Мне легче проглотить вязальные спицы, чем съесть веганский сыр, но диета имеет свои преимущества
Арва Махдави
Существуют здравые медицинские, этические и экологические причины идти путём строгого вегетарианства. Но почему тех, кто принял решение следовать растительной диете, всё ещё осуждают и клеймят?
Чем опасны строгие вегетарианцы? Веганизм – это достойный похвалы образ жизни, но в нём есть что-то, раздражающее людей. Просто спросите об этом жителей города Ааргау в Швейцарии, которые недавно отказали в гражданстве иностранке, веганке с рождения, потому что она слишком действовала на нервы. В Швейцарии местные жители имеют право голоса в рассмотрении заявок на натурализацию, и горожане решили, что очень громкое веганство женщины несовместимо со швейцарскими ценностями, такими как «колокольчики на шеях коров, свиньи, едящие мясо, цирковые животные, крысоловы и знаменитая швейцарская молочка».
Подобное происходит не только в Швейцарии. Веганы, похоже, являются глобальным раздражителем. Возьмите новую купюру номиналом в 5 фунтов стерлингов. Когда она была введена в прошлом году, веганы были недовольны тем, что в ней содержится небольшое количество сала, и в Банк Англии была направлена петиция с просьбой удалить животный жир. Австралийский изобретатель полимерных купюр ответил: «Это глупо. Это абсолютно глупо». Было общее ощущение, что веганы снова взялись за старое – оскорбляясь и причиняя беспокойство окружающим.
Веганизм имеет долгую историю. Последователи индуизма, джайнизма и буддизма издревле практикуют ту или иную форму вегетарианства. Однако веганство как бренд официально не существовало на Западе до 1944 года. То был насыщенный событиями год, когда Париж освободили от нацистов. В условиях суматохи второй мировой войны Дональд Уотсон, английский плотник, созвал на совещание некоторых не употребляющих молочные продукты вегетарианцев для формирования планов возможного мирового господства диетического питания. Было решено, что «безмолочный вегетарианец» не является подходящим броским названием, если цель состоит в том, чтобы данный образ жизни распространялся, и что нужно изобрести новый термин. Они обдумывали различные варианты, в том числе «молочник», «витан» и «беневор», пока, наконец, кто-то не сказал что-то вроде: «Веганизм, мой дорогой Уотсон», и все с этим согласились.
Сегодня около полумиллиона человек в Британии считают себя строгими вегетарианцами. Но они также сталкиваются с серьёзной оппозицией. Веганизм считается социально приемлемой мишенью для насмешек, издёвок и шуточек.
Основная причина, по которой люди часто демонстрируют враждебность к веганам, – это тот факт, что они воспринимаются как люди, стремящиеся быть «святее папы римского». Исследовательская работа 2011 года в журнале «Социальная психология и личность» подводит итог в заголовке: «Лучшая защита – это нападение: пренебрежение морально мотивированными меньшинствами с целью обезвредить ожидаемые упрёки».
Исследование показало, что мейнстрим чувствует осуждение со стороны высоконравственных меньшинств, и это вызывает обратную реакцию. «Лучшая защита – это нападение» – подобная философия также приводит к антагонизму по отношению к трезвенникам, велосипедистам, противникам курения и прочим им подобным.
У веганов также есть проблема в виде организации PETA («Люди за этичное обращение с животными»). На протяжении многих лет эта группа по защите прав животных была одним из самых ярких сторонников веганства, оказав движению неоценимую услугу.
Эта организация любит изображать женщин как куски мяса. Похоже, что последователи PETA не способны создать рекламу, в которой не было бы обнажённых женщин; в последней рекламной кампании PETA фигурировала Алисия Сильверстоун на лугу, с обнажёнными ягодицами, держащая в руке маску ягнёнка. Заголовок гласит: «Я лучше буду ходить голой, чем стану носить шерсть».
Лично я скорее проглочу вязальные спицы, чем стану есть веганский сыр, но, сразу оговорюсь, я не намерена поносить здесь веганство. Я не собираюсь отказываться от пиццы с настоящим сыром, но я вегетарианка, и думаю, что сокращение потребления продуктов животного происхождения – один из самых простых способов поддержать благосостояние планеты. Например, животноводство ответственно за более 14% глобальных выбросов парниковых газов. Широко распространенное веганской диеты могло бы значительно сократить эти показатели.
