Веганство и природа
Мы находимся в гуще ужасной экологической катастрофы. Окружающая среда подвергается серьёзной угрозе. Выращивание животных с целью получения пищи – это главная причина её разрушения.
Животноводство – основной источник парниковых газов и причина деградации земли, загрязнения воды и исчезновения тропических лесов. Кроме того, это основная причина загрязнения воздуха, возникновения мёртвых зон в океанах, утраты естественных сред обитания животных. А когда мы учитываем все ресурсы, используемые для выращивания животных с целью получения пищи – землю, удобрения, пестициды, инсектициды, ископаемое топливо и свежую воду – то оказывается, что животноводство представляет собой на редкость неэффективное, дорогое и расточительное использование наших ограниченных природных ресурсов. Выход – в веганизме.
Питание, в основе которого лежат продукты животного происхождения, обходится очень дорого не только животным, но и окружающей среде. Например, требуется в одиннадцать раз больше ископаемого топлива, чтобы произвести одну калорию из животного белка, чем для того, чтобы произвести одну калорию из белка растительного. У нас есть только одна природа и один набор ресурсов – и мы должны их оберегать.
Земля
Для выращивания животных ради пищи используется 45 % всей территории планеты. Животноводство ответственно за 91 % уничтоженных лесов Амазонии. В ходе этого процесса 1-2 акра (0, 4 – 0, 8 га) тропических лесов исчезает каждую секунду. Площадь амазонской сельвы равна более чем миллиарду акров, охватывает земли в Бразилии, Венесуэле, Колумбии, Восточных Андах в Эквадоре и Перу. Если бы Амазония была страной, то являлась бы девятой по площади страной в мире. Её описывают как «лёгкие планеты», поскольку тропические леса служат окружающей среде, перерабатывая углекислый газ в кислород. Амазонская сельва производит больше 20 % мирового кислорода.
Для производства каждого гамбургера из мяса животных, выращенных на земле влажных лесов, уничтожается приблизительно 55 квадратных футов (1 фут – О, 3 кв. м) леса. И речь идёт не только о тропических лесах. В США ради нужд животноводства было вырублено более 250 млн акров леса. Поскольку происходит рост мирового населения, а потребление мяса на душу населения увеличивается, можно ожидать большего опустошения леса в будущем.
Вода
Нехватка водных ресурсов - это проблема, с которой сталкиваются обитатели всех континентов. Более 1,2 млрд человек, почти одна пятая мирового населения, лишены доступа к чистой питьевой воде. Другим 500 млн грозит та же ситуация.
Значительная часть свежей воды, доступной для потребления в глобальном масштабе, используется в интересах животноводства. Объём свежей воды, требуемой для производства животных продуктов, просто фантастический.
Животноводство ответственно за 80-90 % всего потребления воды в США – больше, чем любая другая деятельность.
Животноводство ответственно за 20-30 % всего потребления свежей воды в мире.
Выращивание кормовых культур для скота поглощает 56 % воды.
В США 5 % воды используется в частных домах, тогда как животноводство потребляет 55 %.
Производство одного фунта (453, 6 г) говядины требует 2,500 галлонов (галлон – примерно четыре литра) воды.
Производство одного фунта яиц требует 477 галлонов воды.
Производство одного фунта сыра требует 900 галлонов воды.
Производство одного галлона молока требует 1000 галлонов воды.
Помимо свежей воды, которую использует животноводство, оно также загрязнило миллионы галлонов воды. В США экскременты, образующиеся на аграрно-промышленных фермах, загрязнили грунтовые воды в 17 штатах, а также 35 000 миль рек в 22 штатах.
Широко распространённое в производстве кормовых культур использование пестицидов, гербицидов и химических удобрений приводит к загрязнению акваторий и образованию мёртвых зон в океанах. Мёртвые зоны – это площади крупных скоплений воды, как правило в океанах, но иногда и в озёрах и даже реках, где недостаточно кислорода, чтобы питать морскую флору и фауну. Причиной, как правило, служит эвтрофикация, возникающая вследствие выброса химических нутриентов в воду, из-за чего чрезмерно разрастаются морские водоросли, понижая уровень кислорода в воде. Хотя мёртвые зоны встречаются по всему миру, главным образом, они возникают в тех районах, где развёрнута интенсивная сельскохозяйственная и промышленная деятельность и происходит сброс отходов в воду. В настоящее время во всём мире существует более 500 наводнённых нитрогенами мёртвых зон, возникших по вине животноводческого хозяйства.
