7 мировых эко-трендов в системе образования

7 мировых эко-трендов в системе образования

Веганам небезразличны проблемы защиты окружающей среды и изменения климата. Поэтому они много усилий прилагают для популяризации эко-инициатив в системе образования. Данная статья посвящена новым трендам в школьном обучении, поскольку мы верим, что в первую очередь нужно менять видение мира подрастающего поколения.

А с этим можно справиться, только если изменить систему образования. Сейчас измерение «успеха» и «ума» происходит с помощью стандартизированных и удивительно противоречивых тестов, которые не принимают во внимание ментальное, социальное и физическое благополучие детей. Именно поэтому мы хотим представить список из тенденций в мировом образовании, которые хорошо бы включить в учебные программы во всём мире для того, чтобы юные личности учились лучше понимать этот мир, а не только выполнять тесты.

1. Упор на солидарность и ответственность (Япония)

В попытке научить детей уважать свое пространство в Японии было введено правило «уборки» (O-soji or Soji no jikan). Дети помогают убирать школу и даже подавать обед. Эта практика учит совместной ответственности и независимости, готовя детей к взрослой жизни. Её основная идея заключается в том, что каждый должен выполнять свою маленькую, но важную роль, чтобы достичь процветания сообщества. Также стоит отметить, что японским школьникам задают меньше домашних заданий, чем ученикам в других развитых странах, но это не сказывается на уровне их знаний.

2. Разумно спланированное питание (Франция)

Вечной головной боли по поводу того, «как упаковать ребенку здоровый обед, который переживёт несколько часов в рюкзаке», не существует для большинства родителей во Франции, где правительство ввело ежедневное питание, которое состоит из свежей пищи и может быть приспособлено к особым потребностям ребенка. В типичном меню много мяса, больше чем нам бы хотелось, но есть и овощи, салаты и фрукты, а порции рассчитаны на потребности детского организма. Что интересно, многие продукты выращиваются в самих школах или имеют местное происхождение. Школы также могут предоставлять родителям рекомендации для ужина, чтобы приёмы пищи дополняли друг друга.

3. Парты с регулируемой высотой (Астралия)

Дети проводят около восьми часов в день, сидя за партами в школе. И многие из них подолгу сидят на диванах, после того, как возвращаются домой, что может приводить к ухудшению здоровья. Во время эксперимента в Мельбурне одна начальная школа заменила традиционные столы на парты с регулируемой высотой, которые позволяют ученикам стоять или сидеть, согласно их желаниям и потребностям. Такая замена не является альтернативой физическим упражнениям, но, по меньшей мере, эти парты дают детям возможность двигаться и быть более энергичными в течение занятий.

4. Меньше компьютеров в классах (Сингапур)

Старшеклассники из Сингапура были недавно признаны самыми умными в мире. Что весьма интересно, поскольку Сингапур блокирует мировой тренд использования компьютеров во время школьных занятий. В то время, как преподаватели в Сингапуре (и в нескольких других странах Азии, включая Китай) всё больше используют компьютеры для планирования занятий, ученикам не положены гаджеты. Это, конечно, не касается свободного времени, которое молодежь Сингапура проводит за компьютерами.

5. Урбанистическая школа-ферма (США)

В городе Сан-Франциско, штат Калифорния создают урбанистическую ферму-школу. Восьмилетний срок обучения предполагает применение программы «ведения хозяйства», основанной на Вальдорфской образовательный концепции. Недавно был представлен проект школы, которым занимается Стэнли Сайтович (Stanley Saitowitz), архитектор компании «Натома» (NATOMA ARCHITECTS INC.). Это концепт «живого здания», где классы и двор служат в качестве «школьного огорода и сада».

Школа будет расположена в тихом уголке города Сан-Франциско на территории инновационной «урбанистической фермы». На участке земли почти в полгектара, разделенной на отдельные секции, дети будут выращивать капусту, цуккини, лук и другие овощи и фрукты. За последние два года уже было сделано много работы, пока неопытный коллектив школы и 55 её первых учеников ухаживали за территорией школы и занимались созданием дизайна будущих классов.

Согласно планам, крыша школы будет покрыта травой, чтобы удерживать влагу, тепло и предоставлять убежище будущим помощникам – насекомым, которые будут опылять овощи. Кроме того, крыша будет спадать вниз, создавая эффект зелёного холма, призванного «оградить» школьный двор от шумного города. «Золотые ворота», как именуется школа, будут центральной конструкцией, соединяя классы, сады и огороды в одно целое – символический комплекс.

