Миф о зелёной Голландии
У Голландии есть свои скелеты в шкафу. Туристам эта страна может показаться зелёной идиллией, где переработка мусора – обычное явление. Но если посмотреть чуть пристальнее, взору предстаёт многолюдная страна, ответственная за выбросы парниковых газов, население которой привыкло к использованию ископаемого топлива.
Север Роттердама отнимает все психические силы; этот голландский город, в котором я прожил последние пять лет, – не самое красивое место на земле. Во время войны он подвергся нещадной бомбёжке, поэтому сейчас современных бетонных зданий здесь гораздо больше, чем традиционных домиков из красного кирпича. На севере Роттердама очень редко можно увидеть деревья, хотя полянка рядом с моим домом была редким исключением. Сад моего соседа казался оазисом на фоне этого серого города: заборы были покрыты плющом, как одеялом, земля усеяна кустами и полевыми цветами, а на двух высоких елях на закате всегда сидели птички. К сожалению, всё изменилось, когда в прошлом году появились новые соседи. Новый хозяин, едва получив ключи, в течение нескольких часов безжалостно уничтожил все насаждения, оставив только бетонную веранду, окружённую пнями. С балкона я смотрел на всё это с таким ужасом, словно соседний дом накрыла ядерная зима. Новый сосед увидел меня и дружелюбно поприветствовал. Он прокричал: «Красиво, правда? Гораздо лучше, чем раньше!»
После нескольких лет жизни в Нидерландах я перестал удивляться поведению голландцев, которые всячески пекутся о состоянии окружающей среды. Для внешнего мира Нидерланды, как правило, – одна из самых передовых стран Европы в аспекте охраны окружающей среды: довольно холодная страна, в которой полно вегетарианцев и контейнеров для сбора мусора, где – по крайней мере, до недавнего времени – проводилась довольно либеральная политика, а самым распространённым видом транспорта остаётся велосипед.
Такие стереотипы раздражают некоторых голландцев, но всё-таки эту страну часто называют «зелёной». Нидерланды являются мировым лидером по применению энергии ветра. В стране массово эксплуатируют ветряные мельницы различных типов, как из старого кирпича, так и современные модели. Правительство даже недавно объявило, что к 2018 году планируется перевести все государственные поезда на энергию ветра. Процент рециркуляции отходов очень высок, а Амстердам, который давно уже признан самым либеральным городом в мире, является домом для «Гринпис» и других экологических организаций.
Голландцы прекрасно осведомлены о глобальном потеплении. В стране, где население живёт под защитой дамб и волноломов, повышение уровня моря рассматривается не как абстрактное понятие, а как прямая угроза существованию. В сентябре 2015 года трое голландских судей стали очень популярными медийными персонажами после того, как пришли к заключению, что правительство имеет правовую обязанность сократить показатели выбросов до 2020 года.
Жители Нидерландов известны как мировые лидеры в борьбе за смягчение последствий глобального потепления: когда в Лондоне или Нью-Йорке наблюдается угроза в виде наводнения, сразу начинают звонить телефоны инженеров из Амстердама и Гааги.
Опять же, велосипеды. Страна велосипедных дорожек, Нидерланды – мечта велосипедиста. Согласно данным голландского правительства, это единственная страна в Европе, где велосипедов больше, чем людей.
Однако, если копнуть глубже, оказывается, что Нидерланды далеки от идеала: на самом деле, эта страна вовсе не такая «зелёная», как многие считают. По данным Всемирного банка, в Голландии показатель выбросов углерода на душу населения самый высокий в Европе – в два раза выше, чем во Франции и в полтора раза выше, чем в Великобритании. Несмотря на напыщенные речи властей о борьбе с глобальным потеплением, Нидерландам далеко до цели Киотского протокола: ограничения выбросов в атмосферу парниковых газов. Невзирая на знаменитые ветряные мельницы, доля энергии, поступающей из возобновляемых источников, уступает аналогичным показателям в соседних Германии и Дании. Использование угля для производства электроэнергии растет. Несмотря на все велосипеды, в Нидерландах гораздо больше выбросов выхлопных газов, чем в Великобритании (с поправкой на численность населения).