Миф о гуманизме
Существует идея, пропагандируемая индустриями, которые зарабатывают деньги, используя животных, а также некоторыми организациями по защите животных, о том, что можно использовать и убивать животных «сострадательным» или «гуманным» образом. Эта идея зиждется на энтузиазме отдельных владельцев ранчо, которые обращаются с животными заботливо и с уважением, используют лучшие животноводческие практики, защищающие здоровье и благоденствие животных. Они разводят скот на пастбищах, позволяя ему свободно перемещаться и вести себя в соответствиями с инстинктами, следовать натуральной диете и избегать стресса и болезней, которые часто ассоциируются с промышленным ведением сельского хозяйства и ограничением свободы животных. Эту идею можно отнести к мифам о гуманизме, поскольку методы промышленного ведения сельского хозяйства в настоящее время доминируют в животноводстве в глобальных масштабах, а для содержания животных на фермах используют 45% всей поверхности планеты. Площадь территории США составляет 2,3 млрд акров земли. Однако 375 млн акров земли на Аляске непригодно для производства сельхозпродуктов. Таким образом, остаётся приблизительно 1, 9 млрд акров в 48 штатах, расположенных между Канадой и Мексикой. То есть, если бы мы попытались прокормить все 32 млн коров в США травой пастбищ, то коровам понадобилось бы (если исходить из приблизительной оценки: одна корова нуждается в 10 акрах) 320 млн акров земли – и это не считая той земли, которая необходима, чтобы выращивать свиней, кур, овец, находящихся на свободном выгуле. У нас просто нет ресурсов (земли, воды и т. д.) для сельскохозяйственной системы таких масштабов.
Многие организации занимаются тем, что защищают расползающееся во все стороны и отстаивающее свои интересы сельское хозяйство в качестве «рационального использования земли». Если бы те же усилия были направлены на уменьшение производства сельскохозяйственной продукции, то мы обеспечили бы вымирающим видам, гибнущим экосистемам и экологическим процессам большую защиту и возможность восстановления и возрождения.
Гибель естественной среды обитания (хабитата)
Трагедия заключается в том, что практически любое деяние, которые мы совершаем в качестве человеческих существ, усугубляет уничтожение естественной среды и вытеснение её обитателей. От разрастающихся городских торговых центров до вырубки деревьев в собственном саду – диких животных постоянно выживают из их природных домов, уничтожая остатки и без того уязвимых экосистем. Никто не задаётся вопросом о том, где станут жить дикие животные, и выживут ли они.
Животноводство также вносит лепту в дело уничтожения хабитатов и вымирания видов. Наряду с глобальным уничтожением дикой природы, вырубкой лесов и расчисткой земель под поля с кормовыми культурами и пастбища, пестициды и химические удобрения, используемые для выращивания кормовых культур, отравляют акватории, делая их необитаемыми.
Хищники и другие животные, которые обречены конкурировать за землю, уничтожаются в результате охоты, поскольку считается, что они представляют угрозу для домашнего скота. Только за последнее десятилетие более 30 млн свободно живущих животных было убито Службой охраны диких животных, филиалом Министерства сельского хозяйства США, учреждённой в 1931 с целью уничтожения диких животных, рассматриваемых в качестве угрозы животноводству.
Каждый год Служба охраны диких животных тратит миллионы долларов налогоплательщиков, убивая всеядных и хищников – койотов, волков, медведей, горных львов и многих других – якобы защищая интересы животноводства. Диких животных преследуют и уничтожают разными бесчеловечными методами: с помощью собак, газов, ловушек и вертолётов.
Переход от промышленных ферм к фермам на основе свободного выпаса только усугубит притеснение и уничтожение диких животных.
Кроме того, каждый год Служба охраны диких животных убивает десятки тысяч «не целевых» животных. «Попутные» жертвы включают: защищаемых федеральными властями белоголовых орланов и беркутов, бобров, броненосцев, барсуков, виргинских филинов, скунсов, антилоп, дикобразов, больших голубых цапель, уток, черепах, грифов, хорьков, сурков, голубей, краснохвостых ястребов, чёрных медведей, журавлей, лисиц и выдр. Тысячи домашних собак и кошек также гибнут в ловушках и из-за отравленного корма.
Когда циники заявляют, что у нас нет средств на то, чтобы покупать землю, необходимую для восстановления природных экосистем, они забывают о сельскохозяйственных субсидиях, которые равны сотням миллиардам долларов. На деньги, которые мы тратим на поддержку производителей сельхозпродукции, мы легко могли бы скупить большую часть земель частных ферм и ранчо в стране. И это был бы гораздо более эффективный способ противодействовать гибели дикой природы, возродить вымирающие виды, очистить воду и уменьшить эрозию почвы.
Изменение климата
Обычно всякий раз, когда обсуждаются причины изменения климата, первое место в списке причин отводится энергоносителям. Нефть, газ и уголь – основные источники выброса углекислого газа и других газов, вызывающих парниковый эффект.
