Поддерживают ли веганы зоопарки?
Несмотря на пользу, о которой много и часто говорят, зоопарки отнюдь не являются «родным домом» для животных. Даже при самых идеальных условиях содержания, зоопарки не могут ни воспроизвести собой естественные среды (хабитаты) обитания животных, ни заменить им таковые. Животных либо забирают из их природного дома, либо они рождаются в неволе, где им не позволяется делать то, что для них естественно – бегать, свободно бродить, летать, карабкаться по деревьям, искать корм, подыскивать половых партнёров, иметь семью и находиться в обществе других представителей своего вида.
Зоопарк – это коммерческое предприятие, в рамках которого детёныши животных привлекают к себе толпы зевак, а взрослых животных обычно «одалживают», покупают и продают. Участь престарелых («лишних») животных – не особо скрываемая (и иногда незаконная) практика этой индустрии. Животные заканчивают свой жизненный путь на аукционах, в охотничьих угодьях, в лабораториях, или погибают в ещё худших обстоятельствах.
Так одобряют ли веганы зоопарки? Нет, и вам этого делать не следует.
«Нам необходимо уважать животных; желать, чтобы они могли жить и свободно перемещаться в естественной для них среде обитания, к которой они адаптированы, вместо того, чтобы насильственно отчуждаться от родных ареалов. Мы должны позволить птицам жить в лесах, вместо того, чтобы заключать их в клетки, обрекая на участь декоративных или «болтающих» существ; позволить шимпанзе жить на их естественных территориях, а не вынуждать их рожать детёнышей в зоопарках и языковых лабораториях» – пишет Ли Холл, автор книги «На своих условиях».
По данным Ассоциации зоопарков и океанариумов, ежегодно более 175 млн человек посещает зоопарки и океанариумы – их больше, чем всех посетивших матчи по футболу, баскетболу, бейсболу и хоккею в национальном масштабе за год вместе взятых.
Массовое восприятие зоопарков носит абсолютно позитивный характер – они рассматриваются как святилища, предназначение которых состоит в том, чтобы сохранять виды животных и заботиться о них.
Однако это ещё один человеческий миф, наподобие мифа о счастливых коровах.
Зоопарки существуют исключительно для того, чтобы удовлетворять наше желание глазеть на другие формы жизни. Это желание привело нас к тому, что мы ловим или выводим и сажаем в клетки свободно разгуливающих животных, обрекая их на существование, зависящее исключительно от наших желаний и прихотей.
Во-первых, и прежде всего, зоопарки – это бизнес
И, как и любому бизнесу, зоопаркам, чтобы работать, нужны средства.
Как правило, зоопарки зарабатывают или получают деньги тремя способами:
1. Налоги/государственные дотации.
2. Поддержка со стороны филантропов/выручка от продажи билетов.
3. Торговля сувенирами.
Одни зоопарки с целью получения дополнительных доходов имеют отдельные коммерческие предприятия, другие занимаются обслуживанием разных мероприятий, подавая продукты животного происхождения под видом помощи [другим] животным.
Важной функцией зоопарков является развлечение, поскольку люди хотят, чтобы их забавляли. Если зоопарк стремится оставаться на плаву, в финансовом смысле, то он должен удовлетворять запросы публики.
Помните, что зоопарк – это бизнес.
«Все зоопарки – это коммерческие предприятия. Они не занимаются защитой вымирающих видов и не учат по-настоящему уважать животных (в противном случае, посетители зоопарков становились бы членами обществ по защите животных, вместо того чтобы лакомиться сосисками в кафе при зоопарках)», – говорит Руби Рот.
Многие животные, содержащиеся в неволе, начинают страдать от болезней – телесных и психических. Одно из распространённых расстройств – невротическое и атипическое поведение, известное как «зоопсихоз». Зоопсихоз возникает как следствие скуки, депрессии, отчаяния, отсутствия психической и физической удовлетворённости, а также в результате того, что животных лишают их естественного местообитания и социальных структур.
Симптомы зоопсихоза:
желание кусать и грызть прутья клеток,
копрофагия (поедание испражнений и игры с ними),
членовредительство,
раскачивание и прыжки,
рвота,
частое облизывание себя.
«Я регулярно фотографирую в зоопарках и знаю, что они вовсе не производят ужасного впечатления. В некоторых из них достаточно пространства, укрытий и питания для животных. К несчастью, это скорее исключение, чем норма», – говорит Джоуэн Макартур.
