Тёмная сторона молочных продуктов
«Viva!» – благотворительная организация, которая занимается пропагандой веганизма и стремится положить конец страданиям животных. Джульет Геллатли – зоолог, основатель и директор Viva! (www.viva.org.uk) – рассказывает о пагубном влиянии молочной промышленности на жизнь коров.
В Британии очень много дойных коров – приблизительно 1,8 миллионов голов. Несмотря на то, что их можно встретить повсюду, в широких массах преобладает крайнее невежество в отношении этих интеллектуальных, высокоразвитых животных, как показало недавнее исследование. Около 60 процентам людей совершенно неведомо, что для производства молока корова должна сначала забеременеть и родить телёнка, и её вынуждают делать это ежегодно, год за годом.
Как и любое другое млекопитающее, корова производит молоко, чтобы кормить собственного детёныша. Точно так же, как и у людей, беременность коров длится девять месяцев. Естественно, что они прекращают производить молоко примерно через год, поэтому каждую корову регулярно осеменяют, чтобы сохранить поток молока.
Отчаяние
Вера в то, что коровы существуют в своего рода буколическом, сказочном мире сельского блаженства, проникла в общественное сознание. Это миф укоренён в массовом сознании столь глубоко, что напоминает слепую веру.
Молочные коровы, возможно, являются самыми тяжело работающими матерями в Британии. Мы, люди, своим вторжением в чудо рождения и воспитания лишили их магии и превратили этот процесс в источник постоянных страданий, как физических, так и эмоциональных. На протяжении многих лет мы вмешивались во все аспекты этого эволюционного процесса, пока не осталось почти ничего, что можно было бы назвать естественным.
Лактация начинается с беременности, которая в настоящее время почти полностью является продуктом искусственного осеменения, осуществляемого буквально в течение нескольких дней после родов коров, как раз в то время, когда запускается лактация. В среднем из коровы выдаивают 24,5 литра молока ежедневно. Это 42 пинты – во много раз больше, чем было заложено природой в естественных условиях. Вместо того, чтобы дать корове возможность регулярно кормить теленка, её доят всего два раза в день.
Простая математика показывает, что перед каждым доением в вымени скапливается более 12 литров молока. Вес более 12 килограммов – огромная нагрузка. Для некоторых коров всё обстоит ещё хуже, поскольку «высокоудойные» породы несут ежедневное бремя в 40 литров, 40 килограммов.
Такие результаты были получены путем селекции, но она никогда не достигает той стадии, когда производители полностью довольны и говорят: «Хорошо, этого достаточно», потому что им никогда не бывает достаточно. В 1970-е годы коровы производили в среднем 12 литров в день, а удвоение этого объема с тех пор не остановило стремление к увеличению производства и повышению его рентабельности. И этому не видно конца.
Примерно половину всех молочных коров оплодотворяют спермой крупных быков мясных пород, и, как следствие, телята рождаются большие, что чревато болезненными осложнениями при родах, приводит к повреждению спинного мозга и неспособности контролировать задние ноги. Ответ производителя – подпирать корову металлическими решётками. Задача решена!
Разделение
Нет более трогательного зрелища, чем сцены общения матери и её новорожденного, независимо от вида животного. Для дойной коровы эйфория длится один день – максимум два, после чего у коровы отбирают телёнка, и она больше никогда его не видит.
Душераздирающий рёв матери, лишённой детёныша, длится многие сутки. Несмотря на огромное количество молока, которое она производит, её ребенок его не получит. Процесс вскармливания, который должен продолжаться до года, для неё закончился. Даже короткий период, когда ей разрешают побыть с теленком, обусловлен необходимостью получения детёнышем молозива, обеспечивающего ему иммунитет.
Тёлочек, рождённых от спермы молочного быка, выращивают для пополнения стада. Всех телят, рожденных от спермы быков мясных пород, откармливают для торговли говядиной.
Бычки, рожденные от спермы молочного быка, никогда не набирают достаточного веса для мясного рынка, поэтому их умерщвляют – до 150 000 каждый год.
