Самый грязный город в мире
Рассказ о жизни в Дели, самом загрязнённом городе в мире
Индийская столица Дели – это место, где воздухом нельзя дышать, а воду невозможно пить. Как воздух, так и земля в Дели буквально пропитаны грязью. Район, в который входит столица Нью-Дели, по площади вполовину меньше Род-Айленда, а живёт здесь вдвое больше людей, чем в Нью-Йорке.
Столица Китая Пекин часто попадает в заголовки новостей в качестве примера города с катастрофическим состоянием экологии, но глобальное исследование загрязнения воздуха, проведённое в 2014 году Всемирной организацией здравоохранения, свидетельствует о том, что воздух Дели содержит в несколько раз больше мелких твёрдых токсичных частиц, чем в Пекине. По большинству показателей, это наиболее загрязнённый регион в мире.
Чтобы узнать, каково жить в таких условиях, фотограф Мэтью Палей провел пять дней, блуждая по Дели. Его фото дают представление о результатах интенсивной урбанизации, чрезмерного количества автомобилей и практики отказа от сжигания мусора. Фабрики, авто и костры образуют плотную завесу жёлтого «тумана» над городом.
Даже священная река Ямуна (Джамна) не избежала загрязнения. Эта река – вторая после Ганга по религиозной значимости для индуистов. Её протяжённость составляет 1376 км. Ямуна – источник воды для 57 млн человек. 80% процентов загрязнения в реке приходится на отрезок в 14 миль (22,5 км) в районе Дели. Из-за эрозии почвы, утилизации отходов и ядовитых стоков, вода в реке чёрная, а местами покрыта белой плёнкой. Расположенные вблизи реки промышленные предприятия сливают химические отходы в Ямуну, и над поверхностью воды всегда стоит токсичный туман.
Сунита Нараян – директор Центра науки и окружающей среды в Нью-Дели. Недавно, за работу в области правосудия и защиты окружающей среды Индии, она была признана одной из 100 самых влиятельных людей планеты по версии Times. В 2010 она написала о Ямуне: «По всем параметрам загрязнения река мертва. Её просто ещё не кремировали официально».
Ямуна в духовном и практическом смысле занимает центральное место в жизни людей, обитающих на её берегах. Дети играют в воде, взрослые моются и отбеливают рубашки, и все, независимо от возраста, купаются в реке и пьют её воду, потому что верят, что река очищает от греха.
Для некоторых отходы и мусор – способ заработать. Фотографируя сцены взаимодействия людей с окружающей средой, Палей встречал мужчин, женщин и детей, которые ежедневно прочёсывают мусорные завалы вдоль берега реки в поисках металлолома, пластика и бумаги, чтобы сдать хлам на переработку. На одном из фото девочка ищет пластик на свалке в Бхальсве, Дели. Такое впечатление, что свалка тянется на много миль. В хорошие дни искателю мусора удаётся заработать до тысячи рупий (15 долларов), что в три раза превышает средний уровень зарплаты других городских тружеников.
В октябре 2014 премьер-министр Индии Нарендра Моди объявил о начале национальной кампании под названием Свачх Бхарат Абхиян, то есть Миссия «Очисти Индию». Хотя название наводит на мысли о благих намерениях, через неделю после начала кампании была объявлена ещё одна – «Производи в Индии». Цель этой кампании состоит в том, чтобы поощрить международные корпорации размещать в стране производственные мощности. По мнению большинства, это цель противоречит идее очищения окружающей среды.
Индийский Центр науки и окружающей среды критически оценил эти кампании, и в 2015 году опубликовал отчёт, согласно которому правительственный бюджет не предусматривает дальнейшего развития политики по защите окружающей среды. Заместитель директора Центра Чандра Бхушан говорит: «О чём бы ни шла речь, будь то загрязнение воздуха, воды, или твёрдые городские отходы, главный вопрос заключается в том, что борьба с уничтожением окружающей среды требует больших инвестиций в развитие городской инфраструктуры».
Хотя Дели имеет установки для переработки отходов, ему не хватает полноценной канализации. Палей отметил, что он часто даже не мог найти основных элементов инфраструктуры вроде мусорных баков в публичных местах. «Иногда в руках у меня был мусор, и я вынужден был ходить с ним весь день, поскольку мусорные баки отсутствовали», – вспоминает он.
В индийской столице, где уровень загрязнения воздуха является самым высоким в мире, год назад объявили о новом эксперименте.
Город, в котором насчитывается 9 миллионов автомобилей, наконец-то внедряет систему «чётность-нечётность». Эта система ограничивает движение частных автомобилей с номерными знаками, оканчивающимися на чётные или нечётные числа. А именно: в чётные дни могут ездить автомобили с номерными знаками, оканчивающимися на чётные числа, а в нечётные – автомобили, номерные знаки которых оканчиваются на нечётные числа.
Такое нововведение стало попыткой уменьшить выбросы от автотранспорта, которые вызывают катастрофическое загрязнение воздуха в столице Индии.
Эксперимент начался четвёртого января 2016 года, в первый рабочий понедельник нового года. Ограничения действовали в течение двух недель. Чтобы сгладить неудобства, которые могут быть причинены в ходе эксперимента пассажирам, местные власти дополнительно выделили 3000 школьных автобусов. В первый рабочий день количество пассажиров общественного транспорта увеличилось на полмиллиона, и некоторые жители были вынуждены ехать целых 10 миль на рикшах. Хотя многие государственные чиновники подали пример населению, используя общественный транспорт, количество вызовов такси существенно увеличились.
«Сейчас транспорт – это только 15-20% проблемы, но мы движемся в правильном направлении», – говорит Бхаргав Кришна (Bhargav Krishna), сотрудник Фонда общественного здравоохранения Индии (Public Health Foundation of India). «Население начинает осознавать, что для решения проблемы нужны определённые усилия и ответственность каждого человека».
2 марта 2015 года Центр науки и окружающей среды заявил, что бюджет, представленный центральным правительством, на самом деле не направлен на решение экологических проблем в долгосрочной перспективе.
Для того, чтобы люди отказались от частного общественного транспорта, необходимы достаточные инвестиции в инфраструктуру. Несмотря на то, что правительство больше не субсидирует производство дизельного топлива, его цена остаётся более низкой, чем у бензина, главным образом, из-за дифференциального налогообложения. Таким образом, несмотря на то, что наблюдается заметное снижение продаж дизельных автомобилей, этого не достаточно, чтобы снизить уровень загрязнения.