Как Индия уничтожает своё национальное животное, тигра
Прерна Биндра
Недавно появившееся видео жестоко шокирует: тигр вяло пытается уклониться от чудовищной машины – экскаватора JCB – ковш которого придавливает животное к земле.
Тигр – самый мощный хищник на планете. Он пытается спасти свою жизнь, защититься и атаковать JCB, среди криков из толпы: «Дабао, дабао!» («Раздавить его, раздавить!»). Его прыжок – исполненный изящества и силы – становится креном, когда он падает в дюймах от машины в ошеломленном, пьяном оцепенении из-за того, что транквилизаторы подействовали на него.
Бульдозер придавливает тигра, позволяя людям подойти ближе и обмотать его сетью. Говорят, что было некое продолжение после того, как тигр был успокоен, раздавлен, пойман в ловушку, потом он был брошен в клетку для перевозки в Наинитальский зоопарк (Уттаракханд).
Он умер в пути. Официальная причина смерти тигра до сих пор не озвучена. Но только наивные и глупые не проследят связь с выстрелами транквилизаторов в сочетании с возбуждённой толпой и бульдозером-убийцей.
Я вновь задаю вопрос: кто виновен в убийстве тигра? Следует ли обвинить в этом водителя, непосредственно совершившего это злодеяние? Но какова роль людей, стоящих у руля нации, которые позволяют уничтожать национальное животное Индии бульдозерами?
Индийская история трагична, об этом говорит и полное отсутствие моральных приоритетов, и наши мрачные неудачи в защите наших рек, лесов, тигров. Всё говорит о безрассудном изнасиловании и эксплуатации наших природных ресурсов.
Но какова предыстория? Трагедия произошла в Белпадао, лесной части Тераи, которая упирается в заповедник Тигр Корбетт, 16 марта 2017 года. Жертвой тигра стали двое. Он напал на Бхагавати Деви, и затащил её на окраину леса. Крестьяне, включая её родственников, попытались отогнать тигра и вернуть тело. В схватке игр атаковал и убил другого человека – тестя погибшей по имени Лахпат.
Что-то нужно было сделать, чтобы контролировать ситуацию. И тигра.
Я не рискну возложить вину на лесничих. Когда два человека были убиты, ситуация на местах была, естественно, напряженной, взрывоопасной. Лесным властям и персоналу пришлось столкнуться с яростью лютого зверя и расстроенной, возмущённой толпы.
Существует бесчисленное количество случаев, когда происходит противоборство с диким животным. В 2011 году, когда леопард был сожжен заживо в деревне в заповеднике Калгарг Тигр, жители, как сообщается, вылили керосин на работников лесничества, чтобы они не пытались спасти пойманное в ловушку беспомощное животное. Во многих таких ситуациях толпы набрасывались на несчастных лесников, удерживали их в заложниках до тех пор, пока животное не попадало в ловушку или не погибало.
Тем не менее, разве это оправдывает вызов бульдозера с целью контролировать, ранить и давить тигра, в зависимости от обстоятельств?
Такое жестокое возмездие всё чаще становится нормой. В ту же неделю в Банаскантхе в Гуджарате была застрелена медведица – в неё с помощью АК-47 закачали 67 пуль. Она изранила и убила трёх человек. Ничего нельзя сказать в её защиту, но она была кормящей матерью.
Все мамы, любого вида, лютые звери, когда они яростно защищают своих детёнышей. На следующий день, 18 марта в заповеднике Sariska Tiger Reserve, леопарда избила и загнала в пещеру 500-тысячная толпа. Он убил человека.
Лесной персонал, который пытался контролировать ситуацию, был забросан камнями и получил ранения. Пещера была заполнена дровами и воспламенена. Леопард скончался от ожогов.
Что говорят такие жестокие способы контроля над животными о нации, которая являет миру свет ахимсы и является мировым лидером в области сохранения видов?
