Как производители продуктов вводят потребителей в заблуждение фальшивыми списками ингредиентов
В данной статье изобличаются самые распространённые уловки, используемые производителями продуктов. Кроме того, статья содержит советы, призванные помочь покупателям читать надписи на ярлыках и этикетках со здоровым скептицизмом.
Миф: список ингредиентов размещают на упаковках продуктов, чтобы информировать потребителей о содержимом продукта.
Реальность: списки ингредиентов используются производителями продуктов, чтобы обманывать покупателей, заставляя их думать, будто их продукты являются более полезными (или лучшего качества), чем на самом деле.
Обман покупателей: уловки торговцев
Если на упаковке перечислены все компоненты, присутствующие в данном продукте, то как же эта информация может ввести покупателя в заблуждение? Вот некоторые распространённые способы обмана:
Одна из самых популярных уловок состоит в том, что сахар указывается в составе продукта так, что он не фигурирует в числе первых трёх ингредиентов. Например, производитель может использовать комбинацию сахарозы, кукурузного сиропа с высоким содержанием фруктозы, сухой кукурузной патоки, коричневого сахара, декстрозы и других сладких ингредиентов. Подобная сложная комбинация служит гарантией того, что ни один из входящих в её состав ингредиентов не присутствует в достаточно большом количестве, чтобы достичь вершины списка ингредиентов (ингредиенты, занимающие в продукте львиную его долю, указаны первыми).
Такая уловка заставляет покупателей думать, что продукт не состоит, главным образом, из сахара, тогда как, в действительности, все основные ингредиенты могут быть различными формами сахара. Это способ переместить сахар на нижние строки списка ингредиентов и, тем самым, ввести потребителей в заблуждение относительно содержания сахара в продукте.
Другая уловка состоит в том, чтобы включить в список небольшое количество ингредиентов со звучными названиями. Мы видим подобное в рекламе товаров личной гигиены и шампуней, когда компании заявляют, что предлагают «травяные» шампуни, хот в них практически нет реальных трав. Когда речь идёт о таких продуктах, компании указывают в списке ингредиентов ягоды с «целебными» названиями, травы или «чудо-продукты», которые, зачастую, присутствуют в продукте в ничтожных количествах.
Пример: указанная в конце списка спирулина практически бесполезна. В продукте недостаточно спирулины, чтобы она оказывала реальное воздействие на здоровье потребителя. Эта уловка зовётся «обогащением этикетки».
Сокрытие опасных ингредиентов
Третья уловка – сокрытие вредных соединений за невинно звучащими названиями, побуждающими потребителей считать эти ингредиенты безопасными. Например, есть такой крайне канцерогенный ингредиент, как нитрит натрия – название звучит совершенно невинно, но существует масса свидетельств того, что он вызывает опухоль головного мозга, рак поджелудочной железы, толстой кишки и многие другие разновидности рака.
Кармин: звучит как название невинного пищевого красителя, но его, в действительности, делают из раздавленных тел карминоносных червецов (тлей). Конечно, никто бы не стал пить клубничный йогурт, если бы в списке ингредиентов значилось: «красный пищевой краситель на основе насекомых», поэтому краску назвали просто «кармин».
Аналогичным образом, «дрожжевой экстракт» звучит как название совершенно безопасного пищевого ингредиента, но это, на самом деле, уловка, используемая для сокрытия глутамата натрия (глутамат-мононатрий – химический усилитель вкуса продуктов, подвергаемых интенсивной переработке). Многие ингредиенты содержат скрытый глутамат-мононатрий. Практически все гидролизованные или автолизованные ингредиенты содержат некоторое количество скрытого глутамата-мононатрия.
Не будьте одурачены названием продукта
Известно ли вам, что название продукта не имеет ничего общего с его составом? Продовольственные компании, дающие названия своим брэндам, выпускают такие продукты как «Guacamole Dip», в котором нет авокадо. Вместо этого плода подобные продукты содержат гидрогенизированное масло соевых бобов и искусственные зелёные красители. Но доверчивые потребители продолжают покупать эти продукты, считая, что приобретают авокадовый дип, когда, в действительности, покупают вкусный яд зелёного цвета.
Названия продуктов могут включать слова, описывающие ингредиенты, которых вовсе нет в продукте. Например, «сырный» крекер не содержит ни грамма сыра. «Сливочный» продукт – нечто без следов сливок. «Фруктовый» продукт не обязательно содержит хотя бы одну молекулу фрукта. Не позволяйте вводить себя в заблуждение названиями продуктов, напечатанными на упаковке. Ярлыки изобретаются специально для того, чтобы продать продукт, а не скрупулёзно описать ингредиенты, содержащиеся в нём.
Списки ингредиентов не включают загрязнители
К составителям списков пищевых ингредиентов не предъявляются требования включать названия химических загрязнителей, тяжёлых металлов, бисфенола А, полихлордифенилов, перхлората или других токсичных субстанций. В результате, список ингредиентов, прилагаемый к товару, не перечисляет реальные ингредиенты, но лишь создаёт иллюзию, выгодную производителю.
