Теплица на миллион: как переселенка сделала бизнес на зелени

Теплица на миллион: как переселенка сделала бизнес на зелени

Как, не имея опыта и оборотного капитала, начать бизнес и какие перспективы есть у гидропоники, рассказывает основательница «АО Зелёная корзина» Наталья Марийчук.

Переселенка из города Алчевска Наталья, не имея опыта ведения приусадебного хозяйства, решилась выращивать зелень в теплицах по методу гидропоники. Сегодня «АО Зелёная корзина» является полноценным проектом, выращивая зелень для тридцати ресторанов и нескольких торговых сетей.

- С чего началось ваше знакомство с агробизнесом?

- В родном городе Алчевске я была директором торгового предприятия, муж – инженером-механиком, у нас есть трое детей, жили в трехкомнатной квартире. После печальных событий в нашем регионе нам пришлось переехать к подруге. Сначала жили по разным деревням, впоследствии оказались в селе Солонка. Своими руками восстановили старый дом, потом к нам переселились сначала моя мать, потом сестра и ещё одна родственница. Так нас под одной крышей собралось 14 человек. Работы в селе не было, поэтому начали думать, как выживать. Прежде всего, засадили участок возле дома. Поскольку опыта у нас, как у горожан, не было, выращивали просто салат, лук, петрушку, укроп. Урожаем я начала торговать на рынке, и он пользовался спросом.

- А дальше?

- Я прошла интенсивный бизнес-курс и после многочисленных консультаций с экспертами создала проект и представила его для дальнейшей дистрибуции в торговые и ресторанные сети. Вместе с партнёрами мы рассчитывали получать около трёх тысяч килограммов зелени в год. В декабре 2015 года мы объявили о начале инвестиционного проекта «Зелёная корзина». Планы были грандиозными, поэтому пришлось в разы увеличивать начальные бюджеты проекта. Так появилась идея организовать акционерное общество. Поверили и профинансировали идею 55 акционеров – бизнесменов, которые и стали фактически соучредителями проекта. Каждый из них вложил в проект от одной до четырёх тысяч долларов. Мы нашли помещение бывшей грибной фермы размером 465 кв. м, отремонтировали его, установили оборудование и закупили семена, на что ушло более 90 тысяч долларов. И даже создали новые рабочие места – дали работу односельчанам. Руководителем проекта стал директор «Ресурсного Центра Бизнеса» Владимир Худо.

- Чем ваша технология отличается от обычных теплиц на гидропонике? Каким семенам вы отдаёте предпочтение?

- Действительно, во многих теплицах используют гидропонику, солнце и дополнительное освещение. Меня интересовала возможность занять как можно меньше площади и получить максимальную прибыль, и поиски привели меня к так называемому стеллажному методу выращивания зелени. Этого метода массово никто в стране до нас не применял. Вместо почвы мы используем специальный торф, вместо воды – питательный раствор, а солнце заменяем лампами. Помощь в отработке технологии нам предоставили компании «Rijk Zwaan» и «Enza Zaaden». Относительно использования светодиодных ламп консультировали ведущие специалисты по освещению теплиц компании Philips и компании «Электромир». Что касается семян, то решили пользоваться семенами иностранной селекции – голландскими, итальянскими и израильскими. Экспериментировали с отечественными – их качество не выдерживает никакой критики.

- Как происходит процесс выращивания зелени в ваших теплицах?

- Выращивание проходит в три этапа. В гроу-боксы с высокой температурой и влажностью кладём горшки с торфом и семенами, через 2-3 дня помещаем их в теплицу, там растения получают питательный раствор и специальное освещение. Позже, через 12 дней, зелень переводят в камеры выращивания, где и происходит вегетационный цикл. Для того, чтобы зелень выросла в системе гидропоники, нужно до 30 дней в зависимости от вида растений. Особенность этой системы также в том, что растения продаём с корнями, в горшочках, то есть совершенно свежими, и они могут стоять несколько дней у покупателей.

- Какие культуры так можно выращивать?

- Фактически, этим прогрессивным экологическим способом в закрытом помещении даже на очень маленькой площади можно выращивать любую зелень и овощи. Эта технология широко распространена в странах с нехваткой земель – Китае и Японии. Сейчас мы выращиваем петрушку, базилик, мяту и зелёный лук, также кинзу, сельдерей, салат и рукколу. Наибольшим спросом сейчас пользуется салат – на него приходится 80% продаж.

- Каковы мощности производства? Сколько зелени «снимаете» за один день?

- Сказать о дневных объёмах трудно, они отличаются – мы сажаем семена и собираем урожай только под конкретный заказ, что помогает не выращивать больше, чем нужно. За полгода существования теплиц мы увеличили мощности втрое, и получаем 10 урожаев в год. В среднем можно собирать 10-20 килограммов разнообразной зелени в день.

- Какая из зелёных культур на гидропонике является наиболее проблемной и затратной?

- Себестоимость самого выращивания для всех культур одинакова, и по цене семян разница не велика. Наиболее проблемным я бы назвала базилик – он чувствителен к температуре и болезням, очень быстро пропадает и увядает. Поэтому к нему у нас максимальное внимание.

- Насколько трудозатратен процесс ухода за подобными теплицами?

- Стараемся минимизировать человеческий труд. В теплице работают сегодня 5-6 человек – этого вполне достаточно. Каждое утро мы проверяем работу оборудования, всех систем, насосов и подачу воздуха, при необходимости – регулируем и налаживаем.

- Каковы проблемы данной технологии?

- Как и в любом бизнесе, без проблем не бывает. Так, первый урожай у нас не совсем удался – мы не имели опыта и отрабатывали технологические моменты. Сейчас скажу одно – если полностью выдерживать технологический процесс, то вопросов вообще нет. Единственная проблема – это поддержание специального освещения и постоянной температуры на уровне 21°С. Сейчас мы отапливаем дровами, но ищем альтернативу, поскольку хотим сделать теплицы менее энергозатратными. Самый оптимальный вариант – установка солнечных панелей, ищем программы поддержки, чтобы сделать это у себя.

- Как выглядит сбыт продукции?

- Наша теплица – это, фактически, бизнес для бизнеса. Ещё на старте проекта мы договорились, что работаем с тридцатью ресторанами, владельцем которых является сын Владимира Худо Андрей, а также наша продукция выставлена в магазинах «Рукавичка» и других сетях, иногда продаём на рынке.

- Планируете расширение площади теплиц?

- Да, спрос полностью мы не удовлетворяем. Поэтому до конца года планируем задействовать ещё два помещения до 200 метров полезной площади каждое.

- Будете распространять опыт создания подобных теплиц в других регионах, возможно, создадите франшизу?

- Нет, о франшизе речь пока не идёт, однако распространять опыт однозначно нужно, и мы будем это делать. Подобные теплицы – это большие капиталовложения, однако и довольно быстрая окупаемость, например, мы планируем полностью окупить вложения за 2-3 года – поэтому хочется, чтобы люди прислушивались к нашей идее.

- А какие дальнейшие планы лично у вас? Будете реализовывать в деревне другие проекты?

- Чувствую, что мне не хватает второго профильного образования, поэтому в свои 43 года пойду учиться основам аграрной науки. Может, я и больше знаю, чем некоторые аграрии, но люди ценят «корочки», что поделаешь! Что касается проектов, то они однозначно будут – я в поиске. У нас в деревне не все положительно воспринимают наши новации, но мне хочется доказать, что переселенцы – это отнюдь не дополнительный груз, а люди, которые хотят и могут собственными силами очень много сделать для развития села.