Веганизм – не только то, что на тарелке
Многие люди, рассматривающие возможность стать веганами, в большей степени знакомы с пищей и кулинарными техниками. Действительно, веганские кулинарные книги и рецепты вкусных блюд можно найти достаточно легко. Однако гораздо меньше обсуждаются другие аспекты веганского образа жизни – такие как отказ от использования продуктов, содержащих ингредиенты животного происхождения, а также борьба с практиками эксплуатации животных. Ниже приведены советы относительно того, как можно избежать подобных продуктов и участия в определённых видах деятельности. Эти советы заимствованы из книги Г. Джея Диншаха и Энн Диншах «Актуальные веганские послания», опубликованной в 2014 Американским веганским обществом (The American Vegan Society).
Одежда
Веганы не носят и не используют меха, шерсть, шёлк, кожу, перья, пух или любые другие предметы одежды животного происхождения, но используют либо натуральные, либо синтетические материалы, не имеющие отношения к животным. Хотя выражение «чистый вегетарианец» относится только к привычкам в питании, «веган» подразумевает гораздо большее. Веганы понимают, что каждый доллар стоимости любого продукта с животными ингредиентами – это такая же прибыль для владельца бойни, как и доллар цены мяса. Поэтому веганы отказываются и от непищевых товаров также.
Даже невеганы написали достаточно много о крайней жестокости пушного промысла, чтобы понимать причины того, почему вы не увидите вегана, носящего меховое пальто. Веганы знают, что индустрия шерсти и баранины – одна индустрия, просто выпускающая разные продукты из одной и той же овцы. Большая часть шерсти, используемой в Америке, – это так называемая заводская овечья шерсть, и это означает, что её получают на бойнях.
Синтетические меха – прекрасные, ноские и стоят не в пример дешевле животных мехов. С точки зрения состояния окружающей среды, на их производство тратится гораздо меньше ископаемого топлива, нежели на процесс изготовления натурального меха (куда входит стоимость загонов, транспортировки и переработки), особенно учитывая высокую цену холодильного хранения мёртвой плоти животных в летний период (в случае производства одежды и аксессуаров из натурального меха).
Как правило, для людей, предпочитающих искусственные меха, на этикетке указывается, что мех искусственный. Однако здесь необходима усиленная бдительность, поскольку иногда производители маркируют натуральный мех как искусственный, чтобы ублажить потребителей, озабоченных страданиями животных.
Самый лёгкий способ понять, с чем вы имеете дело – рассмотреть подбой одежды из искусственного меха, поскольку животный мех обязательно имеет изнанку из кожи. Кроме того, ворсинки натурального меха имеют заострённые кончики, если только они не обрезаны, тогда как волосинки искусственного меха имеют ровные кончики. Полезные советы относительно выбора меха можно найти онлайн по адресу HumaneSociety.org/furfree.
Процесс получения натурального шёлка состоит в том, что в начале шелкопрядов ошпаривают или обрабатывают кипятком – для обозначения этого процесса используется эвфемизм «удушение» – в то время, как эти крошечные создания ещё находятся в коконах. Веганы не используют шёлк.
Альтернативами для них являются такие распространённые материалы, как хлопок, вискоза, конопля, лён и бамбук. Кроме того, веганы используют такие материалы минерального происхождения, как нейлон, полиэстр и спандекс. Они легко доступны. Популярность таких тканей, как пенька и бамбук, растёт. На протяжении многих столетий люди делали из хлопка качественную одежду. Лучше всего использовать органический хлопок, изготовленный без применения каких-либо пестицидов и отбеливателей.
Хлопок не является универсальным материалом, имеет свои недостатки – например, он легко впитывает влагу, поэтому во время зимних тренировок и соревнований спортсмены предпочитают ему синтетические ткани. В последнее время в сфере производства синтетических тканей наблюдается значительный прогресс: сейчас у нас есть синтетическая одежда для всех сезонов. Выбирая подходящую одежду, обращайте внимание на такие её характеристики, как устойчивость к влаге, воздухопроницаемость и адаптированность к разным погодным условиям. Онлайн можно найти массу вариантов. Более того, даже на сайтах, торгующих обычной одеждой, сейчас можно найти ссылки на веганские ресурсы с соответствующими товарами.
