Местные продукты: от причуды к изменению мира
Майкл Зака, президент и директор Tetra Pak (США и Канада)
По всей стране фермерские рынки с местными поставщиками ищут покупателей своей продукции – это обычная и распространённая практика в сезон с весны до осени. Их клиенты отстаивают употребление в пищу продуктов, выращенных неподалёку, поскольку они, как правило, более свежие, полезные, вкусные и экологически безопасные, нежели привезённые «из-за моря» эквиваленты. Кроме того, покупка местных продуктов радует людей тем, что позволяет поддерживать производителей, с которыми они лично знакомы, и те, в свою очередь, инвестируют в локальную экономику.
Не удивительно, что число фермерских рынков увеличилось от 1755 в 1994 году до 8144 в 2013 году, то есть, более чем на 350 %, по данным Министерства сельского хозяйства США. Этот тренд становится всё более популярным: покупатели голосуют за «местное» своими долларами и оказывают значительное воздействие на национальные продовольственные системы. Их энтузиазм становится причиной того, что поставщики, бакалейщики и рестораторы изменяют свою политику и круглый год предлагают отечественные (местные) товары.
Однако, в то время как популярность местных продуктов набирает обороты, стоит задаться вопросом – действительно ли они являются благом для нас и для природы?
Многие американские потребители не задумываются об этом. В ходе опроса, проведённого Mintel в 2012 году, 52 % респондентов заявили, что покупать продукты, выращенные неподалёку, важнее, чем покупать органические продукты. Они также готовы платить больше за локально выращенные и произведённые продукты, как отмечается в исследовании, посвящённом экологической экономике, отчёт о котором был опубликован в Food Navigator.
Таким образом, розничные торговцы дают потребителям то, чего последние хотят. Сейчас этикетки, на которых раньше просто указывалась стоимость фунта продукта, содержат подробные описания того, когда, где и как продукт был выращен. Даже Wal-Mart (мировая сеть супермаркетов и самый крупный продавец свежих продуктов в национальном масштабе), продажи которой за прошлый отчётный год составили 150 млрд долл., также начинает торговать местными продуктами, как сообщает CNBC. Весной 2013 года Wal-Mart решила удвоить продажу местных продуктов к декабрю 2015 года.
Рестораны также не остаются в стороне от модного поветрия. Национальная ассоциация ресторанов в своём обзоре 2014 года под названием «Самые популярные тенденции в сфере продуктов» указала на то обстоятельство, что запрос на местные продукты – доминирующая тенденция. Гипер-локальные продукты, включая травы и овощи, выращиваемые ресторанами на местах, а также продукты, выпускаемые под фермерско-государственными брендами, заняли шестое и десятое места, соответственно, тогда как критерии «экологическая безопасность» и «экологическая морская безопасность» заняли третье и восьмое места, что соответствует тренду, поскольку методология производства продуктов – это неотъемлемая часть движения локальных продуктов.
Не удивительно, что банк-гигант Rabobank, кредитующий производителей сельхоз-товаров, назвал в этом году популярность местных продуктов «постоянным и популярным трендом», отметив, что он «изменяет конкурентный ландшафт» индустрии производства продуктов к лучшему.
Есть свидетельства о том, что покупка локальных продуктов может означать более полезное и вкусное питание, поскольку производители отдают предпочтение лучшим сортам из-за их высокой урожайности.
В Гарвардском исследовании цитируется отчёт Органического центра, утверждающий: «Фермеры, производящие продукты для местного рынка, скорее всего, предпочитают вкус и питательную ценность длительности хранения, выбирая тот или иной сорт».
Но является ли питание местными продуктами лучшим выбором для окружающей среды – вопрос дискуссионный, если учитывать некоторые оценки.
Прежде всего, доставка товаров на рынки – это всего лишь 4 % от всего совокупного воздействия индустрии производства продовольственных товаров на окружающую среду, по данным эпохального исследования, проведённого двумя учёными из Университета Карнеги-Меллона, под названием «Расстояние от поля до стола и влияние выбора продуктов на климат в Соединённых Штатах». Они приходят к заключению, что 83 % углеродосодержащих выбросов можно приписать фазе производства. Поэтому лучше выращивать продукты там, где производство требует меньшего числа исходных ресурсов – например, выращивать помидоры в тёплом, солнечном климате в отдалённой местности, вместо того, чтобы выращивать их на месте, но в освещаемых и отапливаемых теплицах.
