Почему не существует такого понятия, как «идеальный веган»
Айна Карлин
Вот уже восемь лет как веганизм озадачивает меня. Мои убеждения непоколебимы, но вопросы, связанные с тем, что можно считать веганским, а что нет, продолжают мучить меня еженедельно (а иногда и ежедневно). В то время как многие считают, что веганизм это только отказ от использования продукции животного происхождения, для многих веганов это также жизнь, исключающая все формы эксплуатации животных. И так как веганское движение сейчас на подъеме, вопросы все продолжают появляться по мере того, как мы узнаем, какой сельскохозяйственной ценой нам дается наш выбор. Конечно, каждое такое открытие приветствуется с восторгом невеганами, которым мнится, что они нас в чем-то уличили.
Вот недавно моя мама («почти веган») переслала мне сообщение, где ее обеспокоенная близкая подруга сетует, знаю ли я, что миндаль — несомненно не веганский продукт. «Немедленно перестаньте его употреблять, если он из Калифорнии. О, и не забудьте про авокадо, особенно если оно мексиканского происхождения… И что там не то опять с инжиром?»
И ведь не только невеганы хотят нас на чем-то подловить. Мой беглый осмотр веганских форумов показал, что там целое соревнование. «Можно» и «нельзя» быстро поставили существование живущих, как они думают, настоящей веганской жизнью под большой вопрос. Если бы какой-то новоприбывший признался, что нечаянно съел что-то, содержащее каплю молока, ему определенно задали бы головомойку в этом «веганском чистилище». (Даже Peta выступила против повторяющихся утверждений, что печенье Орео веганское, ведь оно же может содержать следы молока). Да, это было бы не лучшим вступлением в новый образ жизни. Так что я оставила это дело. Не веганизм — форумы.
В общем, возможно самый главный вопрос остается открытым: существует ли понятие «идеальный веган»? Или нам стоит перестать думать о том, что такое возможно? «Никто не может быть идеальным веганом, так как мы живем в очень невеганском мире», — говорит сенсация YouTube Маделейн Оливия. «Слишком много вещей не подвластны нам. Я не ем и не покупаю животную продукцию; однако я приобрету изделие из повторно использованной шерсти и ем продукты, на которых написано «могут содержать» на этикетке. Я думаю, что каждый сам волен выбирать свои границы веганизма и не жестить, доводя себя до стрессовых ситуаций». По ее мнению, веганизм — «это стараться по максимуму избегать животных продуктов и жестокости по отношению к животным».
Так получается в нашей реальности, что большинство того, что мы потребляем, зависит от того, как эти культуры будут опылены, в то время как некоторые коммерческие пчеловодства признают, что их основная задача всего лишь поддерживать жизнь пчелам. Так же получается, что органические фрукты и овощи не могут считаться веганскими, если они выращены с использованием удобрений животного происхождения. Как вообще тогда кто-то может определить, что продукт 100% веганский?
Уорд М. Кларк, автор «Неуместной жалости», написал в своем онлайн-эссе, что «каждая картофелина, каждый стебель сельдерея, каждая чашка риса и каждая морковка имеют свой кровавый след, ведущий от поля к тарелке». Там же он заявляет, что даже производство сои (по крайней мере в США) несет на себе следы смерти: «Фазаны и кролики регулярно убиваются в процессе посадки и снятия урожая, а грызуны погибают тысячами в ловушках и от пестицидов на каждом этапе: при производстве, хранении и транспортировке».
Также и профессор Эндрю Смит, автор «Критики нравственной защиты вегетарианства» и убежденный веган, вероятно согласился бы с тем, что невозможно на 100% быть веганом, хотя бы потому, что растения получают питательные вещества из почвы, частично удобренной разлагающимися останками живых существ. Правда в том, что многие из нас счастливы принять веганизм со всей массой несовершенств, зная, что как сама система понятий медленно изменяется, так же меняется и производство еды и связанные с ней правила.
Дерек Сарно, соучредитель огромной популярной веганской линии продуктов в Теско, имеет интересный прагматичный подход к веганизму, который звучит так: «Я верю в устремления веганского мира. И свой образ жизни назвал бы «сострадательность», или, по крайней мере, я стараюсь проявлять сострадательность, когда могу, и так сильно, как могу, теми способами и так, как умею. Мне легко готовить растительные блюда, но нелегко контролировать каждую коробку, поэтому мы фокусируемся на том, что мы можем изменить прямо сейчас и работаем в направлении того, чтобы и под нашим влиянием менялась вся картина в целом».
К сожалению, в современном обществе невозможно и нереально отследить историю происхождения каждого фрукта или овоща, которые мы покупаем. Может быть, все же должны быть некоторые поблажки в этом вопросе, учитывая сложность современной многосторонней пищевой цепи. Если вы, подобно мне, счастливы быть совершенно несовершенным веганом и принимать все таким, как оно есть, зная, что вы где-то можете не соответствовать, тогда возможно стоит просто найти какую-то золотую середину, которая будет позволять приносить меньше вреда, но при этом не вгонять вас в стресс каждую минуту.
Источник: https://www.theguardian.com/lifeandstyle/2018/nov/15/why-theres-no-such-thing-as-a-perfect-vegan
Перевод: Евгения Карташева