Разумеется, так задумано. Требования к перечню продуктовых ингредиентов были разработаны совместно правительством и частным сектором (продовольственными корпорациями). Сперва эти корпорации вообще не желали предоставлять списки ингредиентов. Они заявляли, что информация об ингредиентах представляет собой «закрытые сведения», предание коих огласке разрушит их бизнес, поскольку будут раскрыты секретные рецепты их производства. Конечно, это полная чепуха, продовольственные корпорации стремятся, прежде всего, держать потребителей в невежестве относительно истинного содержимого своих продуктов. Поэтому до сих пор не требуется перечислять химические загрязнители, пестициды, тяжёлые металлы и другие вещества, оказывающие непосредственное и значительное воздействие на здоровье потребителей. На протяжение многих лет продовольственные компании всячески сопротивлялись тому, чтобы включать в списки транс-жирные кислоты, и только после массовых публичных протестов групп защитников здоровья потребителей Управление по контролю за продуктами и лекарствами заставило компании включать жиры в перечень ингредиентов.
Сокрытие сведений о количестве опасных ингредиентов
Продуктовые компании вычислили, как можно манипулировать потребителем, создавая у него впечатление, будто продукт не содержит опасных ингредиентов, таких как жирные кислоты. Управление по контролю за продуктами и лекарствами создало лазейку, позволяющую выгодным для производителя образом сообщать о наличии транс-жирных кислот: разрешается заявлять о нулевом содержании транс-жирных кислот в описании любого продукта, содержащего 0, 5 г транс-жирных кислот (или меньше) на порцию. Такова логика Управления, согласно которой 0,5 = 0. Но туманная арифметика – не единственная уловка Управления, нацеленная на защиту коммерческих интересов индустрии, которую оно призвано регулировать.
Эксплуатируя эту лазейку компании произвольно уменьшают размер порций своих продуктов до абсурдного уровня – ровно столько, сколько нужно, чтобы понизить содержание транс-жиров до 0,5 г на порцию. Затем они горделиво пишут на упаковке: «ноль транс-жиров». В действительности, продукт может изобиловать транс-жирами, присутствующими в гидрогенизированных маслах, но размер порции уменьшается до объёма, которым можно накормить разве что мышь, но никак не человека.
В следующий раз, покупая продуктовый товар, обратите внимание на строку «число порций». Скорее всего, вы увидите абсурдно большое число, не имеющее ничего общего с реальностью. Например, производитель печенья может заявлять, что одно печенье – это целая «порция». Вы знаете кого-то, кто наедается одним печеньем?
Если одно печенье содержит 0, 5 г транс-жирных кислот, то производитель может заявить, что вся упаковка не содержит транс-жиров. Однако, в действительности, упаковка может включать 30 печений, и каждый кусочек содержит 0,5 г транс-жиров, что всего составляет 15 г в целой упаковке (но это при условии, что люди способны считать, помехой чему служат свойства гидрогенизированных масел, разрушающих мозг).
Вот так вы получаете упаковку печенья, содержащую 15 г транс-жиров (большую дозу яда), и при этом вас уверяют, что количество транс-жиров равно нулю. Это ещё один пример того, как продовольственные компании используют списки ингредиентов, чтобы обманывать покупателей, а не информировать их.
Ниже приведены дополнительные советы, призванные помочь в успешной расшифровке надписей на этикетках:
1.Помните, что ингредиенты указываются в порядке, отражающем их пропорциональное присутствие в продукте. Это означает, что первых трёх ингредиентов по массе гораздо больше, чем всех остальных. Первые три ингредиента – это то, что вы, по большому счёту, едите.
2. Если список ингредиентов содержит длинные слова, напоминающие названия химических веществ, которые вам трудно выговорить, откажитесь от покупки данного продукта. Скорее всего, он содержит всевозможные токсичные химикалии. Зачем вам его есть? Употребляйте в пищу только продукты с ингредиентами, которые вам знакомы.
3. Не позволяйте вводить себя в заблуждение пышными названиями трав или других ингредиентов, которые фигурируют в самом конце списка. Производитель продукта, указывающий в конце списка «ягоды годжи», использует их в качестве маркетингового хода. Истинный объём ягод годжи в продукте, скорее всего, минимален.
4. Помните, что производители не обязаны указывать в списке ингредиентов химические загрязнители: пестициды, растворители, акриламиды, перфтороктановую кислоту, перхлорат (ракетное горючее) и другие токсичные химикалии. Лучший способ минимизировать потребление ядов состоит в том, чтобы покупать органические, свежие, минимально переработанные продукты.
5. Ищите такие слова, как «пророщенный» или «сырой», указывающие на высококачественные натуральные продукты. Пророщенные зёрна и семена более полезны, чем непророщенные. В целом, сырые ингредиенты предпочтительнее переработанных и варёных. Цельные зёрна более полезны, чем «обогащённые» зёрна.
6. Не обманывайтесь словом «пшеница», когда имеете дело с мукой. Вся мука, получаемая из пшеницы, может быть названа «пшеничной мукой», даже если она переработана, отбелена и лишена нутриентов. Единственной приемлемой формой пшеничной муки является «пшеничная мука из цельных зёрен». Многие потребители ошибочно считают, что продукты из «пшеничной муки» – это продукты из цельных зёрен. Это не так. Производители продуктов хитрят.
7. Не обманывайтесь, думая, что коричневые продукты являются более натуральными, чем белые. Название «коричневый» – просто трюк, используемый компаниями-гигантами, чтобы вынуждать потребителей платить больше. Коричневый сахар – это уловка. Это тот же самый белый сахар, окрашенный в коричневый цвет и содержащий ароматизаторы. Коричневый хлеб также может быть не более полезным, чем белый, если он не сделан из цельных зёрен.
8. Берегитесь подозрительно маленьких порций. Производители продуктов используют эту уловку, чтобы уменьшить число калорий, граммов сахара или жиров в глазах потребителя.