Зелёная революция в Китае: надежды и опасения
Баодин, титулованный именем «зелёный город Китая», – крупнейший в мире производитель солнечных панелей и ветровых турбин, как сообщают Калеб Гудс (Caleb Goods) и Карла Липсиг-Мумме (Carla Lipsig-Mumme). Но он также является источником загрязнения. Зелёная энергия, электромобили и батареи к ним – это замечательно, но, учитывая тяжёлый токсический след, который они оставляют от шахты и до завода, мы не должны вводить себя в заблуждение, считая, что они являются вехами на пути «устойчивого развития».
Недавно изобретённые основателем Tesla Илоном Маском дешёвые аккумуляторные батареи Powerwall являются последним словом в области изготовления батарей для электромобилей и домашнего генерирования электроэнергии.
Также недавно была изобретена алюминиево-ионная батарея, которая, возможно, безопаснее, легче и дешевле, чем литиево-ионные батареи, используемые Tesla и большинством автомобильных и технологических компаний.
Эти изобретения крайне важны по двум основным причинам. Во-первых, стоимость энергоносителя в виде батарей существенно уменьшается. Владение электрическим автомобилем и домашним энергоаккумулятором становится гораздо доступнее.
Второй, связанной с первой, причиной является то, что эти дешёвые зелёные технологии могут облегчить и ускорить переход к экологической экономике (хотя, как недавно было отмечено на ресурсе The Conversation, эти технологии – лишь деталь крупной энергетической головоломки).
Остерегайтесь промышленного варианта
Технологические достижения и большой ажиотаж вокруг них наводят на мысль, что решение экологических проблем, таких как изменение климата, является прежде всего делом технологического регулирования.
Но такой подход поощряет стратегии «супериндустриализации», в рамках которой технология и промышленность задействованы для решения проблемы изменения климата за счёт повышения эффективности использования ресурсов, сокращения отходов и контроля загрязнения. В этом контексте актуальна экологическая экономика – зелёная технологическая волна.
Но перспективу этой зелёной волны следует рассматривать в более широком экологическом и социальном контексте, что усложняет решение проблемы. Рассмотрим электрические транспортные средства, к примеру.
Экологический вред, который наносят автомобили, электрические или обычные, частично связан с тем, что автомобильная промышленность порождает больше 3 млн тонн лома и отходов ежегодно. В 2009 году только в США было списано 14000000 машин.
Ожидается, что мировое количество автомобилей увеличится с нынешних 896 млн до 1200000000 к 2020 году. Инфраструктура, связанная с ростом использования транспортных средств, особенно дорог, также вносит значительный вклад в разрушение экосистем и вызывает существенные социальные расходы.
Имеют ли электрические транспортные средства достаточно преимуществ?
Электрические транспортные средства предполагают значительное уменьшение выбросов парниковых газов, по сравнению с двигателем внутреннего сгорания. Однако это улучшение зависит от производства экологической электроэнергии.
Электрические машины
Электрическое транспортное средство, которое питается от обычной европейской электропродукции, скорее всего, уменьшит вклад автомобиля в процесс глобального потепления примерно на 20% в течение своего жизненного цикла. Это не мало, но далеко от варианта нулевых выбросов.
В значительной степени вред электрического транспортного средства проявляется через энергоёмкую природу производства батарей и связанных с этим процессов добычи. Действительно, актуален вопрос о производстве батарей и истощении ресурсов, но, возможно, больше нас смущает проблема: как повлияет добыча лития и других материалов, таких как графит, на здоровье работников и общин, участвующих в этой глобальной производственной сети.
Процессы, связанные с литиевыми батареями, могут привести к неблагоприятным респираторным, легочным и неврологическим последствиям для здоровья. Загрязнение от добычи графита в Китае привело к появлению «графитового дождя», который значительно влияет на качество местного воздуха и воды.
Внедрение экологически чистых технологий порождает множество противоречий между экологическими выгодами с точки зрения их использования и человеческими и экологическими издержками в итоге производства.
Баодин, китайский город на северо-западе от Пекина, был назван самым экологичным городом в мире, или единственным карбон-отрицательным городом. Баодин производит огромное количество ветряных турбин и солнечных батарей для США и Европы; в городе основано около 170 альтернативных энергетических компаний.
Но в прошлом году состав воздуха Баодина был объявлен самым загрязнённым в Китае – стране, где качество воздуха ежегодно вызывает 1,2 миллиона смертей. Эти последствия должны быть учтены в любых обсуждениях при изучении перехода к «зелёным» технологиям будущего.
Китай уже который год страдает от сильного смога. Причина тому – газообразные промышленные выбросы. Мелкая пыль и оксиды азота не дают дышать местным жителям.
Вряд ли хотя бы в одном из крупных городов Китая содержание концентрации вредных веществ не превышает допустимых норм. Управление по охране окружающей среды признаётся в нарушениях. Но от ядовитого коктейля трудно избавиться.
«В прошлом году только три из 74 крупных городов Китая придерживались государственного стандарта чистого воздуха. Это Лхаса (столица автономной области Тибет), Хайкоу (административный центр тропического острова Хайнань) и приморский город Чжоушань в восточнокитайской провинции Чжэцзян», – такой вывод сделал Ву Ксиаоквинг, чиновник из управления охраны окружающей среды Китая.
«Главными причинами смога является сжигание угля, выбросы промышленности, транспортных средств, пыль со строительных площадок и строительства дорог. С помощью новых программ правительство Китая планирует помешать распространению ядовитого коктейля из пыли, озона, диоксида серы, оксидов азота и других веществ в воздухе. Уже в этом году должны ограничить своё производство устаревшие фабрики по производству цемента и стали», – отметил Ву Ксиаоквинг на пресс-конференции в Пекине ещё в начале марта.
Остерегайтесь новых проблем от новых решений
Мы можем увлекаться переходом к экологичным автомобилям и доступным единицам хранения электроэнергии дома, но в процессе решения технологических проблем изменения климата нам следует удостовериться, не создаём ли мы новых проблем для окружающей среды, в частности для «невидимых» работников и общин вне потока производства. Мы убеждены, что переход к зелёной экономике требует увеличения социально-политических действий, направленных на преобразование технологий производства. Для этого нужно прививать людям навыки, давать им подготовку и способствовать сближению экологических организаций, профсоюзов, бизнеса и власти. Действительно, масса трудящихся критична в деле сокращения выбросов: 80% выбросов углерода в Европе связаны с рабочими местами. Принимая новые экологические технологии, мы должны видеть больше, чем новенький яркий Powerwall или электромобиль, припаркованный на парадной аллее. Нам нужна уверенность в том, что экологические и социальные изменения реальны.