Веганство в Германии и Австрии
Глава британского Веганского общества Ясмин де Бу рассказывает о том, как недавний визит двух международных веганских организаций помог ей понять проблемы, с которыми сталкиваются разные европейские группы веганов.
Бродя по улицам Бирмингема и пытаясь найти обед в красивом небольшом кафе, где подавали бы простую, но полезную для веганов пищу, мы были вынуждены сделать крюк. Хотя в кафе «Канальсайд» предлагали торты и веганскую выпечку, в меню отсутствовали горячие блюда, поэтому мы решили заказать веганскую пиццу в «Пицца-экспресс». В течение четырёх дней в феврале я встречалась с руководителями немецкой организации VEBU и Австрийского веганского общества, а также с их помощниками.
В рамках финансируемого Европейским Союзом проекта мы обменивались опытом развития веганских организаций в Германии, Австрии и Великобритании. Хотя английское Веганское общество является самой старой веганской некоммерческой организацией в мире, быстрый прогресс в других европейских странах демонстрирует нам, что Великобритания почти начинает отставать в росте веганизма. Чему мы можем научиться у других, и что у нас общего?
Начиная с конца девятнадцатого столетия, организация VEBU была известна как «Vegetarierbund» («Вегетарианское общество»), но последние семь лет её миссия носила преимущественно веганский характер, под руководством лидера-новатора Себастьяна Зоха.
Численный состав организации увеличился примерно с 2000 человек, которые были постоянным костяком в течение десятилетий, до более 12 000 членов в 2014 году. Поскольку большинство членов платят 5 евро в месяц, основным источником дохода для организации являются эти членские взносы и пожертвования сторонников, в отличие от Австрийского веганского общества, где членские взносы и пожертвования в совокупности составляют около 10-15% дохода, в то время как расходы на обслуживание членов практически одинаковы.
VEBU работает круглый год, и у организации есть впечатляющий список достижений. Вот некоторые из них:
• Организация мероприятий в помещениях и на открытом воздухе для вегетарианцев, привлекающих десятки тысяч посетителей, а также партнёрство с другими проектами, такими как ярмарка Biofach, крупнейшая органическая торговая ярмарка в Европе.
• Запуск проектов, финансируемых Европейским Союзом, таких как «Vegucation», который включает подготовку шеф-поваров.
• Проведение конференции «VegMed» для медицинских работников о питании и пользе растений.
• Организация бизнес-консультаций и семинаров для начинающих вегетарианцев, включая кредитование первичного финансирования.
• Распространение десятитысячных тиражей ежемесячной вегетарианской газеты посредством независимых магазинов и магазинов цельных продуктов по всей Германии.
• Улучшение образа VEBU и веганства в СМИ, с предполагаемым ежемесячным охватом более шести миллионов человек в 2014 году.
Правительство Германии помогает людям работать, предоставляя оплачиваемые гранты и стажировки некоммерческим организациям. Почти каждый наёмный работник в организации и спонсируемый правительством доброволец связаны с организацией в течение шести- восемнадцати месяцев. Организация насчитывает около тридцати сотрудников и финансируемых правительством добровольцев. Эта дополнительная возможность помогает VEBU вместе со своей «активистской» сетью из более чем двух сотен местных контактов по всей Германии в проведении мероприятий и обучения. Несколько сотрудников работают неполный рабочий день, включая лоббиста. VEBU сотрудничает с целым рядом предприятий и политиков с целью повысить осведомлённость в вопросах необходимости изменения законов, в том числе налогового законодательства, а также регулирования вегетарианской и веганской маркировки. Согласно данным VEBU, в Германии насчитывается до семи миллионов вегетарианцев и веганов, в том числе около 900 000 веганов (1,1%).
Имея оборот более миллиона евро, VEBU – это организация среднего размера. В Германии правила благотворительности весьма своеобразные, и они кажутся менее бюрократизированными и жёсткими по сравнению с британской системой. Тем не менее, британская схема дарственной помощи, в которой каждое пожертвование в размере 1 фунта от донора, получающего налог, приводит к возврату налога в размере 25 пенсов за благотворительность от Министерства по налогам и таможенным сборам, является уникальной и не практикуется в большинстве европейских стран. Плательщики налогов во многих странах Европейского Союза могут заявить, сколько они пожертвовали, и получить налоговые льготы, когда подают свою декларацию о доходах, и это косвенно помогает благотворительным организациям. Точно так же британские схемы, такие как ваучеры CAF или схемы жертвования зарплат, не так широко распространены в Европе, и кажется, что британские благотворительные организации выигрывают гораздо больше от наследования и завещанного имущества, чем другие европейские благотворительные организации.
VEBU и VGO (Австрийское веганское общество) получают небольшую прибыль от проводимых ими акций. Однако обе организации признают, что организация крупных мероприятий, даже при содействии профессиональных компаний по проведению мероприятий, по-прежнему требует значительных усилий, и что некоторые сотрудники участвуют в мероприятиях практически полный рабочий день. Участие Веганского общества в примерно десяти мероприятиях в Великобритании отнимает довольно много времени у их координатора Джесса и менеджера по волонтёрству Алекс, поскольку они организуют людей, товары и логистику. И нам повезло, что у нас уже есть большие команды веганов, которые проводят фестивали по всей Великобритании.
Как и VEBU, австрийское Веганское общество успешно добивается позитивного освещения своей деятельности в СМИ. Несмотря на то, что страна значительно меньше Германии, а штат организации насчитывает только семь штатных сотрудников и несколько добровольцев, их репутация впечатляет. Наличие позитивных отношений с прессой имеет решающее значение, когда членов общества просят прокомментировать развитие веганизма, особенности питания или права животных. Это, безусловно, помогает продвигать веганскую философию далеко за пределы непосредственной досягаемости наших организаций.
Австрийское веганское общество участвует в программе Vegucation для студентов и шеф-поваров, а также осуществляет другие образовательные проекты. VGO также является агентом Vegan Trademark, так как австрийский рынок веганской продукции быстро растет. По оценкам Феликса Хната, главы австрийского Веганского общества, до 2% австрийского населения – вегетарианцы, что поистине удивительно. Аналогичная цифра была зафиксирована в Швеции. Постоянно растёт число журналистов, которые контактируют с VEBU, VGO и британским Веганским обществом, желая узнать больше о причинах того, почему веганство становится настолько популярным.
Обмен визитами вдохновил меня, и я с нетерпением ожидаю посещения Вены и Берлина, которое состоится, надеюсь, в этом году.
С 30 марта по 2 апреля в британском Веганском обществе проходит учебный семинар по социальным медиа и цифровым коммуникациям для организаций из пяти стран ЕС: Нидерландов, Бельгии, Австрии, Германии и Хорватии.