Причины, по которым мясоедение уходит в прошлое
Уличные панки в «кенгурухах», досаждающие владельцам магазинов раздачей памфлетов в защиту животных, больше не являются лицом веганизма. От Эллен Дедженерес до Билла Клинтона и Бейонсе – довольное многие представители массовой культуры и истеблишмента отказываются от животных продуктов в пользу диеты, которая, по многим свидетельствам, является гораздо более здоровой для планеты и тела (хотя Бейонсе продержалась только 22 дня).
Даже журнал Vogue недавно заявил, что «возникла новая область питания, обильно покрытая листвой… Мы вступили в новую эру – современную, щедрую и, если нам позволят так выразиться, сексуальную эру травоядности».
Лично я не переношу тофу – от него у меня начинает бурчать в желудке – и очень привязан к бекону, к тому же. Но я не могу отрицать, что объективные причины веганизма очень весомы.
Учёные уже давно утверждают, что, в целом, веганы и вегетарианцы здоровее мясоедов. Исследования показывают, что веганы имеют меньше подкожного жира и гораздо реже страдают диабетами, сердечно-сосудистыми заболеваниями, раком, высоким кровяным давлением… Этот список можно продолжить.
Самое главное – они живут дольше: анализ состояния здоровья более 70 000 адвентистов седьмого дня, которые избегают мяса по религиозным соображениям, показал, что, по сравнению с мясоедами, уровень смертности в среде вегетарианцев ниже на 12 процентов, а в среде веганов – ниже на 15 процентов.
Существуют даже свидетельства того, что веганы более счастливы. (Спасибо наклейкам на бамперах, благодаря которым мы уже знаем, что веганское вкуснее).
А лучшая диета для планеты? Вы угадали. Существуют многочисленные свидетельства, некоторые из которых представлены ниже, того, что сельское хозяйство, в основе которого лежат растения, требует гораздо меньших ресурсов и вызывает гораздо меньшее загрязнение окружающей среды. Эти факты широко известны, но выбор продуктов не обязательно основан на логике и рассудке. Этот выбор глубоко укоренён в культуре – и веганская культура всегда оставалась маргинальной.
Однако эта ситуация может измениться. За последнее десятилетие масштабы веганского движения увеличились на 360 процентов, а количество продаж веганских продуктов выросло на 1500 за прошлый год. Тенденции в США не столь очевидны, но похоже, что движение идёт в том же самом направлении. В 2011 опрос общественного мнения, проведённый институтом Харриса, показал, что 5 процентов американцев были вегетарианцами (приблизительно половина из которых идентифицировала себя веганами), что в два раза больше, по сравнению с данными за 2009, хотя опрос, проведённый в 2016, показал, что этот показатель понизился до 3, 4 процентов. Однако другие опросы свидетельствуют о том, что приблизительно 9 процентов американцев вегетарианствуют, а примерно 6 процентов являются веганами, и что эти показатели устойчиво росли на протяжении последних нескольких лет.
Удобный аналитический инструмент Гугля показывает, что относительное число запросов с термином «веган» увеличилось, по крайней мере, вчетверо за последнее десятилетие – то есть, наблюдается медленный, но устойчивый рост, который стал увеличиваться в геометрической прогрессии во второй половине 2016.
Несомненно, некоторые из этих запросов относились к поиску новых вегетарианских продуктов – категория, которая возросла на 60 процентов между 2011 и 2015; потребление веганских завтраков выросло приблизительно на 300 процентов за то же время.
Уровень потребления мяса в США резко понизился в период между 2011 и 2015, хотя вновь вырос в прошлом году. Нам ещё предстоит увидеть, примут ли массы растительный образ питания и веганский образ жизни, но вполне можно сказать, что растёт число флекситарианцев – людей, которые сознательно предпочитают сводить к минимуму потребление мяса, но ещё не готовы полностью от него отказаться.
В прошлом году исследование глобального рынка, проведённое исследовательской фирмой Innova, объявило флекситарианство самой популярной тенденцией 2016, благодаря которой между 2005 и 2015 произошёл рост продаж заменителей мяса. Whole Foods объявила флекситарианство новой тенденцией в питании и в нынешнем году.