Внешне школа будет засажена зеленью, а изнутри украшена деревом, акцентируя внимание на текстуре природных материалов. Южная сторона будет практически полностью стеклянная, чтобы пропускать солнечные лучи, что позволит сэкономить на электроэнергии для освещения помещений.

Некоторые из жителей по соседству школы обеспокоены из-за возможного шума, скопления людей, постоянного движения машин и нового строительства. Поэтому архитекторы компании «Натома» решили разработать дизайн невысокого здания, ниже двухэтажных домов в округе. «Живая» крыша будет задерживать шум.

Здание будет занимать лишь 30% всей территории. Остальные площади будут сочетать в себе природный ландшафт и обрабатываемую землю: огород и фруктовый сад.

Вальдорфская система образования предусматривает «всестороннее развитие индивида», как это определил Рудольф Штейнер (Rudolph Steiner), философ XIX века. Подразумевается развитие не только интеллектуальных способностей, но и практических навыков и социально-нравственных норм поведения. Большое внимание уделяется развитию чувства связи с природой, землёй, сезонными изменениями, что позволяет привить детям основы экологии, научить их выращивать собственные органические продукты питания, вести фермерское и домашнее хозяйство, готовить, шить для себя одежду и заниматься ремёслами.

Школа «Золотые ворота» – это воплощение видения «социальной справедливости». То есть каждый должен научиться «отдавать, что может» для общего блага. Несмотря на то, что это частная школа, далеко не все её обитатели происходят из обеспеченных семей, как может показаться на первый взгляд. Треть школьников получает стипендию на посещение школы, ещё треть семей – помощь для оплаты обучения. Поэтому можно утверждать, что эта школа представляет все слои населения города Сан-Франциско.

6. Благоразумный подход к образованию (Финляндия)

Уменьшение количества домашних заданий и вообще времени, которое ребенок проводит, сидя за партой, отказ от стандартизированных тестов, высокая оценка креативности и сотрудничества вместо индивидуального соревнования, щедрая оплата труда учителей – вот так выглядит подход к обучению детей в Финляндии. И несмотря на то, что некоторые из этих идей могут выглядеть несовместимыми с логикой образовательного процесса, школьники Финляндии признаны одними из самых образованных.

7. Изучение природы (Швеция)

Лесные школы начали появляться и в США, но несколько европейских стран, таких как Швеция и Германия, стали настоящими экспертами по созданию школьных программ, включающих изучение природы в классах, и, что, возможно, даже важнее – обучение на природе, что помогает детям лучше понимать окружающую среду и научиться уважать природу. Кроме того, в Швеции все большую популярность приобретает обучение учителей проведению занятий на свежем воздухе.

Игра на природе – двигатель скандинавского образования. Знакомство детей с природой с детства – такое направление образования только зарождается в США. Эта страна применяет систему оценочных тестов и имеет чётко расписанный план обучения, тогда как в других странах преобладает природно-ориентированный подход.

«NaturePlay» («Игра на природе») – это фильм, раскрывающий скандинавский подход к дошкольному образованию. И он имеет успех.

Фильм-победитель датского режиссера и кинематографиста Даниэля Стиллинга (Daniel Stilling) раскрывает разницу между эффективной и продуктивной концепциями образования, обучением, ориентированным на знакомство детей с природой, и ненадёжной системой оценочных тестов, вгоняющей детей в стрессы, которая действует в США.

Даниэль работал над созданием фильма в своей родной Дании, а также в Норвегии, Швеции и для сравнения – в США. Цель такого документального фильма – выявить различия между скандинавским стилем обучения и стрессовыми стандартами образования в США. Особое внимание уделялось тестам.

Фильм Стиллинга, который получил семь международных наград, не только показывает, как работает образование, ориентированное на природу, но и раскрывает все его преимущества. Режиссер-постановщик – бывший директор отдела фотографирования NASA, занимался фотосъёмкой Марса – для создания своего документального фильма «NaturePlay» использовал те же видеокамеры. В фильме даже появился голливудский актёр Мэтт Дэймон (Matt Damon). Он был приглашен, чтобы высказать своё мнение о важности образования.

Игра на природе является движущей силой образования. Скандинавская концепция Udeskole («Игра на природе») – распространённое явление в детских садах, которые часто располагаются в лесу. Специальные площадки должны подарить детям происшествия, а занятия проводят не в стенах заведения, а во дворе. Ученики имеют более длинные каникулы, посещают внешкольные клубы, а все игровые зоны расположены под открытым небом.