Одежда-убийца – крик моды 19 века
Платья с мышьяком, головные уборы с ртутью и легковоспламеняющаяся одежда причинили человечеству много горя.
Как-то раз, сидя у себя дома, в один прекрасный день 1861 года жена поэта Лонгфелло, Фанни, загорелась. Её ожоги были настолько серьезными, что она умерла на следующий день. В её некрологе было сказано, что пожар начался, когда «искра или кусок горящей бумаги коснулся её платья».
В то время подобная гибель не была чем-то из ряда вон выходящим. В те дни, когда свечи, масляные лампы и камины освещали и обогревали американские и европейские дома, широкий подол юбки и складчатые хлопчатобумажные и тюлевые платья были пожароопасными, в отличие от мужской плотно облегающей шерстяной одежды.
Угрозу таили не только платья: модная одежда была пропитана вредными веществами. В изготовлении носков использовались анилиновые красители, вызывавшие воспаление ног у мужчин и всевозможные недуги у швей, вплоть до рака мочевого пузыря. Свинцовый макияж женщин повреждал нервы их рук так, что они не могли их поднять. Целлулоидные гребни, которые женщины носили в волосах, взрывалась при перегреве. В Питтсбурге, как сообщалось в газетах, человек с целлулоидной гребёнкой лишился жизни, расчёсывая ею свою длинную седую бороду. В Бруклине выпускающий расчёски завод взорвался.
Многие разновидности модной одежды тех дней были сделаны с применением химических веществ, которые сегодня считаются слишком токсичными для использования, и именно производители этой одежды, а не те, кто её носил, страдали больше всего.
Отравление ртутью
Многие думают, что выражение «безумный шляпник», которым обозначают крайнюю степень безумия, относится к психическим и физическим побочным эффектам изготовления шляп, в процессе которого фигурирует ртуть. Хотя учёные до сих пор спорят о происхождении этого выражения, многие шляпники действительно страдали от долговременного отравления ртутью. И хотя это выражение имеет юмористический оттенок, а Болванщик, он же Безумный Шляпник, в «Алисе в Стране чудес» выглядит глупо и комично, недуги пострадавших от шляпного дела были не шуточными – отравление ртутью мучительно и смертельно опасно.
В 18-ом и 19-го веках модные фетровые шляпы валяли из меха зайцев и кроликов. Шляпники начали использовать ртуть для изготовления материала в 1730 году – она помогала соединять ворсинки. Шляпы, сделанные в ту эпоху, как подтверждают тесты, до сих пор содержат ртуть.
«Это производство было чрезвычайно токсичным, – говорит Элисон Мэтьюс Дэвид, автор книги «Жертвы модной одежды: опасности нарядов прошлого и настоящего», – особенно для тех, кто вдыхал испарения ртути. Они попадали прямо в мозг».
Одним из первых симптомов было нейромоторное расстройство, дрожь. В связи с распространённостью этого явления в городе Дэнбери, Коннектикут, где развито производство шляп, оно стало известно как тремор Дэнбери.
Кроме того, у людей возникали психические отклонения. «Человек становится нелюдимым и склонным к паранойе», – говорит Дэвид. Когда медицинские эксперты посетили шляпников, чтобы задокументировать симптомы, те «решили, что за ними следят, побросали свои инструменты, злились и порывались удрать».
Многие шляпники также заработали кардио-респираторные проблемы, потеряли зубы и умерли в раннем возрасте. Хотя эти эффекты были задокументированы и хорошо известны, многие рассматривали их как неизбежные профессиональные риски. И, кроме того, ртуть вредила большей частью шляпникам, а не людям, которые носили шляпы и были защищены подкладкой шляпы.
«Сами шляпники всегда протестовали против негативных последствий своего промысла, но то был слабый протест, – говорит Дэвис, – но если честно, единственное, что избавило шляпников от отравления ртутью, это тот факт, что мужские шляпы вышли из моды в 1960-е годы. Тогда действительно ртуть перестали использовать. Она никогда так и не была запрещена в Великобритании».
Мышьяк и старинные кружева
Мышьяк широко использовался в викторианской Англии. Несмотря на то, что он известен как сильный яд, этот дешёвый и натуральный ингредиент присутствовал в свечах, шторах и обоях, гравюрах и иллюстрациях, пишет Джеймс С. Уортон в книге «Век мышьяка: как в викторианской Англии были отравлены дома, работа и досуг».
Окрашивающий ткани в ярко-зелёный цвет мышьяк также присутствовал в платьях, перчатках, обуви и венках из искусственных цветков, которые женщины использовали для украшения своих волос и одежды.
Венки, в частности, могли вызывать сыпь у женщин, их носивших. Но, как и в случае ртути в шляпах, мышьяковая мода представляла наибольшую опасность для людей, которые производили одежду и аксессуары, говорит Дэвид.
Например, в 1861 году девятнадцатилетняя девушка, изготавливавшая искусственные цветы, по имени Матильда Шёррер, чья работа заключалась в том, чтобы наносить на цветки зелёный, содержащий мышьяк порошок, умерла в страшных муках. Она билась в судорогах, её рвало, изо рта у неё шла пена. Её рвотные массы были зелёными, и такими же были её ногти и белки глаз. При вскрытии мышьяк был обнаружен в желудке, печени и лёгких.
Статьи о смерти Шёррер и тяжких последствиях использования искусственных цветков повысили уровень осведомлённости общественности о роли мышьяка в моде. British Medical Journal писал, что мышьяка, который содержится в юбке женщины, «достаточно, чтобы убить всех поклонников, с которыми она станцует полдюжины балетных па». В середине-конце 1800-х годов такие сенсационные разоблачения настроили общественное мнение против этого смертоносного оттенка зелёного.
Безопасность в мире моды
Общественное беспокойство по поводу мышьяка способствовало постепенному вытеснению его из мира моды, и в Скандинавии, Франции и Германии запретили этот пигмент (но не в Великобритании).
Отказ от мышьяка ускорило изобретение синтетических красителей, благодаря которому стало легко «попрощаться с мышьяком», по словам Элизабет Семмелхэк, старшего куратора в музее обуви Bata в Торонто, Канада.
Мышьяк использовали в качестве красителя, что наталкивает на размышления о безопасности современной моды. В то время как платья с мышьяком могут показаться странным пережитком далёкого прошлого, убийственные технологии всё ещё в моде. В 2009 году Турция запретила обдувку песком – практику опрыскивания хлопчатобумажной ткани песком, с целью визуально её «состарить», придав тем самым модный вид, – поскольку рабочие, участвовавшие в процессе, заболевали силикозом (разновидностью пневмонии, развивающейся при вдыхании силикатной пыли).
«Это неизлечимая болезнь, – говорит Дэвид о силикозе, – если есть песок в лёгких, он убивает».
Тем не менее, когда в некой стране запрещают опасный способ производства, а спрос на одежду, которая изготовляется этим методом, остаётся высоким, то производство, как правило, перемещается в другую страну (или продолжается, несмотря на запрет). В прошлом году телеканал «Аль-Джазира» обнаружил, что некоторые китайские фабрики используют пескоструйную обработку одежды.
В 1800-х годах мужчины, носившие ртутные шляпы, и женщины, носившие пропитанную мышьяком одежду и аксессуары, возможно, видели людей, которые производили эти товары на улицах Лондона или читали о них в местных газетах. Но в условиях глобализации экономики многие из нас не видят воочию трагических последствий выбора в сфере моды, совершаемого нами.