Коровы уничтожают рифы?
Пол Махони
Морской парк Большого Барьерного рифа в Австралии охватывает коралловые рифы и морские ареалы обитания на протяжении 2300 километров вдоль побережья Квинсленда. Эта экосистема коралловых рифов является самой большой в мире, а сам парк больше, чем Соединённое Королевство, Швейцария и Голландия вместе взятые.
Тем не менее, морской парк гораздо больше, чем коралловые рифы, которые составляют около 7 процентов от его площади. Руководство морского парка Большого Барьерного рифа заявляет: «Большой барьерный риф является родиной потрясающего множества животных – от микроскопического планктона до китов весом более 100 тонн. Различные виды животных делают риф одним из самых богатых и сложных природных систем на Земле. В то время, как многое известно о некоторых животных, для которых риф является домом, огромное количество информации и видов еще предстоит открыть».
Несмотря на свой культовый статус всемирного наследия, риф находится под угрозой.
Журналист «Гардиан» Грэм Ридфёрн, анализируя ситуацию, говорит о следующих негативных факторах: землечерпательные работы в угольных и газовых портах, утечка отходов сельского хозяйства, увеличение судоходства, повышение кислотности океана, рост температуры моря от сжигания ископаемого топлива.
Одним из последних «достижений» такого рода стало решение руководства морского парка Большого Барьерного рифа (GBRMPA) в январе 2014 года разрешить сброс отходов дноуглубительных работ, связанных с крупным проектом порта Аббот-Пойнт.
Ридфёрн пишет: «Теперь управление морского парка Большого Барьерного рифа (GBRMPA) решило одобрить проведение дноуглубительных работ на территории морского дна площадью в 3 миллиона кубических метров, а затем сброс донных пород в границах морского парка, а также в районе всемирного наследия Большого Барьерного рифа.
Это решение – ещё один шаг, необходимый для того, чтобы извлечь миллионы тонн угля из Галилейского бассейна в Квинсленде, а затем доставить на берег и загрузить его в контейнеры на расширенном угольном терминале в Аббот-Пойнте. Дноуглубительные работы призваны пробить дорогу для кораблей, проплывающих через Большой Барьерный риф – чудесную икону голубой планеты, которая используется как самый крупный угольный судоходный коридор в мире».
В своём пятом докладе в марте 2014 года Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК) рассмотрела вопросы риска, адаптации и уязвимости. Она сообщила, что системы коралловых рифов уже испытывают последствия «необратимой смены температурного режима» и подвергаются очень высокому риску в связи с дополнительным потеплением в 2 градуса по Цельсию.
Есть три ключевые проблемы, связанные с изменением климата. Во-первых, повышение температуры океана приводит к обесцвечиванию кораллов. Во-вторых, повышенная кислотность, обусловленная поглощением СО2 морской водой, ослабляет рифы, препятствуя образованию из карбоната кальция (известняка) твёрдых кораллов и других организмов, которые вносят вклад в строительство рифов. Наконец, возросшая интенсивность тропических циклонов отрицательно сказывается на коралловых рифах.
Дноуглубительные работы, демпинг и изменение климата являются важными факторами, оказывающими неослабевающее давление на Большой Барьерный риф. Однако вовсе не всё вышеперечисленное, стало ключевой проблемой.
Могло ли скотоводство быть самой большой проблемой?
В докладной записке правительству штата Виктория в июле 2008 года я осветил некоторые последствия производства австралийской говядины для рифов. Я процитировал руководство морского парка Большого Барьерного рифа, которое заявило:
«80 процентов земель, прилегающих к району всемирного наследия Большого Барьерного рифа, используется для сельскохозяйственного производства – прежде всего, выпаса мясного скота и интенсивного земледелия.
Выпас крупного рогатого скота является самым крупным видом землепользования для примерно 4 500 000 человек, проживающих в районе Большого Барьерного рифа (по данным Департамента базовых отраслей промышленности и рыболовства, 1993). Использование пастбищ привело к широкомасштабному уничтожению растительности и чрезмерной нагрузке на грунт, особенно во время засухи, что, в свою очередь, привело к широкомасштабной эрозии почв и к тому, что эродированные материалы с соответствующими биогенными веществами были смыты водой в район всемирного наследия – Большого Барьерного рифа.