Образование
Как свидетельствуют данные опросов, 94 % людей считают, что зоопарки учат детей тому, как защищать животных и их хабитаты. В действительности, зоопарки демонстрируют людям то, как животные реагируют на скуку, депрессию и стресс в условиях неволи. Посетитель не наблюдает животное в его излюбленном хабитате и в естественном состоянии, что делает подлинное просвещение в этом вопросе в рамках зоопарка практически невозможным.
«Даже если рядом с клетками, в которых содержатся животные, присутствует множество надписей, описаний и образовательных стендов, посетители запомнят лишь малую толику этой информации, если вообще запомнят. Более эффективные способы просвещения включают видео, документальные фильмы, посвящённые диким животным, слайды, интерактивные модули, графические дисплеи и компьютерное моделирование. Всеми вышеназванными способами можно показывать жизнь животных в их естественной среде, что позволяет людям действительно понять, как животные охотятся, питаются, воспитывают детёнышей, размножаются, реагируют на любовь и выражают её, испытывают страх, боль, чувство голода, следуют инстинктам и, в конечном счёте, как они ведут себя и выживают в природе.
Демонстрация животных в замкнутом и крайне ограниченном пространстве вводит посетителей в заблуждение, создавая у них ложное впечатление о том, чем наполнена жизнь диких животных на воле. Конечно, не подлежит сомнению то, что в некоторых зоопарках действительно присутствует элемент образования. Но сам этот факт вызывает другие вопросы. Чему мы хотим научить посетителей зоопарков? В какой степени просвещение требует держать диких животных в неволе? Хотя я надеялась найти оправдание происходящему, я была вынуждена прийти к заключению о том, что зоопарки продолжают быть заведениями, губительными для животных, и не преподносят детям позитивных уроков о фауне. Дети, наблюдающие как леопарды бесцельно блуждают по вольерам, получают совершенно искажённое представление о жизни крупных хищников. Кроме того, у них складывается впечатление, что заставлять живых существ страдать ради нашего развлечения приемлемо. Мы хотим научить детей проявлять доброту к животным, а не глазеть на их мучения, жуя поп-корн», – говорит Суджата Рамакришна, детский психиатр и автор книги «Воспитание детей, которые любят животных».
«По мере того, как воспоминания будут стираться, а обитатели зоопарков – генетически чахнуть, становиться всё более хрупкими и отдаляться от своих предков, людям будет тяжело поверить в то, что некогда эти животные были гордыми, опасными, непредсказуемыми, что они жили на обширных территориях и с царским достоинством свободно бродили и плавали в тех самых лесах и акваториях, которые использовало человечество. Взрослые, за исключением нескольких упрямцев, будут воспринимать их отсутствие как нечто само собой разумеющееся. Дети станут поражаться, если услышат, что некогда в нашем мире жило множество львов», – говорит Дэвид Квоменн, автор книги «Монстр – это Бог».
Научные исследования
Зоопарки способствуют научным исследованиям, как минимум, тремя способами:
финансируют полевые исследования, проводимые учёными, которые не связаны с зоопарками;
нанимают учёных в качестве работников;
позволяют учёным изучать животных, которые в природной среде недоступны для исследований.
Немногие зоопарки способствуют реальным научным изысканиям; ещё меньше зоопарков, в числе работников которых – учёные, занимающиеся исследовательскими изысканиями на условиях полной занятости. Те же учёные, которые занимаются такой работой, изучают скорее свободно живущих животных, нежели животных, содержащихся в зоопарках. Исследования, проводимые в зоопарках, можно разделить на две категории: изучение поведения животных и изучение их анатомии.
Оправданность изучения поведения животных, содержащихся в зоопарках, – предмет для дискуссий. Существует мнение, что невозможно узнать что-либо, наблюдая за животными, которых держат в неестественных условиях, типичных для большинства зоопарков. Поведение определяется средой обитания. Несомненно, среда, в которой нет хищников, инициирует поведение, отличное от того, что типично для свободного животного, и полученные в зоопарке сведения не могут быть исчерпывающими и точными.
Число зоопарков, в которых проводят заслуживающие доверия исследования, просто ничтожно. В рамках таких исследований изучается преимущественно физиологическая структура животного, а также его заболевания. Однако очевидно, что результаты таких исследований относятся, главным образом, к животным, живущим в неволе. Поэтому они дают скудную информацию о том, как лучше сохранять виды, живущие в дикой природе.