Прекрасный маленький теленок, которому всего несколько дней отроду, беспомощно выглядывает из каменного сарая. Он настолько совершенен, насколько это возможно, – совершенно сформированный, совершенно здоровый. Он плачет, потому что его только что разлучили с матерью. «Он больше не будет кричать, – говорит фермер и бросает телёнка поверх кучи трупов в трейлере, – ради Бога, не двигайся». Звучит выстрел, и жизнь покидает маленькое тельце, которое станет пищей для охотничьих гончих.
Болезни
Двойное бремя – беременности и лактации из года в год – неизбежно сказывается на здоровье коров. Профессор Джон Вебстер, сотрудник кафедры клинической ветеринарии Университета Бристоля сравнивает его с участью «бегуна, который носится шесть-восемь часов каждый день, что является совершенно безумной гонкой».
Подобное насильственное педалирование естественных процессов приводит к ряду заболеваний, наиболее распространённым из которых является мастит, бактериальная инфекция вымени, поражающая почти одну треть британских молочных коров – более миллиона случаев в год. Это прямой результат перегрузки вымени и грязных условий жизни в амбарах, где коровы проводят шесть холодных месяцев.
Корова, лежащая на траве и жующая жвачку, кажется олицетворением удовлетворения, но это отнюдь не так. Дойная корова – несчастное животное, которое просто не может есть достаточного количества корма для удовлетворения потребностей своего тела: чтобы прокормить себя, плод в утробе и обеспечить большое количество молока. Фактически, корова находится в стрессовом состоянии постоянного метаболического голода.
В результате такой перегрузки истощаются резервы организма. Посмотрите на любое стадо, и вы увидите коров, похожих на вешалки с выпяченными костями, бёдрами и позвоночником. Нас призывают пить молоко, поскольку оно содержит кальций, однако это звучит как мрачная ирония, потому что недостаток кальция в организме убивает большинство коров. Аналогичная ситуация и с магнием, большая часть которого переходит в молоко, в то время как корова часто страдает и может умереть от дефицита магния.
Травмы во время родов, ужасные условия в коровниках и огромные распухшие молочные железы сказываются на состоянии ног и часто приводят к хромоте. Дойных коров поражает ламинит, воспаление копыт, и степень их страданий профессор Джон Вебстер описывает так: «Представьте, что вам прищемили ногти ног дверью, после чего вынудили стоять на кончиках пальцев!» Понаблюдайте за любым стадом молочных коров, и вы всегда увидите ковыляющих коров.
С целью увеличения числа дойных коров производители практикуют «нулевой выпас», когда животные проводят всю жизнь в закрытом помещении, в некоторых случаях привязанные к своим кормушкам.
Печальный конец
Корова может прожить около двадцати лет, и её «продуктивная» жизнь начинается между 14 и 28 месяцами, а девять месяцев спустя она рожает своего первого телёнка. Обычно её жизнь заканчивается, когда ей всего шесть или семь лет, а она уже совершенно измученная и часто бесплодная – таковы реалии её короткой, мучительной физически и эмоционально жизни. Её забивают для продажи в качестве низкокачественной говядины, используемой в таких продуктах, как пироги, гамбургеры, супы и детское питание.
На протяжении всей истории женщины подвергались насилию и эксплуатации просто из-за их пола. Им часто мешали выбирать себе пару, принуждали терпеть насильственную беременность, отбирали детей и обрекали на тяжелую жизнь. Патриархальное общество поощряло и оправдывало это. Разве корова не реагирует иначе, чем рабыня-женщина, подвергаясь варварствам?
Я не могу понять ни одну женщину, которая продолжает причинять страдания дойным коровам, узнав правду. В конце концов, общественные протесты положили конец узаконенному рабству. Это улучшило жизнь женщин. Так что теперь настало время возмущаться тем, что мы делаем с дойными коровами – и, возможно, именно женщины должны возглавить это движение.