Молочная промышленность: начало конца
Елена Орде
Недавняя статья одного из видных функционеров молочной промышленности рассказывает о том, что эта индустрия переживает тяжёлые времена, а спрос на молочные продукты падает. Автор винит врачей и специалистов по здравоохранению в том, что они настраивают молодёжь против молока, и сообщает, что в ближайшем будущем будет запущена новая трёхдневная кампания, ратующая за употребление молочных продуктов. Речь будет идти о пользе ежедневного потребления молока, масла и сыра.
Но как же так – почему нам в очередной раз советуют игнорировать специалистов? Я рискую сказать банальность, но когда речь заходит о вопросах здоровья, именно специалисты – это люди, у которых есть ответы. Национальная служба здравоохранения рекомендует употреблять масло лишь изредка, и указывает на вред большого количества жиров и соли в сыре, поэтому идея пропаганды этих продуктов под видом инициативы по сохранению здоровья выглядит весьма сомнительно.
Проблема не только в больших дозах насыщенных жиров и соли – молоко также содержит холестерин, жироподобную субстанцию, которая прилепляется к стенам артерий и увеличивает риск сердечно-сосудистых заболеваний и инсульта. Холестерин присутствует исключительно в животных продуктах. Нет никакой необходимости в холестерине в нашем рационе, поскольку наши тела сами производят весь необходимый нам холестерин.
Вопреки стереотипу, которым пичкают всех школьников, молоко отнюдь не является залогом идеального здоровья. Кальций присутствует в листовых овощах, причём кальций из растительных источников, равно как и содержащийся в обогащённом растительном молоке, усваивается гораздо лучше, нежели кальций из молочных продуктов.
Учитывая, что эта кампания явно не нацелена на улучшение человеческого здоровья, зачем же, в таком случае, рекламировать молоко? Ответ очевиден. Движущей силой кампании является прибыль, которая превыше всего, а её успех негативно скажется на здоровье общества, состоянии окружающей среды и жизнях бесчисленных животных.
Вполне понятно, что общественность уже достаточно давно озабочена условиями содержания животных на молочных фермах. Однако, даже если все станут веганами, то мы будем по-прежнему зависимы от фермеров, выращивающих продукты. Если фермеры-молочники перейдут на выращивание растительных культур, то вместо того, чтобы терять прибыль, они смогут обрести более стабильный и надёжный доход. Кроме того, с каких пор приемлемо оправдывать безнравственную практику лишь потому, что она обеспечивает рабочие места?
Безнравственную, поскольку молочные продукты однозначно неэтичны. Тела коров не производят молоко просто так – как и в случае человеческих существ, лактация возникает как результат беременности. Молочная промышленность получает прибыль, разлучая коров с их телятами и забирая у животных молоко, предназначенное для их детёнышей. Вопреки расхожим представлениям, фермеры, доя коров, отнюдь не проявляют к ним доброту.
Очевидно, что молочная промышленность приходит в упадок. Продажи растительного молока стремительно растут, в то время как потребители делают выбор в пользу растительных версий молока, получаемых из сои, миндаля, кокоса, фундука и проч. Вместо того, чтобы противиться росту этой тенденции, боссы молочной промышленности должны принять её и реагировать соответствующим образом. Молочная промышленность работает в убыток – в том смысле, что получает солидные правительственные субсидии. Вместо того, чтобы продолжать безрассудно тратить государственные средства, мы могли бы направить эти деньги в другое русло – потратить их на явление более здоровое, экологичное и не столь жестокое.
Подрастающее поколение более сострадательно и лучше осведомлено в последствиях своего выбора для окружающего мира. Вместо того, чтобы слушать людей, заинтересованных в прибылях от продажи молока, нам стоит следовать примеру, который подаёт молодёжь и отказываться от молочных продуктов.