Плоть скольких коров присутствует в одном гамбургере?
Роберто А. Фердман
В последний раз, когда я ел гамбургер, мясо не показалось мне вкусным.
Причина состояла в том, что у меня из головы не выходил факт, который я осознал лишь недавно: мясные котлеты делают из мускульных тканей не одного животного, но сотен. В процессе производства фарша в общий котёл попадают разные виды коровьих тканей, подобно краскам, смешиваемым художником на палитре. В результате может оказаться, что животные, которые некогда паслись на одном лугу, оказываются в составе одной порции говяжьего фарша.
Не имеет значения, мясо скольких коров присутствует в одном бургере, но число изрядное. Это не может не напоминать о том, что употребление в пищу мяса возможно исключительно благодаря процессу, в ходе которого животных убивают, после чего смешивают их плоть, дабы мы могли насладиться вкусом их трупов. Хотя знание реального положения вещей может и не повлиять на чьё-то мнение о том, насколько всё это приемлемо с моральной точки зрения – оно не повлияло на моё мнение – оно, всё же, способно вывести нас на долгий путь сомнений.
«Если эта правда вызывает у вас негативную реакцию, то причина, скорее всего, состоит в том, что она вынуждает вас осознать, насколько индустриализирован процесс производства мяса, – говорит Питер Сингер, профессор биоэтики в Принстонском университете и признанный философ-моралист. – Вы можете рисовать картинку: вот фермер, вот его коровы, и время от времени он убивает одну из них. Если вы так полагаете, то, возможно, не имеете понятия о том, как работает современная индустрия производства мяса».
Моя работа состоит в том, чтобы размышлять об индустрии производства продуктов, и это означает, что я бесконечно думаю о процессе производства мяса, что делает мою реакцию ещё более показательной.
Гамбургеры – это высшее олицетворение отвратительной сущности современной мясной промышленности. Они одновременно являются самой распространённой формой обработанного мяса, ибо они присутствуют практически во всех меню, и продуктом, к которому относятся довольно пренебрежительно. В отличие от куска бифштекса, который получают из мяса одной-единственной коровы, гамбургеры почти всегда являются смесью плоти многих животных. Говяжий фарш, который мы покупаем в супермаркете, сделан из мускульных тканей неведомого числа особей.
Я попытался подсчитать, плоть скольких коров присутствует в одном гамбургере. Сделать это оказалось совсем непросто.
Да, можно встретить гамбургер, состоящий из мяса одной коровы. Такие гамбургеры подаются в ресторанах, которые делают «домашний фарш», смешивая куски мяса только одного животного за один раз. Люди, выращивающие собственный скот, а затем забивающие его с целью получения продуктов, также могут угостить вас таким гамбургером. Но бургер из мяса одной коровы – редкость.
В прошлом году Макдональдс подтвердил, что говяжьи котлетки могут содержать мясо больше ста разных коров. Но не только самый крупный в мире производитель гамбургеров затрудняется точно оценить число животных в составе фирменной котлетки.
Я позвонил в отдел свежего мяса в местном магазине сети Costco, и мясник, попросивший не называть его имени, сообщил, что невозможно сказать, мясо скольких коров входит в одну порцию фарша. Costco закупает говяжий фарш, произведённый в домашних условиях, но в больших объёмах. «Простите, но я не могу сказать вам, мясо скольких именно коров присутствует в одной упаковке, потому что я не знаю, – сказал он, – но явно больше, чем нескольких».
Тогда я обратился в мясной отдел в Giant, и у них тоже не было ответа. Сами магазины не делают фарш и не занимаются упаковкой мяса для гамбургеров – это делают дистрибьюторы. Поэтому я обратился к National Beef, одному из крупнейших поставщиков пакетированной говядины, чтобы понять, имеется ли у оного ясное представление о конкретном составе фарша. Мне сообщили, что Кейт Уэлти, пресс-секретарь компании, вскоре со мной свяжется. Но он так и не вышел на связь.
Я также задал вопрос Марку Пастору, президенту Pat LaFrieda Meat Purveyors, лидирующему дистрибьютору, с которым работают лучшие повара Нью-Йорка. Он рассказал мне, что теоретически можно делать гамбургеры, сделанные из мяса одной коровы, но это сложно и дорого. По оценкам Пастора, говяжьи котлетки Pat LaFrieda содержат мясо приблизительно четырёх животных, но он заметил, что не ручается за достоверность такого суждения.
«Мясо одной коровы в гамбургере – это идеальный вариант, но это домашнее производство, и цена будет соответствующей, – сказал он, – но и смесь мяса большого числа коров – неплохо. Но я не испытываю доверия к производителям больших объёмов дешёвого фарша, которые сотрудничают с Макдональдсом и Уэнди и другими гигантами индустрии фаст-фуда. Там цена играет слишком большую роль».
Но в этом-то и загвоздка. На самом деле неясно, что именно должно настораживать. Наши реакции, какими бы инстинктивными они ни были, также, скорее всего, нелогичны.
С точки зрения рентабельности гамбургеры могут, фактически, быть самым этичным способом использования мяса из всех существующих. В конце концов, для их производства используются куски мяса нестандартных размеров, многие из которых могли бы оказаться на свалке, если бы не гамбургеры. По меньшей мере, употребление в пищу гамбургера, который может содержать останки более ста животных, возможно, следует рассматривать как не менее этичное, нежели поедание бифштекса, состоящего из мяса одной коровы.
Питер Сингер говорит: «Когда я думаю о том, что плоть всех этих разных животных смешана в одном гамбургере, у меня возникает странное чувство. Но я не считаю, что разница велика с этической точки зрения. Выбираем ли мы блюдо из плоти одного животного или из кусочков тел дюжины или даже сотни животных, конечный результат один – мы этих животных съедаем».
Существуют многочисленные причины проявлять скепсис в отношении гамбургеров, которые подают в Макдональдсе, но число животных, содержащихся в каждом из них – последняя из них. В 2002 году Пи-би-эс выпустила короткий документальный фильм под названием «Современное мясо», в котором характер американской мясной промышленности рассматривается сквозь призму его любимого детища – коммерческого гамбургера. По мнению авторов фильма, содержание тысяч коров на одной ферме ставит по сомнение безопасность американской говядины.
По словам Сингера, причина, по которой многие люди испытывают жуткий дискомфорт, узнав о том, что гамбургеры состоят из плоти сотен животных, довольна проста: «Большинство из нас имеет весьма смутное представление о процессе, в результате которого эти аппетитные котлетки оказываются в нашей тарелке».