У разочарованного эко-туриста, скорее всего, возникнет вопрос: что же пошло не так? Одна из причин – плотность населения страны. Нидерланды остаются самой густонаселённой страной Северной Европы: около 17 млн человек живут на клочке земли размером с половину Шотландии. Плотность населения Голландии (500 чел./км2) вдвое больше, чем Британии, и в четыре раза, чем Франции. Маленькие голландские домики потребляют, как правило, мало электроэнергии, но высокая плотность населения сказывается на состоянии окружающей среды, чего не наблюдается в малонаселённых областях. Роттердам никогда не будет таким чистым и зелёным, как Конистон или Корнуолл.
Перенаселение Нидерландов также означает дефицит зелёных насаждений. Старинные голландские города Делфт и Лейден безумно красивы, но между ними пролегают километры бесформенных городских застроек. Туристы покупают открытки с видами зелёных лугов и пасущихся на них коров, однако реальный голландский ландшафт испещрён ресторанами для водителей, складами, офисными парковками, автодорогами и заправками. Согласно одной из версий, Голландия получила своё название благодаря тому, что в древности на этих землях обильно росли леса – «holtlant» («лесистая земля») – но в наши дни от них практически ничего не осталось.
Другая серьёзная проблема – транспорт. После Второй мировой войны езда на велосипедах стала для голландцев новой государственной религией. На создание велосипедных дорожек были потрачены миллионы гульденов. Однако голландцы также переняли американскую страсть к автомобилям, став образцом реализации послевоенного плана Маршалла: «Вы можете быть такими, как мы». Сейчас на душу населения голландцы имеют больше машин, чем британцы. В Нидерландах одна из самых заполненных дорожных сетей в Европе, а автомагистрали, связывающие крупные города, так же стоят в час пик, как и британская М-25.
Возможно, самая проблемная сфера – это, всё же, экономика. Энергетика, химические продукты из нефти, нефтепереработка и морской флот – основной источник доходов страны. Добыча газа восстановлена после землетрясения на севере, и голландская экономика по-прежнему держится на ископаемом топливе. Крупнейший порт Европы Роттердам – зона экологического бедствия. От дома к побережью я еду 25 км через бесконечную полосу нефтеперерабатывающих заводов, доков и фабрик. Ночью прекрасные пляжи Северного моря вокруг Хук-ван-Холланда освещены факелами газоперерабатывающих заводов, которые заливают светом сотни огромных грузовых судов, отплывающих в Китай.
Дальше на север тянутся бесконечные акры полей тюльпанов и овощей, идущих на экспорт. Цветы и овощи выращивают в отапливаемых теплицах с применением пестицидов. По данным учёных из Крэнфилдского университета, такая теплица генерирует около трёх килограммов углерода на каждый выращенный цветок.
Неподалёку находится один из крупнейших аэропортов Европы – амстердамский Схипхол. Голландская индустрия туризма приносит большую прибыль, но более тысячи рейсов в день оставляют ужасный углеродный след.
Даже знаменитые чёрно-белые дойные коровы, как оказывается, причиняют ущерб окружающей среде; их газы приводят к тому, что голландские выбросы метана в два раза превышают уровень выбросов в соседних Бельгии и Дании.
Путешествуя Нидерландами, быстро приходишь к выводу, что отношение жителей этой страны к окружающей среде далеко не идеально. Голландская партия «зелёных» занимает четыре места в парламенте, но их предложение построить новые ветряные мельницы (на небольшом расстоянии от берега и на материковой части) вызвало громкие протесты. Опросы 2009 года показали, что примерно половина населения Нидерландов считала, что серьёзность угрозы глобального потепления преувеличена.
Несмотря на всё это, другим странам есть чему поучиться у Голландии: умению предотвращать наводнения, любви голландцев к велосипедам и утилизации отходов. Тем не менее, Оранжевое Королевство вряд ли можно назвать зелёным.