Сохранение
По большому счёту, единственное и самое рекламируемое благо зоопарков – это сохранение видов животных, которые, в противном случае, вымерли бы. Зоопарки реализуют программы по сохранению вымирающих видов, и это правда, что некоторые из таких программ оказались достаточно успешными. Однако можно оспорить эффективность подобных программ, указав на то обстоятельство, что зоопарки продолжают забирать больше животных из естественных хабитатов, чем возвращать в них.
79% людей симпатизируют компаниям, поддерживающим сохранение диких животных в зоопарках.
66% - охотнее покупают продукты и услуги таких компаний.
Одна из проблем, возникающих в племенной работе, состоит в том, что в рамках таких программ множество животных оказываются лишними. У некоторых видов (львов, тигров и зебр, например) несколько самцов способны обслуживать всё стадо. Дополнительные самцы просто не нужны, они становятся финансовым бременем.
Обращение с такими «лишними» животными – это маленький грязный секрет данной индустрии. Таких особей продают на аукционах экзотических животных, подвергая их риску оказаться во власти индивидуумов и институтов, которые не в состоянии должным образом о них позаботиться. Одни животные попадают в придорожные зоопарки и парки аттракционов, другие – в частные охотничьи заповедники, где их, в конце концов, убивает кто-то, заплативший за подобную «привилегию». Наконец, некоторых животных ждёт участь подопытных в научных лабораториях и университетских исследовательских программах.
Возможно, самая шокирующая практика состоит в том, что «лишние» животные, которых не продают, заканчивают свой жизненный путь в роли пищи для других животных, содержащихся в зоопарках.
Некоторые зоопарки рассматривают предложения «перерабатывать» лишних животных: в данном случае «переработка» является эвфемизмом, относящимся к тому, что их убивают, а затем их тушами кормят других животных в зоопарках. Многие удивляются, слыша о том, что зоопарки убивают животных. Им не следует удивляться. Зоопарки стремятся иметь разнообразные «коллекции» животных. Это возможно лишь благодаря заботливому менеджменту относительно «запасов».
Возникают дальнейшие вопросы о сохранении вымирающих видов в зоопарках. Действительно ли лучше содержать нескольких несчастных восточных горных горилл в зоопарке, чем позволить этому виду исчезнуть? Большинству специалистов по охране окружающей среды ответ очевиден: вид следует сохранить любой ценой. Но такая постановка вопроса подразумевает, что «второсортными» гориллами жертвуют ради «первосортных». Поступая так, разве мы не используем животных в качестве не более чем носителей их генов?
Разве мы не сохраняем генетический материал ценой жизней самих животных? Если в будущем горные гориллы будут способны выживать лишь в зоопарках, то мы должны спросить, действительно ли для них лучше жить в сконструированной нами искусственной среде, чем не рождаться вовсе.
Ресурсы (время и деньги), которые тратятся на программы племенной работы, следует использовать для сохранения уничтожаемых хабитатов. Гибель хабитатов – это первопричина вымирания видов. Также нельзя не сказать о том, что производство мяса и молочных продуктов вносит свою лепту в дело разрушения окружающей среды, и автоматически, приводит к гибели дикой природы.
Как это ни парадоксально, некоторые зоопарки предлагают посетителям продукты фаст-фуда – гамбургеры и хот-доги.
«Избегая продуктов животного происхождения, зоопарков, океанариумов, скачек и тому подобных явлений, веганы подорвали мощь институтов, занимающихся разведением домашних животных в качестве товара, – институтов, которые, в то же время, используют для своих целей хабитаты, необходимые свободным животным», – говорит Ли Холл.
Существуют альтернативы
Родители могут опасаться, что отказ от посещения зоопарков приведёт к тому, что их дети упустят что-то интересное. Существует альтернатива визитам в зоопарк, позволяющая детям поддерживать связь с животными и узнавать о них что-то новое: приюты для животных.
Посетители могут взаимодействовать с обитателями приютов в умиротворённой обстановке, которая позволяет лучше понять индивидуальность животного.
Посещайте места обитания диких животных, заповедники, заказники, парки.
Смотрите документальные фильмы. Такие программы, как Planet Earth, содержат потрясающий видеоряд и прекрасные комментарии образовательного и развлекательного характера.