Попрощайтесь с заплесневелыми фруктами и овощами
Кэтрин Мартинко
Плазма против плесени
Австралийский исследователь разработал дешёвый способ обработки продуктов с целью препятствовать росту плесени – дешёвый и исключающий применение химикатов.
Представьте, что вам никогда больше не придётся беспокоиться о плесени на продуктах. Не будет необходимости тратить время на очистку холодильников, забитых испорченными ингредиентами. Возникнет возможность есть свежую пищу, вместо того, чтобы перерывать содержимое кладовки, с целью выяснить, что нужно использовать в первую очередь. Звучит как фантазия? Не настолько, как можно подумать. Эра заплесневевшей пищи может уйти в прошлое благодаря исследованиям доктора Кирсти Бейлисс.
Д-р Бейлисс из Университета Мердока в Перте, Австралия, разработала методику обработки свежей пищи плазмой и электрическим током с целью замедлить рост плесени. Это химический процесс обработки поверхности пищи, убивающий инфекционные споры плесени. Хотя до сих пор Бейлисс ограничивалась в своих экспериментах авокадо, она планирует подвергать обработке овощи, хлеб, молоко, мясо и сыр.
Умерщвление спор плесени позволяет сделать продукт более полезным, поскольку некоторые формы плесени производят токсичные соединения, которые вредны для здоровья. Технология обработки плазмой убивает пищевые бактерии – например, сальмонеллу и листерию.
«Технология основана на самой распространённой форме материи во Вселенной – плазме. Плазма убивает микроорганизмы, которые растут на фруктах и овощах, делая свежие продукты более здоровыми для потребления и увеличивая срок их годности», – говорит доктор Кирсти Бейлисс.
Технология здоровья
Доктор Бейлисс была названа новатором продуктов LAUNCH 2017 года. LAUNCH – это инновационная платформа, основанная NASA, Агентством США по международному развитию, Государственным департаментом и компанией Nike, которая стремится выявлять и поддерживать инновационные решения проблем устойчивого развития. Кирсти Бйлисс – одна из двенадцати новаторов, выбранных в 2017 году из 280 претендентов. Она отправится в Сан-Франциско, чтобы принять участие в форуме, посвящённом вопросам здоровья и встретиться с инвесторами, филантропами и компаниями, заинтересованными в использовании её технологий.
После восемнадцати месяцев предварительных испытаний технология теперь выходит на уровень более масштабных испытаний. Бейлисс говорит, что ей и её команде удалось создать «супер-оружие».
Технология, названная «Breaking the Mold» («Уничтожь плесень»), имеет огромный потенциал в деле сокращения пищевых отходов, поскольку плесень ответственна за огромное количество пищи, которую каждый год выбрасывают – примерно 30 процентов всей пищи, выращенной для потребления человеком.
Доктор Бейлисс сказала в интервью ABC News: «Отходы пищевых продуктов в значительной степени влияют на продовольственную безопасность – такая развитая страна, как США, выбрасывает около 100 килограммов (220 фунтов) продовольствия на человека в год. Такие же показатели – в Европе. Если бы мы смогли сократить отходы на четверть, то сумели бы накормить 870 миллионов человек».
Проблема маркировки
В течение многих лет американские покупатели изо всех сил пытались расшифровать надписи на продуктах, относящиеся к сроку годности. Независимо от того, сказано ли в этикетке: «использовать до», «истекает», «лучше всего использовать» или любые другие бесчисленные расплывчатые описания, которые производители вольны произвольно наносить на свою продукцию, результатом становится путаница, за которой следуют неоправданные пищевые отходы.
К счастью, Ассоциация производителей бакалейных товаров, наконец, решила исправить эту проблему. Речь идёт о стандартизации маркировки пищевых продуктов, которая будет состоять только из двух вариантов – «желательно использовать до» и «использовать до».
Не все испытывают оптимизм в связи с тем, что упрощённые правила маркировки позволят решить проблему пищевых отходов в Соединенных Штатах. Эксперт по пищевым отходам Джонатан Блум утверждает, что американцы должны перестать полагаться на даты, предшествующие дате истечения срока годности продукта, и начать использовать свои чувства. Блум, журналист и автор книги «Американская пустошь: как Америка выбрасывает почти половину своей пищи», считает, что пока люди не начнут использовать свои чувства, чтобы определить, действительно ли еда безопасна для употребления в пищу, метки не будут иметь большого значения: «Мы не должны полагаться на то, что компании будут подсказывать нам, как долго продукт остаётся съедобным. Мы должны определять это по тому, как он выглядит, пахнет, и каков он на вкус».
Блум приводит в пример друга, который ел макароны с истекшим в 2011 году сроком годности. Кого-то это могло бы шокировать, но, как отмечает Блум, сухая лапша хранится долго: «Высушенные макаронные изделия и другие высушенные зерновые продукты – среда, в которой микроорганизмам очень трудно процветать и осуществлять процесс разложения. Даже если бы макароны испортились, об этом можно было бы судить по их виду, запаху и вкусу. Единственными неизлечимыми болезнями пищевого происхождения являются сальмонелла и эколи, и они не имеют никакого отношения к возрасту продукта. Скорее, они происходят от антисанитарии».
Знания вместо этикетки
Проблема, по словам Блум, заключается в том, что нам не хватает знаний и уверенности на кухне. До тех пор, пока мы не узнаем о естественных жизненных циклах продуктов питания, способах их хранения и о том, как выявить порчу, упрощённая процедура маркировки не принесет особой пользы в деле сокращения отходов: «Для общества характерна низкая осведомлённость в вопросах еды. Национальное движение, вдохновляющее людей изучать происхождения пищи, будет наиболее более эффективным фактором в деле борьбы с пищевыми отходами, потому что количество отходов является естественным следствием того, насколько мы ценим нашу пищу».
Моя мать всегда игнорировала истёкший срок годности. Она научила меня вырезать синюю плесень из куска сыра, снимать плесень из банки варенья и контейнера с йогуртом, перебирать пучки кинзы и салата, вынимая сгнившие чёрные листья и используя остальное. Она оставляла скисшее молоко для выпечки, бросала увядший шпинат в супы, восстанавливала мягкий сельдерей в ледяной воде и вырезала гнилые пятна из перца, огурцов, яблок и апельсинов. Даже мясо, которое начинало немного подванивать, она подрезала и жарила. Может быть, это было рискованно, но мы никогда не болели.
Всё это возвращает нас к истокам – к обучению кулинарии. Кулинария с нуля разрешает многие из личных, диетических, финансовых, экологических и этических дилемм. Научитесь готовить, и вам никогда не придётся смотреть на срок годности – вы вместо этого вы будете смотреть на еду.