Удобрения и пестициды оседают в зерновых культурах, но значительная их часть, вносимая в почву, попадает в прибрежные воды. Сельскохозяйственное использование приводит к эрозии почвы и сбросу осадков, питательных веществ и пестицидов в реки, лиманы и, в конечном счете, в зону всемирного наследия Большого Барьерного рифа».
Руководство парка сообщило, что самые высокие уровни загрязнения наблюдаются в водосборах Фицрой и Бурдекин. Оно заявило:
«Выпас коров для производства говядины на этих обширных территориях, прилегающих к морскому парку Большого Барьерного рифа, привёл к обширной вырубке деревьев, что стало причиной широкомасштабной эрозии почвы («Состояние речных водосборов в Квинсленде», 1993 год).
Большая часть водосборного бассейна Большого Барьерного рифа используется для выпаса скота на пастбищных угодьях. Этот процесс связан с широкомасштабной зачисткой лесной растительности, в частности бригалоу (разновидность акации), с целью превращения этих земель в пастбища.
Главная угроза для Большого Барьерного рифа от превращения водосборных территорий в пастбища связана с усилением эрозии почв.
Увеличение эрозии почв связано с вырубкой лесных массивов, чрезмерным выпасом скота (особенно в условиях засухи, когда растительный покров уменьшается на 60 %) и эрозией берегового материала, когда скот получает прямой доступ к ручьям».
Руководители морского парка также заявили: «Выпас скота для производства говядины – это самый распространённый и единственный способ использования земли на дренажной площади с культурами (главным образом, с сахарным тростником), а развитие городских инфраструктур значительно меньше выраженно на этой площади».
Всемирный фонд сохранения природы служит в качестве информационного терминала, призванного помочь СМИ и заинтересованным сторонам получить представление о таких явлениях, как изменение климата, обезлесение, болезни, засуха и глобальный голод.
В июле 2013 года фонд опубликовал статью, в которой утверждал, что индустрия крупного рогатого скота является основной угрозой для кораллов Большого Барьерного рифа. Вот некоторые выдержки из статьи:
«В прошлом риф процветал, но в отчёте, который является частью выпущенного в июле 2013 документа секретариата правительства Квинсленда, посвящённого защите качества вод зоны рифа, здоровье Большого Барьерного рифа характеризуется как «скверное». С 1960-ых годов 72 % твёрдых рифовых кораллов умерли, что вынудило ЮНЕСКО подвергнуть сомнению адекватность правительственной защиты и задуматься о том, чтобы аннулировать статус рифа в качестве объекта всемирного наследия.
Мы знаем, что по мере того, как океаны становятся более кислыми, процесс образования кальция в раковинах и кораллах идёт на спад. Кроме того, много говорится о росте популяций морских звёзд – эти прожорливые существа поедают живой коралл, оставляя белый, мёртвый «скелет», который скоро становится зелёным, так как водоросли превращают его в свой новый дом. Но истинные причины деградации этого удивительного рифа, а также роста популяций морских звёзд, в настоящее время хорошо изучены, и обнаружено, что решающим фактором является не изменение климата, а загрязнение, главным образом поступающее из рек Бурдекин и Фицрой – крупнейших рек, впадающие в океан в районе рифа.
Что убивает риф (в порядке значимости):
Дисперсный ил (главный коралловый убийца), более 75% которого поступает из пастбищных угодий
Загрязнение азотом, в основном в виде частиц, вызванное вымыванием осадочных пород пастбищных угодий.
Загрязнение фосфором, в основном в виде частиц, от эрозии пород пастбищных угодий.
Увеличение содержания азотных и фосфорных питательных веществ является основной причиной роста численности морских звёзд (терновый венец). Незначительными источниками загрязнения были растворённый азот и фосфор, связанные с производством сахарного тростника, а также гербициды и пестициды – также производные сельского хозяйства.
Итак, мы выяснили, что убивает Большой Барьерный риф – крупный рогатый скот».
Фонд отметил, что, несмотря на то, что был разработан план по уменьшению уровня загрязнения, соблюдение правил является делом добровольным, и только 17% из них были соблюдены.
