Способствует ли изменение климата распространению вирусов?
По мнению учёных, количество комаров, переносящих возбудителей болезней, увеличилось из-за температурных изменений. Вирус Зика, который переносится тем самым комаром, что и лихорадка Денге, быстро распространился по территории Южной и Центральной Америки. Бразильские учёные подозревают, что именно глобальное потепление усугубляет ситуацию.
Несмотря на то, что вирус Зика (который получил название по имени леса в Уганде, где впервые был обнаружен) имеет слабо выраженные симптомы и проходит незамеченным, его связывают с ростом числа случаев врождённой микроцефалии у детей.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) заявляет, что вирус Зика представляет чрезвычайную опасность в мировых масштабах.
Количество больных впечатляет. К концу прошлого года в Латинской Америке не знали о вирусе Зика, в отличие от лихорадки Денге, которая к тому времени унесла жизни многих людей. Впервые вирус обнаружили в апреле 2014 года, и с тех пор в Бразилии родилось более 4000 младенцев с подозрением на микроцефалию, по сравнению с 154 случаями такого рода в 2013.
Двадцать четыре страны Южной и Центральной Америки сообщают о случаях выявления микроцефалии. Некоторые учёные приписывают быстрое распространение вируса Зика глобальному потеплению.
2015 год был рекордно жарким. Впервые с до-промышленных времён уровень температуры поднялся на 1°С. Согласно данным Гидрометцентра Национального института космических исследований Бразилии, в некоторых районах средний показатель температуры поднялся на 3-5°C. Этому способствовало и аномальное потепление в странах Тихоокеанского региона, вызванное Эль-Ниньо (Эль-Ниньо, или Южная осцилляция – колебание температуры поверхностного слоя воды в экваториальной части океана, которое заметно влияет на климат).
Исследования бразильских ученых показывают, что комары вида Aedes aegypti встречаются на 80% территории страны, а это 6,9 млн км² – ареал стал в 4 раза больше, чем 10 лет назад.
Паоло Занотто (Paolo Zanotto), врач-вирусолог Института биомедицинских наук в городе Сан-Паулу, координирует работу нескольких лабораторий, в которых изучают вирус Зика. «Количество комаров увеличивается, зона их активности увеличивается, число случаев заболевания лихорадкой Денге тоже увеличивается. И глобальное потепление наверняка способствует их распространению на ранее не заражённых территориях», – говорит Занотто.
Другие учёные согласны с этим утверждением. «Мы заметили, что сейчас вирус лихорадки Денге распространяется на территории, где раньше было слишком холодно для него, например, на юге страны», – отмечает Кристовам Барселло (Christovam Barcellos), географ Института Освальдо Круза в Рио-де-Жанейро.
Продолжительность жизни комаров в холодных районах меньше, но способность распространять лихорадку Денге и вирус Зика остаётся.
Оливер Брейди (Oliver Brady), эпидемиолог Оксфордского университета и соавтор научной работы о потенциальном распространения лихорадки Денге среди туристов, опубликованной в медицинском журнале «The Lancet», предпочитает воздерживаться от категоричных суждений. Он считает, что достаточно необдуманно связывать причины распространения вируса Зика с глобальным потеплением.
«Очевидно, что 2015 и 2016 годы – самые опасные, поскольку наблюдалось значительное повышение температуры и большое количество осадков. Но мы до сих пор не уверены, что эта тенденция к увеличению – долговременная», – рассказывает Оливер Брейди газете «O Estado de São Paulo».
Специалисты из Бразилии утверждают, что распространению лихорадки Денге и вируса Зика способствовало также и то, что правительство не обеспечило соблюдение основных санитарных норм и очистку воды для малоимущего населения. 58% заболеваний связаны с системой канализации, 15% – с отсутствием питьевой воды.
Мало того, засуха в 2015 повлияла на зону полузасушливых тропиков в северо-восточном и юго-восточном регионах, где преобладают населённые пункты городского типа. Это привело к дефициту воды и её неправильному хранению, а также дало комарам ещё больше потенциальных мест для размножения. Было зафиксировано 1500000 случаев заражения лихорадкой Денге и 863 случая смерти.
Правительство объявило о начале борьбы с насекомыми и привлекло 220 тыс. солдат для осуществления профилактической кампании – они должны были очистить все потенциальные места появления комариных личинок, включая старые шины, плохо закрытые баки для хранения воды, тепличные контейнеры и даже листья растений семейства бромелиевых.
В рамках Программы социальной защиты женщинам бесплатно предоставили средства борьбы с насекомыми. По мнению ВОЗ, введение чрезвычайного положения облегчит получение средств, необходимых, чтобы ускорить процесс разработки вакцины.
«Хороший комар», или генетически модифицированный комар, созданный в Великобритании фирмой «Oxitec», – ещё один способ решения проблемы. Он может стерилизовать здоровых комаров. Сейчас его испытывают в Бразилии, Панаме и на Каймановых островах. Сообщалось, что благодаря тысячам таких «хороших комаров» было уничтожено 82% популяции вида Aedes в городе Пирасикаба, штат Сан-Паулу.
Ряд других вирусных заболеваний дышит в затылок человечеству, подогреваемый, в буквальном смысле, глобальным потеплением. Оспа – одна из самых страшных болезней в мире, покрывающая тело человека мучительными гнойными пятнами. Учёные опасаются, что оспа, которая была ликвидирована в 1979 году, может вернуться из самого неожиданного источника – размороженных трупов. Эксперты опасаются, что заражённые болезнью тела, которые размораживаются в Сибири при таянии льдов, могут начать цикл инфекции, стоит только человеку вступить в контакт с останками.
Профессор Клавери и его коллеги из французского Национального научно-исследовательского центра пытаются возродить недавно найденные на Колыме вирусы (молливирус сиберикум), помещая их в одноклеточную амёбу, которая служит организмом-хозяином. Питовирус сиберикум был «реанимирован» в марте 2014-го с помощью такой же технологии. Именно этот вирус был найден в образце замёрзшего грунта на глубине тридцати метров в чукотской тундре, на берегу Восточно-Сибирского моря.
Опасения относительно возвращения древних вирусов накапливались годами, однако реанимация питовируса сиберикум и молливируса сиберикум заставила Национально научно-исследовательский центр предупредить общественность о возможном возвращении эпидемий в ближайшем будущем.