Прекратите бороться с веганством – оно уже победило

Прекратите бороться с веганством – оно уже победило

Дэмиен Кларксон, писатель, режиссёр и экологический активист

Представьте, что вы работаете в отделе продаж супермаркета-гиганта Sainsbury. Вы знакомитесь с ежеквартальными отчётами и узнаёте, что некий продукт побил запланированные уровни продаж на 300 процентов.

О каком продукте идёт речь? О нескольких веганских сырах, которые появились на прилавках магазина в прошлом году.

Вы шокированы: вы чуть ли не выпадаете из кресла, резко выйдя из дремотного состояния, навеянного бесконечными бизнес-встречами. Ваш бизнес-мозг закипает, и вы начинаете лихорадочно планировать как можно скорее включить в набор товаров Sainsbury дополнительные веганские продукты.

Да, друзья мои: заря веганской эры взошла.

Подобно цунами, которое обрушивается на побережье, эту силу не остановить, потому что не только Sainsbury переживает этот ошеломительный финансовый успех.

На этой неделе сеть итальянских ресторанов Zizzi объявила, что продажи их веганских блюд увеличились на целых 150 процентов. Посмотрите на девонширскую компанию Tideford Organics – после двадцати лет торговли владельцы решились на тотальную веганскую модернизацию. Результат – резкий рост продаж, по сравнению с прошлым.

В нестабильные политические времена, в эру «альтернативных фактов» Дональда Трампа и изоляционизма брексита, успех веганского бизнеса – это луч надежды для экономики Соединённого Королевства.

Совместно с Джуди Надел мы основали Vevolution – молодую компанию, миссия которой состоит в проведении веганских мероприятий и развитии веганских технологий. Я регулярно общаюсь с предпринимателями, которые запускают перспективные веганские проекты, начинающие приносить прибыль практически немедленно.

Такие рестораны, как Temple of Hackney, Club Mexicana, Mooshies и What The Pitta всегда работают на полную мощь.

Чем Йилдиз, сооснователь веганского магазина кебабов What The Pitta, недавно сказал мне: «В большинстве своём, наши клиенты стали веганами в течение последнего года, и во многом это произошло благодаря работе социальных сетей и Netflix, будь то вызывающие отвращение мемы или впечатляющие документальные фильмы, которые они тиражируют. Лондон всегда был известен своим разнообразием, и веганизм и этичный образ жизни – это набирающая популярность тенденция среди молодёжи, родившейся в нулевых. Эти молодые люди больше посещают заведения общепита, по сравнению с молодёжью в прошлом, поэтому совершенно естественно, что город отвечает на их запросы».

Когда сеть заведений питания Pret a Manger в прошлом году начала работу всех своих веганских магазинов в качестве эксперимента, её генеральный директор Клайв Шли ожидал значительной прибыли лишь на этапе «раскрутки», однако продажи сразу же оказались настолько значительными, что компания приняла решение открыть магазины на постоянной основе.

Венчурный капитал также начинает осознавать потенциал веганизма. В прошлом году был открыт New Crop Capital в качестве первого «гуманного инвестиционного венчурного фонда». И время от времени я слышу об инвесторах, ищущих возможности сделать вложения в веганский бизнес.

Мне кажется, я понял, в чём дело. Возможно, вы не являетесь горячим поклонником веганизма. Честно говоря, я тоже так чувствовал, но стоит вам начать смотреть на свидетельства того, что происходит социальный сдвиг в сторону веганизма, как отвернуться от этого явления становится непросто.

Мы живём в эпоху серьёзной деградации общества и состояния окружающей среды. Веганизм предоставляет нам возможность замедлить процесс изменения климата. Кроме того, учёные обнаружили, что вегетарианцы и веганы, как правило, живут более здоровой и продолжительной жизнью. Это также возможность вести более гуманную жизнь и не вносить вклад в убийство более 150 млрд животных в год с целью получения пищи, как это происходит сегодня.

Я считаю себя достаточно адекватным или нормальным человеком. Мне нравится футбол, лёгкая выпивка и обеды с друзьями. Я покупаю пластинки и играю на гитаре. Мне кажется, во многом я похож на вас. Я просто предпочёл отказаться от борьбы с веганством, и мне нравится это решение. Я начал заниматься марафонским бегом, стал выглядеть более здоровым – да, седина осталась, но суть в том, что качество моей жизни не пострадало, но улучшилось.

Когда консервативные организации, такие как корпорация Би-би-си, начинают показывать фрагменты Newsnight и фильмы о веганизме, то вы понимаете, что этим явлением сейчас действительно интересуется общественность.

Делая выбор в пользу употребления большего числа веганских продуктов или даже полностью переходя на веганскую диету, вы выбираете сторону победителя, прогрессивную сторону. Вы поддерживаете бизнес, работа которого не разрушительна для всех элементов нашего общества.