Число веганов в Великобритании выросло на 360% за последнее десятилетие. На данный момент в этой стране их насчитывается более полумиллиона, но, по мере того, как в обществе распространяется всё более пугающая информация об уроне, наносимом окружающей среде производством мяса и молочных продуктов, всё больше людей стремится переключиться со стейка на сейтан. Сегодня, когда вегетарианские продукты питания стали обычным явлением в супермаркетах, и шеф-повара ресторанов научились готовить прекрасные блюда без ингредиентов животного происхождения, что останавливает 99% из нас от перехода на веганство? Возможно, это просто боязнь подпортить себе репутацию. Кто захочет, чтобы его обзывали «ханжой» или «святошей»? Именно так вегетарианцев по-прежнему склонны воспринимать, несмотря на то, что Брэд Питт и Эллен Пейдж демонстрируют свои верительные грамоты, Эмма Уотсон отправляется на «Мет Болл» в «удобной для животных» одежде, а Бейонсе вкладывает деньги в услуги по доставке веганских блюд.
Существует масса убедительных медицинских, этических и экологических причин для перехода к вегетарианской диете, и все больше людей к ним прислушиваются. Многие стереотипы в отношении веганов уходят в прошлое. Например, представление, согласно которому веганизм не сочетается с мускулинностью, больше не пользуется популярностью. Исследование 2015 года, результаты которого были опубликованы в журнале «Аппетит», показало, что участники не связывали вегетарианство или веганство с более низкими уровнями мужественности. Джон Джозеф, спортсмен из Ironman и панк-певец, недавно написал, что «Meat for Pussies» («Мясо для тряпок») – книга, бросающая вызов идее о том, что поедание бекона делает вас бастионом мужественности.
Многие люди также воспринимают веганство в контексте теории Марка Биттмана «веганство до шести», по которой нужно есть веганскую пищу до шести часов вечера.
Существует также Veganuary – организация, призывающая людей следовать строгому вегетарианству в течение января. Запущенный в 2014 году сайт Veganuary в этом году насчитывает рекордные 50 000 человек подписчиков.
Отказ от сыра хорошо сочетается с отказом от вина, поэтому, если вы запланировали «сухой январь», то вам стоит попытаться сочетать трезвость с веганством. Ничто не порадует вас так, как Dryveguary («сухой веганский январь»).
Если вы собираетесь следовать Veganuary, то у вас есть гораздо более богатый выбор пищи, чем в прошлом. Например, в начале января сеть Pret a Manger представила публике новые версии веганских блюд. Веганов давно высмеивали за то, что они демонстративно «шли верным путём», но, в конце концов, они вышли на главную улицу.
Четыре новообращённых вегана рассказывают нам, почему они перешли на растительное питание.
Шон О'Каллаган, 42 года, Лондон, блоггер и специалист по связям с общественностью, организатор фестиваля веганского пива:
В один жаркий летний день я ехал по шоссе в Сиднее, и застрял за грузовиком, везшим кур на бойню. В ту пору я был завсегдатаем заведения «Кентуккские жареные куры», и в тот момент осознал, во что вкладываю свои средства.
Спустя несколько дней случилась авария, в которой фигурировал грузовик со скотом, были погибшие и раненые, и я подумал: «Всё, я вегетарианец». Позже я переехал в Лондон, и стал жить в обществе сестры, которая имеет привычку дразнить меня по любому поводу. Она не была вегетарианкой, но говорила мне: «Ты распространяешься насчёт того, какой ты высоконравственный, но ты пьёшь молоко и знаешь, какова участь дойных коров, не правда ли?» И однажды я почувствовал: «Ты права, я был лицемером». Я изменился в одночасье. На дворе был 2000 год, когда веганство было не таким простым делом, как сейчас. Сейчас даже в Исландии есть и миндальное молоко, и конопля, и соя. Я только что вернулся из Челси, где прямо на King’s Road расположены два магазина веганского мороженого.