В интерактивной презентации, выпущенной The Guardian в марте 2014 года, не упоминается выпас скота. Она касалась сельского хозяйства, включая сток отложений и химических веществ, но только в отношении сахарного тростника.
Помимо сбросов токсичных материалов, вызванных животноводством, значительный вклад сельского хозяйства в выброс парниковых газов также влияет на рифы посредством изменения климата.
Некоторые политические перспективы
Поскольку индустрия производства говядины самым серьёзным образом воздействует на рифы – это природное святилище, которое генерирует огромные доходы от туризма, – вполне понятно, что местный федеральный парламентарий затронул эти вопросы. Джордж Кристенсен (Национальная партия Австралии) представляет Доусон, в который входят города Боуэн и Маккей, а также острова Святой Троицы.
Тем не менее, г-н Кристенсен является убеждённым сторонником индустрии мясного скота, о чём свидетельствует тот факт, что он организовал кампанию «Неделя свободного мяса» в попытке противостоять «Неделе свободы от мяса».
На веб-сайте кампании сказано: «Неделя свободного мяса (с 24 по 30 марта 2014 года) призывает всех устроить для друзей и близких барбекю в честь наших австралийских фермеров и скотоводов. Наши собратья в провинции сталкиваются с трудностями – после того, как рынок экспорт скота обрушился за одну ночь, некоторые из них сражаются с сильнейшей засухой. Их раны посыпает солью общенациональная компания под названием «Неделя свободы от мяса», в рамках которой людей пытаются обратить в вегетарианство. В то время, как наши фермеры и скотоводы переживают нелёгкие времена, подобные кампании – это просто не по-австралийски. «Неделя свободного мяса» – это контр-кампания, призванная способствовать развитию великой австралийской промышленности и поддержать наших замечательных австралийских фермеров и скотоводов».
Электорат Кристенсена включает в себя работников различных отраслей промышленности, таких как фермеры, выращивающие малые количества злаковых культур, работники ферм по выращиванию рыбы и креветок, сахарозаводчики, животноводы, занимающиеся коровами, сотрудники предприятий, связанных с угольной промышленностью, работники скотобоен и туристических ферм. Хотя туризм может сойти на нет, если Кристенсен продолжит идти в заданном направлении.
Возможно, что он не знает о том, как промышленность влияет на рифы, но его деятельность заставляет вспомнить бывшего премьера Квинсленда Джо Бжелка-Петерсона (1968-1987), который был связан с ущербом, причинённым окружающей среде животноводством и другими видами сельского хозяйства. Согласно Обществу любителей дикой природы, «в 1950-ых годах молодой Джо Бжелка-Петерсон выступил с идеей использовать связку из цепей между двумя тракторами, что позволило бы пропахивать большие полосы пустынной австралийской земли». На протяжении многих лет в Квинсленде происходило уничтожение растительности в широких масштабах, главным образом, по причине развития индустрии мясного скотоводства, пока лейбористское правительство не запретило подобную практику в конце 2006 года.
Однако ныне правящая Либеральная национальная партия Квинсленда, во главе с премьером Камбеллом Ньюманом издала новые законы, которые вновь позволяют заниматься расчисткой земель в широких масштабах. Землю, которые защищали законы лейбористов, теперь вновь можно расчищать, если она представляет «высокую сельскохозяйственную ценность».
Бжелк-Петерсон также упоминается в интерактивной презентации The Guardian, о которой шла речь выше:
«Свободная коалиция дилетантов в вопросах охраны окружающей среды оказалась бессильной против Бжелка-Петерсона, который заклеймил их «олухами, маньяками и коммунистами». Бжелк-Петерсон сам делал инвестиции в нефтяные компании, которым позволил работать. Один из его министров даже заявил, что разливающаяся нефть представляет собой питательный продукт для морских животных, а вовсе не убивает их. Не удивительно, что Бжелк-Петерсон категорически противился включению рифа в список объектов мирового наследия».
Многие факторы играют роль в гибели великолепных кораллов морского парка Большого Барьерного рифа. Возможно, каждого из них по отдельности достаточно, чтобы их уничтожить. Все эти факторы следует нейтрализовать, включая животноводство, особенно индустрию производства говядины. Это наш выбор, и время действовать пришло!