Повара знают, как накормить эго продуктами из золота
Когда в 1922 году египтолог Говард Картер вскрыл могилу фараона Тутанхамона, то первое, что он увидел, было «золото – повсюду сияло золото», как учёный отметил в своём дневнике. В отличие от серебра или железа, золото никогда не ржавеет и не тускнеет. Вряд ли есть более наглядная демонстрация богатства, нежели позолота.
И во французском Версале, и в апартаментах президента Дональда Трампа стены, мебель и двери покрыты золотом. Гости трамповского пентхауза могут брать конфетки с массивного золотого блюда или потягивать апельсиновый сок из позолоченной чаши. Будь то драгоценности, предметы домашнего обихода или архитектура – люди нашли способы покрывать их золотом. Даже пища не избежала нашей одержимости этим драгоценным металлом.
Хотя отделочное золото должно быть чистотой от 10 до 24 каратов – это показатель процентного содержания чистого золота, в сравнении с другими металлами, в продукте, – по закону, золото должно быть двадцати трёх или двадцати четырёх каратным, чтобы считаться съедобным. В такой практически стопроцентно чистой форме золото биологически инертно и не усваивается организмом.
Поскольку золото не имеет вкуса, запаха, лишено питательной ценности, легко разлагается (когда его используют в съедобной форме), то не существует лучшего маркера богатства и могущества, чем класть его себе в рот. Книга тринадцатого столетия, описывающая королевские хозяйственные расходы, содержит упоминание «четырёхсот пятидесяти яиц», которые были сварены, раскрашены и покрыты золотым листом. Мелитта Вейсс Адамсон, автор книги «Еда в средневековье», пишет о позолоченных пирогах, увенчанных головами и лапками дичи в позолоте, и даже о тушах животных на первое, которые были настолько обильно покрыты золотыми листами, что напоминали статуи. В Италии золото так часто подавали на пирах знати, что в Падуе было решено ограничить его использование одной или двумя сменами блюд, иначе город рисковал столкнуться с дефицитом золота.
«Заурядный продукт или изделие благодаря золоту превращается в нечто выдающееся», – говорит Линн Невберг, директор отдела продуктов и напитков в Easy Leaf, компании, производящей металлические листы: в частности, золотые.
Хотя продажи съедобного золотого листа были достаточно стабильными, начиная с того момента, как компания запустила эту линию в 2004 году (при том, что декоративные золотые листы она выпускает на протяжении более чем шестидесяти лет), Невберг говорит, что продажи резко увеличились в прошлом году. «Я думаю, причиной служит то обстоятельство, что повара ресторанов, кондитеры и повара баров хотят большего разнообразия в своём кулинарном творчестве, – объясняет она, – каждый хочет привлечь внимание к чудесному авторскому супу или суши, завёрнутому в золото». Достаточно немного золота, чтобы творить чудеса.
В целом, дни расточительного потребления золота ушли в прошлое с безвкусными особняками нуворишей, но как в Америке, так и за её пределами традиция съедобного золота по-прежнему сильна. Многие рестораны, скорее всего ради рекламы, включили в меню те или иные блюда с золотом, достойные попасть в заголовки новостей. В 2012 году нью-йоркская передвижная закусочная продала бургер ценой в 666 долларов, в котором начинка из трюфелей, лобстера, икры и говяжьей котлетки была завёрнута в шесть слоёв золотого листа.
Пиццерия «Марго», расположенная на средиземноморском острове Мальта, продаёт пиццу стоимостью в 2000 долларов за порцию, в состав которой входят 100 г белых трюфелей и – да, вы угадали, – золото. В прошлом году даже популярная сеть Pizza Hut выпустила свой собственный золотой билет – поощрение для клиентов в виде «суперкубка», ограниченного числа пицц с чесноком, инкрустированных золотыми листами.
Нью-йоркское заведение Serendipity 3 предлагает множество экстравагантных блюд со съедобным золотом, включая вегетарианские. Их сэндвич с сыром на гриле, гамбургер и особая вариация пломбира ценой в 25 000 долларов попали в Книгу рекордов Гиннесса в качестве самых дорогих блюд в соответствующих категориях.
Их пломбир «Золотое великолепие» (со скидкой можно купить за 1000 долларов) покрыт золотыми листами ценой от 50 до 100 долларов. Шеф-повар Джо Кальдерон рассказывает: «Мы называем пломбир съедобным произведением искусства. Если бы лист золота стоил пенни, то сохранял бы свою красоту, и я бы всё равно его использовал». Джо считает, что не столько цена золота, сколько его красота делает его таким заветным ингредиентом.
Хотя все вышеназванные блюда – это, конечно, скорее рекламный ход, нежели кулинарные шедевры, есть люди, работающие со съедобным золотом, которые действительно творят на его основе произведения искусства. Например, заведение в Портленде, штат Орегон, под названием Alma Chocolate, имеет линию съедобных «иконок» (в виде католических «сердец Иисуса», статуэток Гваделупской Мадонны и даже индусского божества Ганеши) с золотыми листами. Эти шоколадки легко спутать с образцами мексиканского народного творчества. Когда основательница Alma Chocolate Сара Харт начала выпускать эти съедобные иконы, ей пришлось учиться как искусству производства шоколада, так и секретам нанесения позолоты. По её словам, это непростой процесс: «Люди не понимают, сколько труда и времени это отнимает. Чтобы позолотить одну иконку, требуется от 10 до 15 минут».
Зачастую, красота этого шоколада даже «вредит». «Часто люди даже не едят их», – говорит Харт.
Недавно она получила сообщение от клиентки, которая пять лет тому назад приобрела шоколадную статуэтку для своей матери. Та поставила статуэтку на домашний алтарик, где дочь и обнаружила её после смерти матери. «Она сделала фото и прислала его мне», – говорит Харт. Шоколад – по-прежнему «золотой», но уже не настолько съедобный по прошествии пяти лет – в целом, прекрасно сохранился.