаправленно заполняли колбы посторонними предметами, пока уровень воды не поднимался достаточно высоко, чтобы можно было поживиться. Ученые провели аналогичные тесты с грачами и сойками, и даже с детьми.
Тестирование скоропортящейся едой
Навыки: Сознание времени, память.
Тест: В 1998 году исследователи в лаборатории дали скоропортящихся червей птицам, те поели и остатки спрятали, чтобы съесть позже. Отслеживание поведения птиц показало, что сойки прекратили извлекать припрятанных червей примерно через пять дней; к этому времени черви начали гнить.
Вывод: Исследователи пришли к выводу, что птицы сознают течение времени.
Тест семейных уз
Навыки: социальный интеллект, визуальное восприятие.
Teст: Исследователи наблюдали суету сибирских соек вокруг кормушки, отмечая агрессивные взаимодействия. Они также изучили генетический набор каждой птицы.
Результат: Когда исследователи сопоставляли степень генетического родства с выраженностью агрессивного поведения, они обнаружили, что сойки были менее дружественными по отношению к птицам, которые не являлись их ближайшими родственниками. Как именно они определяют своих – неизвестно, возможно, по внешнему виду. Исследователи предполагают, что сойки, которые живут и кормятся совместно, хотели оттеснить чужаков, с тем, чтобы ограничить доступ конкурентов к общему котлу.
Распознавание лиц
Навыки: визуальные способности, быстрое обучение, долгосрочная память.
Teст: У исследователей из Вашингтонского университета было ощущение, что обитающие на территории университетского городка вороны – некоторых из птиц иногда на время помещали в лабораторию – могли распознавать их. Для того, чтобы убедиться, что пернатые действительно запоминают человеческие лица, в 2010 году исследователи надели разнообразные маски, а затем вели себя «опасным» образом – отлавливали и кольцевали ворон – или нейтрально, не пытаясь их ловить. Они поймали и выпустили пять групп по пятнадцать ворон.
Результат: В течение следующих трёх лет вороны с громкими криками осаждали, налетали и клевали тех, кто носил «опасную» маску, даже если маски были на других людях и в большой толпе. Исследование показало, что одного отрицательного взаимодействия достаточно, чтобы сформировать у ворон злобу. Более того, получившие негативный опыт птицы науськивали других ворон каркать и обижать людей, хотя исследователям не вполне понятно, как именно птицы делали это.
Тест сопоставления
Навыки: Память, видение творческого решения проблем, обучаемость.
Teст: На первом этапе эксперимента в 2014 году воронам были показаны три карточки, каждая из которых отличалась от других по цвету или форме. Средняя карта соответствовала одной из двух других карт, расположенных с каждой стороны и прикрывающих маленькие чашки; награда была помещена в чашку с согласующейся карточкой. Две вороны быстро стали очень опытными специалистами в поиске вознаграждения путем сопоставления. Затем исследователи изменили задачу: ни одна из карточек не совпадала, но призовая имела схожие качества со средней. Например, средняя карточка могла иметь рисунок из двух одинакового размера квадратов, а призовая карточка – двух одинакового размера кругов.
Результат: К удивлению исследователей, вороны смогли выполнить эту задачу, гораздо более сложную, с лёгкостью, даже без подготовки. Они использовали навыки, полученные в первом эксперименте, чтобы достичь успеха во втором. Обезьяны тоже справлялись с подобными заданиями, что убедило учёных в их способности действовать по аналогии, используя навыки, полученные при решении одной задачи, для решения другой. В ходе исследования впервые было доказано, что птицы, а не только млекопитающие, обладают аналоговым мышлением.
Тест на чувство ритма и темпа
В 2008 году какаду по имени Снежок покорил Интернет, когда его владельцы разместили несколько видео, на которых он ритмично танцует под популярные песни. Ученые увидели видео и задействовали птицу в эксперименте. Они включали множество различных песен и отслеживали, меняется ли скорость движений попугая соответственно.
Результат: Снежок – хороший танцор, как, наверное, и другие птицы; у него прекрасное чувство ритма и темпа.
«Эти новые виды тестирования дают нам возможность с другой точки зрения изучить интеллект птиц», – говорит Дамиан Скарф.