Но даже если речь идёт о совокупном парниковом эффекте всех вышеназванных источников, то он всё же меньше, нежели парниковый эффект животноводства:
Метан в 25-100 раз более разрушителен, нежели углекислый газ.
Коровы производят 150 млрд галлонов метана в день.
Метан содействует глобальному потеплению климата в 86 раз интенсивнее, нежели углекислый газ.
Животноводство ответственно за 65 % всех выбросов оксида азота – парникового газа, в 296 раз более разрушительного, чем углекислый газ, и остающегося в атмосфере на протяжении 150 лет.
«Длинная тень домашнего скота» – широко цитируемый отчёт, выпущенный в 2006 Всемирной продовольственной организацией. В нём утверждается, что животноводство отвечает за 18 % объёма всех выбросов газов с парниковым эффектом в год. Однако в отчёте Института глобального мониторинга, занимающегося экологическими исследованиями, говорится, что этот процент гораздо выше.
Сотрудники Института утверждают, что выращивание животных на пищу совершенно недооценивается в качестве источника парниковых газов: «Наш анализ показывает, что домашний скот и отходы его жизнедеятельности ответственны за 51 % всех годовых выбросов ежегодно в мировом масштабе». Разница в оценках объясняется тем, что из поля зрения наблюдателей выпадают такие аспекты животноводства, как респирация скота, использование земли, метан и другие факторы, такие как задокументированные случаи занижения данных в официальной статистике.
Глобальный голод
Население планеты равно приблизительно 7 млрд человек; приблизительно 1 млрд испытывает недостаток продуктов, и 6 млн каждый год умирают от голода: больше, чем 6 000 детей каждый день или 250 – каждый час. Скармливать половину мирового урожая съедобного зерна животным, живущим на фермах, – это в высшей степени неэффективное использование белка; кроме того, такой подход подвергает риску нищие сообщества, в которых пищевые запасы и природные ресурсы уже скудны, а семьи не могут позволить себе держать животных.
Связь между мировым голодом и нашим выбором пищи может не казаться лежащим на поверхности, однако системы производства животноводческих продуктов несут прямую ответственность за многие факторы, влияющие на голод, недоедание и даже бедность, которая, замыкая порочный круг, вызывает голод.
Д-р Ричард Оппеландер, исследователь и автор книги «Блаженное неведение», пишет о связи животноводства и голода:
«Связь между системами производства животных продуктов (на основе домашнего скота и рыбы) и мировым голодом, конечно, подпитывается спросом на эти продукты и может быть обнаружена как в обобщённых глобальных факторах, так и локально или регионально – в странах, где уровень голода высок. Вместе две эти категории факторов (глобальные и локальные) вероломно проявляют себя разными способами.
Существуют две основные группы людей, страдающих от этого цикла «нищета-голод»: приблизительно 33 % – это люди, живущие в более урбанизированной среде (в США и других развитых странах), тогда как 2/3 – люди, живущие в сельской местности и в более отсталых странах.
Для представителей обеих групп верно то, что выращивание и поедание животных (скота и рыбы) в глобальных масштабах влияет на стоимость продуктов, доступность пищи, политику государства и даже образование, призванное улучшать сельское хозяйство в развивающихся странах. Глобальные факторы включают контроль над производством посевного материала и ценами на кормовые культуры для скота со стороны таких крупных компаний, как Monsanto и DuPont (Pioneer), покупку и продажу зерна, включая фьючерсные контракты, осуществляемые Archer Daniel Midland и Cargill, переработку, забой скота и пакетирование, которыми занимаются Cargill, Swift, Tyson и JBS. Эти немногочисленные, но очень большие и влиятельные компании контролируют более 65% всех семян и зерна и более 80 % всех готовых животноводческих продуктов в мире. Это в высшей степени монополизированная система экономики и производства, на одном конце которой производятся зерновые, на другом – мясо.
Из-за глобального спроса на мясо всех видов, культурные, социальные, политические и экономические реалии всячески поддерживают доминирование крупных компаний, а также мясную, молочную и рыболовную индустрии в целом. Это, в свою очередь, определяет характер использования глобальных ресурсов (земли, воды, тропических лесов, океанов, атмосферы, биоразнообразия и т. д.), размер затрачиваемых на это средств и характер проводимой государствами политики. Спрос на животноводческие продукты в развитых странах интенсифицирует истощение ресурсов в развивающихся странах, а также усугубляет нищету и голод.
Продуктовая нестабильность также влияет на работников ферм, выращивающих и собирающих продукцию, фабрик и боен. Многие из них трудятся в небезопасных условиях, получая мизерное жалованье, не позволяющее им подняться выше официального уровня бедности. Зачастую, работники не могут позволить себе купить те самые продукты, которые производят.