По всему миру доступно огромное количество обувных материалов неживотного происхождения – как натуральных, так и искусственных. Ассортимент включает натуральный и синтетический каучук, парусину, лубяную ткань, разные натуральные и синтетические ткани и многие виды пластика. Некоторые магазины продают исключительно веганскую обувь – включая пористую (имитирующую воздухопроницаемую кожу).
Веганские пальто, ботинки, ремни, бумажники, кошельки сейчас имеют соответствующую маркировку и рекламируются в качестве веганских во многих «традиционных» магазинах. Однако, чтобы найти удобную обувь, по-прежнему требуется ходить и искать – виртуально или реально – но если найденная веганская обувь вам подходит, покупайте её, носите и рассказывайте друзьям.
Парфюмерно-косметические принадлежности
Мыло, косметика, шампуни и другие туалетные товары, как правило, содержат животные масла или жиры, такие как ланолин (овечий жир), пчелиный воск, сало со скотобоен и его производные, и парфюмерные ингредиенты, производство которых сопряжено с жестокостью и убийством. Парфюм часто содержит железистые секреции животных.
К счастью, некоторые линии таких продуктов на рынке не содержат подобных субстанций и не тестируются на животных. В прошлом идентификация ингредиентов требовала довольно затруднительного поиска информации, но в наши дни можно просто посмотреть, нет ли на ярлыке слова «веганский» или таких выражений как «нет животных ингредиентов» и «не тестировано на животных».
К сожалению, во многих штатах по-прежнему нелегко найти веганские гигиенические товары. Однако магазины здоровых продуктов часто их имеют. Попытайтесь запастись ими, если путешествуете и поблизости нет соответствующих магазинов, или найдите нужный товар онлайн и закажите.
Куда бы вы ни приехали, следите за тем, чтобы употреблять исключительно продукты, производство которых не сопряжено с жестоким обращением с животными и веганских: первая характеристика относится к тестированию продуктов, а вторая – к ингредиентам. Поскольку компании могут в любой момент поменять свои формулы (и делают это), продолжайте изучать надписи на этикетках или непосредственно контактируйте с компаниями, чтобы получить информацию.
Драгоценности и украшения
Жемчужины, зубы, бивни, рога, кости, перья, раковины и тому подобное – всё это часто получают ценой уничтожения животных, хотя иногда животные сами их сбрасывают или «отдают» людям уже после своей естественной смерти. Нет никакой необходимости носить всё это, когда есть множество способов украсить себя, не причиняя страданий животным.
Предметы домашнего обихода
Предосудительные предметы включают натуральный ворс, ковровую шерсть и ковры, пуховые или перовые подушки, щётки для уборки пыли из перьев, шерстяные одеяла, а также мётлы и щётки из ворса животных. Заменители всех этих изделий, не содержащие животных ингредиентов, сейчас широко распространены. Обратите внимание на нейлоновые ковры, подушки из капока или пористой резины, стёганые одеяла из хлопка или синтетического волокна, щётки из пластика или лыка и соломенные мётлы. Пенька и бамбук становятся всё более популярными материалами для предметов домашнего обихода. Остерегайтесь масел, горюче-смазочных материалов, мастик, кремов, ингредиенты которых содержат животные жиры.
Спорт
Охота, бои животных, скачки и рыбная ловля – это жестокие практики. Это кровавые развлечения, которые апеллируют к худшим и низменным инстинктам в человеке. Существуют другие виды спорта – без участия в них представителей животного царства (против их воли). Истинный спорт подразумевает весёлую и честную игру, а не насилие и садизм, когда мы щекочем себе нервы тем, что убиваем или принуждаем живых существ.
Развлечения
Веганы возражают против того, чтобы животные – наземные, морские или птицы – использовались в качестве элемента цирковых или иных представлений. Мы отдаём себе отчёт в том, что за цирковым выступлением стоят долгие годы, в течение которых животных истязали и кололи, лишив их, прежде всего, их естественной среды обитания. Советуем вам посмотреть документальный фильм «Чёрная рыба», в котором разоблачается безумная жестокость, стоящая за «водными шоу».