Что является движущей силой роста популярности идей отказа от мяса? Прежде всего, это потенциальная роль отказа от мяса в деле борьбы с изменением климата.
Экологи одержимы идеей отказа от ископаемого топлива или ограничения его использования. Тем не менее, отказ от машины позволяет вывести из атмосферы одну метрическую тонну выбросов углекислого газа, тогда как отказ от мяса и молочных продуктов позволяет вывести 1,5 метрических тонн.
Последнее – это, скорее всего, самая практичная опция для среднестатистического человека. Борцы за окружающую среду, употребляющие мясо, любят есть телятину, полученную из коров, которые паслись на лугах и питались травой, а также мясо кур на свободном выгуле, каковые могут быть «экобезопасными», по сравнению с их аналогами, выращенными на промышленных агрофермах, но нам понадобится несколько других «планет Земля», полных сочных зелёных пастбищ, если все семь миллиардов населения Земли захотят так питаться.
Производство продуктов, во всех своих аспектах, ответственно за 25 процентов всех выбросов углекислого газа на планете. Однако аспект животноводства ответственен за львиную их долю, будучи источником 18 процентов всех выбросов углекислого газа, и почти 80 процентов выбросов, генерируемых сельскохозяйственным сектором. Согласно исследователям из Оксфордского университета, если бы каждый житель нашей планеты стал веганом, то выбросы, в глобальном масштабе, уменьшились бы на 55 процентов, что позволило бы приблизиться к достижению всех тех 2050 целей, о стремлении к которым было заявлено в Парижском климатическом соглашении. Если бы все люди на свете стали вегетарианцами, то газовые эмиссии сократились бы на 44 процента – этого недостаточно, чтобы достичь всех заявленных целей, говорят оксфордские исследователи.
Вегетарианство высвободит землю и ресурсы, благодаря которым можно накормить 9 млрд человек.
Ожидается, что население планеты увеличится до приблизительно девяти миллиардов к 2050. Однако мы уже используем под сельское хозяйство большую часть всех пахотных земель. В теории, технологический прогресс может позволить нам выращивать больше культур на одном акре земли, но, в то же самое время, широко известно, что лучшие сельскохозяйственные почвы на планете нещадно эксплуатировались на протяжении последних 50 лет, поэтому неясно, сумеет ли технология компенсировать потери от эрозии почвы, производя при этом достаточно пищи, чтобы накормить дополнительные миллиарды людей.
В настоящее время приблизительно 40 процентов поверхности земли отдано сельскому хозяйству. И 75 процентов этой земли используется под животноводство вообще, а не для того, чтобы непосредственно пасти скот. Это означает, что почву распахивают, растения опрыскиваются, применяется ирригация. Мы все слышали о том, что в будущем, по мере того, как планета будет ещё более перенаселена, нам грозят войны за воду. Индустрия производства мяса потребляет треть всех планетных ресурсов свежей воды.
Таким образом, вы получили общее представление: богатые общества могут продолжать объедаться мясом – средний американец съедает 270 фунтов в год, что является вторым показателем на планете, – тогда как люди в бедных странах живут на грани голода. Или же, мы можем жить как индийцы и бангладешцы, потребляющие, в среднем, семь и восемь фунтов мяса в год, соответственно, и учиться обходиться малым.
Общепризнанно, что одной из причин такого низкого потребления мяса в этих странах служит бедность, но это также часть их культуры – индуисты и буддисты, как и адвентисты седьмого дня, едят минимум мяса или не едят его вовсе по духовным причинам.
Но люди, не способные прожить без маленького кусочка бекона раз в месяц, возможно, оказывают планете услугу. Одно из последних исследований влияния диетического выбора на окружающую среду показывает, что преимущественно веганская диета с малым количеством людей, потребляющих мясо – это лучше для планеты, нежели стопроцентно веганская цивилизация.
Причина в том, что отдельные регионы планеты не слишком подходят для сельского хозяйства, но годятся для того, чтобы пасти животных экологичным образом (на высокогорных пастбищах). Таким образом, если мясоеды окажутся в меньшинстве, и население планеты в целом будет флекситарианским, от этого выиграют все.