До того, как стать веганом, я был учителем начальной школы. После того, как я стал веганствовать, я начал вести блог и организовывать разные веганские мероприятия, и это занятие отнимало всё моё время, поэтому я прекратил преподавать. Это было нелегко, но я верил в то, что делаю. Я хочу, чтобы невеганы увидели, что им доступно абсолютно всё, что и сейчас, в роли веганов, а также стремлюсь поддержать людей, выбравших веганство, и рассказать о них. Мы только что провели четвёртый веганский пивной фестиваль, на который пришло 1000 человек. Это было прекрасно. В ближайшем будущем я планирую провести подобные фестивали в Манчестере и Глазго.
Диана Пинкетт, 44 года, Лондон, «Поставка веганских крестьянских продуктов»
Существует стереотип о хиппи, питающихся гранолой (подслащенной овсянкой с изюмом и орехами). Я стала веганкой по причинам экологического характера, которые нашли во мне отклик. Объём зерна, которое нужно произвести, чтобы накормить скот, представляется бессмысленным, учитывая, что с помощью всей этой пахотной земли можно непосредственно кормить людей, тратя меньше воды. Кроме того, это уменьшит количество метана и других токсичных отходов, которые оказываются в атмосфере и водных путях.
Многие веганы отнюдь не являются гурманами, особенно активисты борьбы за права животных. Им достаточно и того, что некий продукт является веганским, хотя мы с моим партнёром-поваром во главу угла ставим скорее вкусовые качества. Некоторые из наших продуктов могут быть полезными для здоровья, но они не относятся ни к категории здорового питания, ни к категории веганской «мусорной пищи». Мы готовим еду для таких мероприятий, как свадьбы, вечеринки по случаю чьих-то юбилеев и благотворительных акций. Так, недавно мы готовили для мероприятия, которое проводил Greenpeace.
Джозеф Шеридан-Радди, 32 года, Престон, работник магазина бытовой техники и стажер-консультант
Люди всегда говорят: «Готов поспорить, что ты скучаешь по стейку, не так ли?» Но это не про меня. Я скучаю по коровьему молоку и Nike Air Max больше, чем по мясу. Когда мне было 28 лет, мой друг стал веганом. Он не подтолкнул меня к веганству, но некоторые из его мыслей заставили меня задуматься. Одна из них заключалась в том, что ему не нравился тот факт, что корову «насиловали» для получения молока – почти феминистский посыл. Коров искусственно оплодотворяют, чтобы сделать их кормящими матерями, а затем отнимают у них младенцев, так что растёт число веганцев, которые считают это изнасилованием. Это заставило меня задуматься о мясной и молочной промышленности. Я бы никогда не купился на «мясо – это убийство». Но слово «скот» поразило меня.
Тогда я работал в магазине, а скот – это просто товар, который вы кладёте на прилавок и продаёте. Мне стало крайне некомфортно оттого, что жизнь животного служила средством заработка. В то время у меня был холодильник, полный мяса, и я не мог заставить себя съесть его. То был классический момент прозрения.
Денай Мур, 22 года, Лондон, музыкант
Я выросла в ямайском доме, где в основе питания лежит животный белок, и я была одержима пиццей, но у меня начал появляться тонзиллит, и это всегда происходило после того, как я съедала много молочных продуктов. Я отправилась в тур, съев много шоколада, и сразу заболела, поэтому перестала есть молочные продукты, чтобы сохранить голос. Об остальном узнала из любопытства. У меня был жизненный опыт, и он заставлял меня расспрашивать обо всём. Я понятия не имела, что потребление мяса и молочных продуктов влияет на окружающую среду, пока не посмотрела фильмы Cowspiracy и Earthlings, которые буквально шокировали меня, поскольку это очень откровенные материалы, и у меня ушло несколько недель на их просмотр.
Замечательно, что у нас есть доступ к большому количеству информации в Интернете – именно поэтому, как я думаю, многие подростки становятся вегетарианцами. Блоги, фото и видео показывают, насколько доступным и недорогим может быть веганство.
Кроме того, есть масса интересных веганских ресторанов. Fed By Water в Дальстоне делает потрясающую веганскую пиццу со своей моццареллой – для меня это много значит. Сейчас я занимаюсь созданием веганской кухни на Ямайке.