И даже когда возмущение охватывает большую часть Индии, персоны, которые сидят в высокопоставленных креслах и не решают вопрос гуманно, лишь усугубляют конфликт. Реакция власть имущих на проблему, которая наносит огромный урон людям и дикой природе и оказывает огромное экологическое, социальное и экономическое воздействие, заключается в том, чтобы осуществить отбраковку «проблемных животных» или тех, которые являются «угрозой».
Не выработана надёжная стратегия борьбы с конфликтами и нет готовности её вести. Мы не смогли понять нюансы и серьезность конфликта. Мы также не инвестировали в ослабление конфликта – подготовленную, хорошо оснащенную команду по смягчению конфликтов в лесном отделе, работающую с районной администрацией и полицией, быстрое реагирование, надежную и своевременную схему компенсации и страхования и, самое главное, «кодекс поведения», чтобы люди знали, как себя защитить в такой ситуации.
Хуже того, мы обостряем конфликт в результате экологического погрома, развязанного нами – быстрого и экстенсивного уничтожения диких мест обитания, что подталкивает дикую природу к более тесному контакту и конфронтации с людьми.
Я призываю вас снова взглянуть на видео. Это ужасно, но не пора ли назвать причину, которая привела к такой ситуации?
Призовите премьер-министра не только для принятия мер в связи с этими зверскими убийствами, но и для того, чтобы положить конец добыче полезных ископаемых, которая убивает реку Дабку и лучшие из тигровых и слоновых троп, через которые она протекает.
Место, где произошла трагедия, находится всего в 3-4 км от знаменитого индийского заповедника Corbett Tiger Reserve и прилегающего лесничества Рамнагар. Плотность тигров в лесничестве такая же, как в заповеднике – примерно 15 тигров на 100 кв. км.
Тем не менее, менее чем через 500 м вниз по течению от места, где был смертельно ранен тигр, идёт интенсивная добыча валунов, песка и гравия из реки Дабка, большей частью незаконно. Сотни грузовиков и тракторов уродуют этот хрупкий пейзаж, богатый песком и валунами.
Такое массовое уничтожение природных ресурсов нанесло ущерб экологии и окружающим деревням – берег реки выдолблен, обнажён, изменена скорость течения, водная жизнь оскудела и рыболовство уменьшились, загрязнены грунтовые воды, постоянная подрывная деятельность обрушила окружающие дома.
Труд мигрантов захлестнул регион, и они используют лес для удовлетворения своих потребностей в дровах и других лесных продуктах. Инцидент произошел в четверг, который является выходным для добытчиков полезных ископаемых. Сообщается, что несколько человек вошли в лес, чтобы собрать дрова, когда тигр напал и убил Бхагавати Деви.
Такое необузданное разрушение природных богатств и вторжение в дикие места обитания увеличивают риски взаимодействия между людьми и дикой природой, что может привести к трагическим, фатальным последствиям.
Мафия здесь – как и в большинстве районов страны – могущественна и свирепа. Два года назад, когда женщина-стажёр, служащая индийской лесной службы Каляни, пыталась бороться с незаконными работами в реке Дабка, она и ее команда подверглись нападению. Мафия действует безнаказанно благодаря мощным связям.
Полученные незаконным путем доходы от добычи помогли финансировать недавно прошедшие государственные выборы. Как сообщает источник, на лесной отдел было оказано давление со стороны лоббистов разработки карьеров с целью привлечь экскаватор-JCB для «быстрого обезвреживания тигра, поскольку рабочие в панике угрожали бросить работу».
Уже давно природозащитники требуют от природоохранных организаций отдать часть лесничества под заповедник. Являясь членом Государственного совета по дикой природе Уттаракханда, я лично беседовала со многими другими заинтересованными органами.
Мне сказали, что это было тщетное усилие – заинтересованность в горнодобывающей отрасли помешала бы любому такому движению, ставки слишком высоки.
Этот регион – лучшее место в мире для обитания тигров и слонов. Тем не менее, государство распорядилось по-другому, по сути, давая молчаливое согласие на обширную добычу, разрушающую эту среду.