Нигерийское маленькое, но растущее вегетарианское и веганское сообщество
Veggie Victory, — которую представляют как первый нигерийский вегетарианский ресторан, — это закусочная на открытом воздухе, спрятанная в маленьком закрываемом парке в центре Лагоса, крупнейшего города Нигерии. Ее сложно найти, если не ищешь специально.
Трое работников закусочной проводят свои дни, готовя смузи и обжаривая тофу на открытой жаровне, но они категорически не готовы следовать растительному типу питания сами.
«Нет, мы — нигерийцы!» — заявляют они хором.
Они все так говорят. Существует широко распространенное представление о том, что вегетарианцы в Нигерии — это либо иностранцы, либо нигерийцы, кто прожил какое-то время за рубежом.
Хозяин Veggie Victory, Хаким Джимо, вырос в Германии, хотя часто навещал семью в Нигерии. Джимо — веган, и он всегда любил нигерийскую кухню. Но он рассказывает, что так как мясо стало все более доступным с появлением мега-супермаркетов, люди кладут его теперь во все — даже в традиционные блюда из бобовых и бананов.
«Бобовые и бананы когда-то были идеальной веганской едой, но люди начали добавлять туда соленую говядину или лангустов, — говорит Джимо. — Без всяких на то причин! Просто потому, что им кажется, что так модно или хорошо, или престижно».
Джимо говорит, что в Нигерии мясо олицетворяет собой благосостояние. Те, кто не может позволить себе есть мясо все время, стремятся к такой жизни. Так что, в то время как нигерийцы стараются есть больше мяса, сложно представить себе кого-то, кто добровольно отказался бы от мяса.
Типичное нигерийское блюдо будет считаться неполноценным без куска мяса сверху.
«Я всегда посмеиваюсь, — говорит Джимо. — Нигерийцы хотят видеть мясо сверху их порции риса. Они просто хотят видеть один большой кусок. А лучше два или три. Только тогда для них это полноценное блюдо».
Однако Джимо рассказывает, что те, кто ест в его ресторане, соглашаются на кусок тофу или сейтана взамен мяса. А для тех многих нигерийцев, кому не по карману ходить в ресторан, он разрабатывает свой собственный бренд вегетарианских «кусков», доступных теперь в супермаркетах по всей Нигерии.
Джимо быстро начинает хвалить преимущества питания без мяса для здоровья и говорит, что большинство покупателей — это те, кто старается питаться более здорово. Кто-то вегетарианец или веган из религиозных соображений. В Нигерии довольно много религиозных групп, начиная с Харе Кришна, адвентистов седьмого дня до Братства креста и звезды, которые проповедуют растительный тип питания.
Однако существует третья, более трезвая, причина, которая, по словам Джимо, заставляет людей переходить на вегетарианское питание — мясоедение может подпитывать внутренний конфликт в Нигерии.
В последние годы засуха вынудила племена пастухов Фулани — нигерийских традиционных владельцев скота — двинуться на юг со своим скотом в поисках пастбищ. До сих пор это вызывает смертоубийственные столкновения между пастухами и фермерами, конфликтующими из-за земли и ресурсов.
С 2016 года уже более 3000 людей погибло в этих конфликтах. Джимо говорит, это влияет на мнение людей о мясе. Недавно ему звонил пастор из региона, пораженный этим конфликтом.
Еда белых людей в кавычках
Айтуа Айоха вытаскивает плоды рожкового дерева из морозилки и бросает их в шипящую на плите сковороду у себя дома в Лагосе. Она использует традиционные ингредиенты для приготовления вкусной основы для супа с окрой (бамией).
Айоха, которая ведет кулинарный блог и курирует образовательную площадку по питанию Eat Right Naija, говорит, что она стала вегетарианкой в стремлении компенсировать вред от сидения часами за рабочим столом. Затем она решила стать веганом после прочтения о социальном и экологическом влиянии поедания мяса.
«Но когда я стала искать рецепты онлайн, большинство из них были далеки от тех нигерийских традиционных продуктов и специй, которые мы используем», — говорит она.
Айоха начала «веганизировать» свои любимые рецепты и выкладывать их в интернет. Когда она глубже изучила вопрос, то поняла, что мясо не всегда занимало центральную позицию в нигерийской кухне.
«Люди говорят что-то типа, так едят белые люди, а мы в Нигерии не хотим так есть, что-то подобное, — говорит она. — А я просто даю им понять, перво-наперво, что рецепты, которыми я делюсь, это не еда белых людей в кавычках, это нигерийская еда, а во-вторых, что наша традиционная нигерийская еда по большей части растительная».
Айоха рассказывает, как после того, как она стала веганом, первым испытанием стал рождественский семейный ужин, для которого она приготовила салат с запеченным нутом (chickpeas).
«Мой отец никогда не видел нут раньше, и его реакция была: «Что это такое вообще?» — говорит она. — «Это цыплячий (chick) горох? Но он не выглядит как цыплята, и на вкус не как цыплята. Почему он так называется?»
Но, по ее словам, позже он распробовал нут. И теперь он звонит иногда сказать: «Угадай, что я ем? Салат [с нутом]».
Источник: https://www.pri.org/stories/2019-04-23/meet-nigeria-s-small-growing-vegetarian-and-vegan-community
Перевод: Евгения Карташева