Встреча с саудовским принцем-веганом, несущим свет просвещения в Иордан
Элизабет Макшеффри и Дженни Уечи
Принц Кхалид бин Альвалид бин Талаль – председатель перспективной компании KBW Investments, который использует своё богатство и влияние с тем, чтобы сделать нашу планету более «зелёным» местом.
«Изменение климата и неоправданное потребление энергии – это две самые серьёзные проблемы, с которыми мы сталкиваемся сегодня на макро-уровне».
Эти слова принц Кхалид бин Альвалид произнёс в декабре 2015 на бизнес-форуме в пятизвёздочном отеле в Рияде, суетливой столице Саудовской Аравии. Этот призыв к ограничению в свете его благ для земного климата могло прозвучать неожиданно в зале, полном коммерсантов, сколотивших состояние на торговле нефтью.
Саудовская Аравия производит больше нефти, чем любая другая страна в мире, а по уровню потребления нефти она стоит на шестом месте – при этом, численность населения не превышает 31 млн человек. По данным Международного валютного фонда, в 2015 году нефтеперерабатывающая отрасль принесла 90 процентов всех бюджетных поступлений и 80 процентов всей экспортной выручки. Нефть-сырец настолько дешев в этой пустынной стране, что шоссе забиты джипами и кадиллаками. Поток денежных поступлений от добычи и торговли нефтью стабилен и свободен от бремени подоходного налога.
Тем не менее, мало по малу, невзирая на это изобилие, элита страны начинает осознавать тот факт, что сладкая жизнь, основанная на потреблении ископаемого топлива, может приносить вред окружающей среде. Многое изменилось в Саудовской Аравии с тех пор, как бин Альвалид выступал в 2015, и эта ближневосточная страна усилила свою решимость сгладить нежелательные последствия изменения климата.
Бин Альвалид – сын инвестора-миллиардера и филантропа Альвалида ибн Талал ибн Абдель Азиза Аль Сауд, также известного, с подачи журнала Time, как «арабский Уоррен Баффет».
Будучи отпрыском одного из самых богатых родов в мире, он вырос в Рияде, окружённый великолепием и роскошью в колоссальном отцовском дворце площадью в 460 000 квадратных футов и стоимостью в 136 млн долл.
На фото принца, сделанных в конце девяностых годов, мы видим юношу с копной чёрных волос, стильно одетого, в обществе своих родственников совершающего круиз на впечатляющей яхте. На фото других лет он горделиво красуется на фоне коллекции из приблизительно 200 роскошных машин, владельцем которой он в ту пору являлся.
Но к 2016 году тот же самый человек уже жил в полном противоречии со стандартами королевской семьи Саудовской Аравии, нося кроссовки и куртку с капюшоном неизвестного бренда. Шевелюру заменила серая лыжная шапочка. Работники Four Seasons в деловом центре Сан-Франциско по-прежнему называют его «Ваше Королевское Высочество»; его семье принадлежит почти 50 процентов международного гостиничного бренда (другой половиной владеет Билл Гейтс). Но, в отличие от других членов обширной королевской семьи его родины, бин Альвалид свободно общается с хипстерами и технарями на оживлённых городских улицах.
Тридцативосьмилетний принц – представитель первого поколения, которое рассматривает изменение климата в качестве серьёзной угрозы. Благодаря бесконечному потоку новостей, рассказывающих об опасностях таких широкомасштабных явлений, как засуха, загрязнение воздуха и убийство животных, молодой миллиардер был вынужден задаться вопросом о том, как лучше использовать своё время и ресурсы. Теперь, зачастую, идя вразрез с существующими тенденциями, он использует своё богатство для того, чтобы построить на Ближнем Востоке более зелёное будущее.
Зелёное пробуждение
Бин Альвалид – не первый саудовский миллиардер, чья эко-сознательность получила признание.
В прошлом году The Atlantic отметил другого саудовского принца, который опроверг шаблоны, инвестировав в солнечную энергию. Однако в Альвалиде, председателе высокодоходного KBW Investments, поражает глубина и интенсивность его интереса к экозащитной теме, правам животных и состоянию окружающей среды. Это не увлечение и не стадия развития, но глубоко укоренённая убеждённость, которая развивалась на протяжении многих лет раздумий о поступках, совершённых им в дни его юности.
Например, в конце девяностых (он не помнит год) принц принимал участие в охоте в Южной Африке. Это сомнительное хобби – забава богачей, поскольку подобная экспедиция обходится в 50 тыс. долл. Даже сейчас он рассказывает об этом с явным чувством отвращения и называет такие поездки «трусостью».
По его словам, он так и не свыкся с мыслью о своём участии в этой экспедиции и о тех жизнях, которые отнял в её ходе. Этот опыт побудил его начать кампанию борьбы за права животных с помощью таких организаций, как «Милость к животным» (Mercy For Animals). В социальных сетях он распространяет информацию таких аккаунтов, как @VeganTruther и @PETA, спрашивая людей, стоит ли употребление в пищу говядины и обладание кошельками из крокодиловой кожи страданий, причиняемых животным. «Громкий» и гордый веган на протяжении последних пяти лет, принц не позволяет ни одному животному продукту коснуться его тарелки, а недавно он сделал инвестицию в проект, нацеленный на создание сети вегетарианских ресторанов и проведение занятий по кулинарии на Ближнем Востоке.
Бин Альвалид изменил свою жизнь к лучшему и в других отношениях: любитель роскошных машин в прошлом, он отказался от дорогой коллекции автомобилей в пользу одного-единственного транспортного средства – экологичного Tesla Model X P90D. За последние два года он распродал все свои доли в нефтяной и газовой промышленности и перешёл к более лёгким и экологичным операциям, включая высокие технологии, менеджмент и строительство.
«Я всегда испытывал недоумение, – говорит он. – Кем мне быть – собой или тем, кем меня хотят видеть другие? Я пытался быть тем, кем хотели видеть меня люди… и был просто вынужден сказать: к чёрту всё это, с меня хватит».
Получив исчерпывающие сведения об изменения климата, он решил, что экологическая безопасность будет смыслом и содержанием его жизни. В числе его любимых документальных фильмов, посвящённых проблеме изменения климата, – «Неудобная правда» Эл Гора и «Перед наводнением» Леонардо ДиКаприо.
«Не нужно быть гением или учёным, чтобы понять реальность изменения климата, – говорит принц. – Я видел данные об этом, и они, по правде говоря, заставляют задуматься».
Однако принц остаётся оптимистом, считая, что планета выживет. По его словам, самую большую цену за изменение климата платят люди:
«Несомненно, мы причиняем ущерб окружающей среде, но, в конечном счёте, мы вредим себе. Природа, до известной степени, пострадает, после чего возникнет реакция, направленная в наш адрес. Нам настанет конец, а мир возродится, станет прекрасным, покрытым буйной растительностью местом, подобным земле нашего прошлого».
В наши дни Бин Альвалид всё меньше выглядит белой вороной, даже среди саудовских миллиардеров. В прошлом июле его отец обязался потратить своё состояние (32 млрд) на охрану здоровья, образование и искоренение нищеты, последовав примеру Билла Гейтса и Уоррена Баффета, решивших отдать больше половины своего богатства на цели благотворительности.
В прошлом месяце он также объявил об инвестициях (50 млн) в Breakthrough Energy Ventures. Это часть его инициативы вложить больше 1 млрд в технологию экологически чистой энергии. Недавно отец тоже стал веганом, и бин Альвалил с гордостью замечает, что, по его мнению, он повлиял на этот выбор, пусть даже и совсем незначительно.