Веганы также выступают против зоопарков. Как правило, зоопарки – это заведения, недалеко ушедшие от тюрем для некогда свободных наземных и морских животных, лишённых своих хабитатов. Хотя владельцы зоопарков и утверждают, будто животные лучше чувствуют себя в неволе, чем в диком состоянии, в неволе животные страдают неврозами.
Многие из них отказываются выхаживать детёнышей в этом состоянии. Альтернативой зоопаркам служат национальные парки, приюты для животных и настоящие заказники – не те, что предназначены для охоты и рыбалки. Люди должны оставить большие участки земли нетронутыми, чтобы позволить животным быть собой.
Научные исследования и лекарства
Медицинские препараты, вакцины, сыворотка и гормоны – всё это часто делают из плоти животных. Пытаясь понять, оправданно ли использование таких лекарственных средств, мы сталкиваемся с этической дилеммой.
Каждый год миллионы животных используются с целью проведения опытов и создания лекарств и разработки лечебных методик. Этот оглушительный погребальный звон по страданиям и смертям животных неизбежно приводит к выводам морального порядка.
Зачастую, врачи не имеют достаточных познаний в области питательных веществ и предпочитают просто выписывать популярные лекарства, о которых люди наслышаны. Мы дорожим друзьями-медиками, которые действительно разбираются в вопросах здоровья и воодушевляют своих пациентов быть веганами.
Как правило, веганы отдают предпочтение здоровому образу жизни как средству защитить себя от болезней. Довольно часто веганы отказываются от использования химических лекарств, понимая, что природа подарила нам более безопасные способы обеспечить и сохранить истинное здоровье – благодаря здоровым натуральным продуктам, чистой воде, свежему воздуху, солнечному свету, достаточному отдыху, физическим упражнениям и всем остальным факторам, необходимым для физического благоденствия.
Пробуждение совести
Людям требуются разные подходы, чтобы совесть их проснулась. Найдутся люди, которые станут отрицать, что, употребляя в пищу яйца, например, и внося, тем самым, непосредственный вклад в их производство, они способствуют жестокости. Тем не менее, когда среднестатистический человек узнаёт о том, как животных похищают с целью вивисекции, как их убивают на бойнях крайне жестокими способами, или видит фотографии детёнышей тюленя, которых забивают и сдирают с них кожу, то его дремлющее чувство сострадания может начать просыпаться.
Эти начальные дискомфортные чувства могут привести к тому, человек начнёт заметать моральную грязь под ковёр, присоединяясь к некому движению, направленному на облегчение страданий животных.
Примером такой полумеры служит переход от одежды, изготовленной из кож и шкур животных, живущих в дикой природе, к одежде, полученной с использованием отвратительных методов, практикуемых на агропромышленных фермах, где животных держат в клетках. Другой пример – этот тот случай, когда некто ратует за использование клеток большего размера, но продолжает есть продукты из животных, пленников этих клеток.
Актуальный вопрос – как сделать шаг навстречу веганизму? В основе веганизма лежит внутренний переход от эгоизма к альтруизму, от вопроса «какая мне в этом выгода?» к «что я могу сделать для тебя?» Если подобная трансформация мышления происходит, тогда то, что мы едим, перестаёт быть обузой, но становится неотъемлемой частью гуманного образа жизни. Не забывайте, что альтруизм – краеугольный камень веганизма.
Ваши поступки и действия – ваша лепта в веганское движения. Это движение настолько влиятельно, что некоторые компании начинают выпускать веганские продукты просто ради прибыли, хотя есть и компании, основанные людьми, которые хотели бы изменить мир к лучшему.
Один из примеров такого рода – Итан Браун, основатель компании Beyond Meat®. На вебсайте компании размещена его декларация о том, что миссия компании – улучшить здоровье населения планеты, состояние окружающей среды и повысить уважение к животным. Он надеется уменьшить мировое потребление мяса на двадцать пять процентов к 2020, заменив его «растительным мясом». Представьте, что и другие компании поставят перед собой эту цель; это начинает происходить.
Популярность веганского образа жизни растёт. Видя, как компании ставят перед собой подобные цели и вынашивают стратегические планы, выпускают веганские продукты, а потребители выбирают сострадание, авторы настоящей книги, цель которых состоит в том, чтобы закрыть все бойни на свете, вдохновлены продолжать свой труд просвещения масс. Вместе мы победим.