Кроме того, на больших фермах злаковые культуры выращиваются экологически безопасным способом, в гармонии с местными условиями, поскольку на каждую единицу культуры тратится меньше энергии и выращивается больший объём злаков на меньшей площади, замечает профессор Университета Торонто Пьер Дерош, в соавторстве с политологом Хироко Шимизу написавший статью «Дилемма «местноеда»: о достоинствах диеты «10 000 миль»», которая была опубликована в USA Today. Подобный способ выращивания, добавляет он, приносит покупателям и экономическое благо в виде достаточно низких цен.
Практическая реализуемость – другой аспект, который следует принимать во внимание. Недостаточно оптимальные условия, такие как качество почвы, доступность воды, климат – всё это делает выращивание некоторых культур непрактичным для фермеров. «Вот почему в Айове прекрасно растёт кукуруза, а Монтана в этом смысле не блещет успехами», – пишет Дэвид Свенсон, исследователь региональной экономики в Университете Айовы, на страницах USA Today. Поэтому с экономической точки зрения гораздо более целесообразно выращивать большие количества пищи там, где климат этому способствует.
И, если говорить честно, не всегда можно обеспечить доступность локальных продуктов повсюду и круглый год. Например, рацион из сугубо локальных и свежих продуктов означает однообразную и скудную в смысле питательных веществ диету для жителей большей части северных штатов Америки и Канады на протяжении, как минимум, половины года.
Таким образом, розничные торговцы могут извлечь уроки из движения за местные продукты и реализовать их на практике. Экологичные фермерские практики, доступные технологии и современная упаковка способствуют производству и сохранению качества и питательной ценности переработанных продуктов и приносят благо в социальном, экологическом и экономическом смыслах.
Примеры компаний, уже использующих подобную стратегию:
Компания Eden Foods, базирующаяся в Мичигане и работающая в общенациональных масштабах, на своём вебсайте призывает покупать полуфабрикаты, близкие по своих характеристикам к домашним продуктам, которые производит построенная ею сеть, состоящая из более чем 360 семейных ферм. Компания отмечает, что платит непосредственно фермам наличными.
Truitt Brothers, орегонская компания, занимающаяся производством и переработкой сельхозпродукции, также понимает основополагающие принципы движения за местные продукты, описывая свою философию как «продукты, производимые по совести». Вебсайт компании описывает пять разновидностей бобов как «экологично культивируемые на семейных фермах на тихоокеанском северо-западе» и «продаваемые в экологичной упаковке Tetra Pak». Покупатели, живущие вдали от тихоокеанского северо-запада, могут по достоинству оценить экологичный характер этих ферм и ту заботу, с которой бобы обрабатываются и пакетируются.
Ещё один пример – орегонская компания Pacific Foods, основанная в 1987 году с целью производства полезных напитков и продуктов. Компания была задумана как органическая ферма, но очень быстро основатели поняли, что им не хватает местных поставщиков органических продуктов, которые выращивали бы требуемые компании объёмы сырья. В итоге, они отдали 3200 акров земли обычных сельхозугодий под органическое сельское хозяйство. Демонстрируя экологичные методы и технологии, они помогли другим орегонским фермерам последовать их примеру, развивая местную продуктовую сеть.
Совершенно очевидно, что эффективно используя эти технологии там, где выращиваются те или иные культуры, производители могут способствовать уменьшению степени воздействия производства на окружающую среду, сделать продукты доступными покупателям круглый год и продолжать поддерживать местных фермеров. Но для того, чтобы преимущества движения за локальные продукты множились и приносили блага всем, каждый, кто вовлечён в продовольственную систему – от фермеров и производителей до розничных торговцев и покупателей – должен усердно и последовательно трудиться на благо той продовольственной системы, которую он хочет сохранить и улучшить.