Для этих веганов на палестинских территориях еда — это форма протеста

Для этих веганов на палестинских территориях еда — это форма протеста

 

Хамед аль-Амури когда-то раскатывал тесто и начинял его веганскими начинками: взбитыми сливками или шоколадом.

Он осторожно помещал выпечку в горячую духовку, а после выставлял булочки, посыпав их корицей, на мраморную столешницу, чтобы они остывали.

Он и его деловой партнер Халед Сафи, вегетарианец, владели, как они говорят, первой и единственной веганской кондитерской на оккупированных палестинских территориях. Пекарня была впервые открыта в 2016 году в аль-Джалазоне, лагере для беженцев с населением около 14 000 человек, расположенном на окраине города Рамаллаха на Западном берегу.

Халед и Амури изначально хотели открыть обычную пекарню, но брат Халеда, Ахмед Сафи, активист по защите прав животных, который стал соучредителем палестинской лиги животных в 2011 году, предложил специализироваться на веганских товарах. Ахмед стал веганом в 2014 году вследствие своих убеждений относительно прав животных.

Пекарня продавала ассортимент тортов, булочек с корицей, шоколадом и вареньем, капкейки, эклеры, кейк-попсы и кексы, а также веганские свадебные торты на заказ. Амури использовал пищевую соду и уксус в качестве заменителей яиц и веганский маргарин вместо масла.

«Веганская пекарня — отличная альтернатива традиционным пекарням, — сказал Халед. — Веганские продукты полезнее, и если вы посмотрите на людей на Западе, то они все движутся к веганству».

Жители Джалазона положительно отреагировали на пекарню, но у нее все так же не было постоянных клиентов. «Наша проблема заключалась в том, что нам был нужен постоянный спрос, — сказал Халед. — Люди должны прийти к идее о веганских продуктах».

По словам Халеда, все ингредиенты были либо произведены палестинцами, либо импортированы — ничто не было израильским, — что делало их дорогими. Это сказывалось на спросе и усложняло проблему сбыта их кондитерских изделий.

Пекарня была вынуждена закрыться в прошлом году. «Был некоторый спрос, но этого было недостаточно, — сказал Халед. — Было трудно продавать наши товары. А также здесь недостаток социальной осведомленности о пользе веганства».

Между тем через стену, возведенную на Западном берегу и отделяющую палестинцев от Израиля и Иерусалима, израильтяне восприняли веганство лучше, чем где-либо еще, там 5% населения отказываются от продуктов животного происхождения.

Но растущее вегетарианское сообщество палестинских территорий не решается сотрудничать с веганским сообществом Израиля в проектах, представляющих общий интерес, — из-за затянувшегося палестино-израильского конфликта. Израиль оккупировал Западный берег с 1967 года и установил систематические контрольно-пропускные пункты и барьеры, которые ограничивают и нарушают человеческие права палестинцев.

Ахмед — строгий приверженец движения БДС (бойкот, отчуждение и санкции), направленного на оказание экономического и политического давления на Израиль, чтобы он прекратил оккупацию арабских территорий.

«Мы будем бойкотировать их до тех пор, пока они не займут четкую позицию в вопросе израильской оккупации (Западного берега и сектора Газа), и пока они не признают, что наши человеческие права также важны», — сказал Ахмед.

По словам Ахмеда, Израиль долгое время считался веганским убежищем в мясоедческом регионе. Израильская армия может похвастаться предоставлением специализированной еды и сапог, сделанных не из кожи, в старании угодить солдатам-веганам, а в кафетерии Кнессета в 2014 году появились понедельники без мяса. Ахмед видит в этом «веганское отмывание» — использование веганства, чтобы улучшить имидж Израиля.

Но Силы обороны Израиля не согласны. «Параллели, проведенные между заботой Армии обороны Израиля о солдатах-веганах и нарушениями прав человека, циничны и неуместны, — заявил представитель The World. — Армия Израиля действует в целях обеспечения безопасности, защищая от активных террористических групп».

И все же израильская оккупация для Ахмеда противоречивый пункт, когда дело касается позиции Израиля в отношении прав животных и благосостояния людей. «Что хорошего в том, что израильский солдат — веган и носит ботинки не из кожи, если его пистолет нацелен на палестинцев?» — спрашивает он.

По данным Управления Организации Объединенных Наций, координирующего гуманитарные вопросы, в 2018 году израильские силы убили на Западном берегу, включая Восточный Иерусалим и Газу, почти 300 палестинцев. Только в этом году было ранено почти 32 000 человек.

Перспективы для веганизма на палестинских территориях

Братья Сафи считают, что веганство и благополучие животных неразрывно связаны. В 2016 году, примерно в то же время, когда Халед и Амури открыли свою пекарню в лагере беженцев, палестинская лига животных Ахмеда поддержала открытие Sudfeh, веганского кафетерия в кампусе университета Аль-Кудс, палестинского учреждения в Абу-Дис, в пригороде Иерусалима.

Лига объявила всемирный призыв о сборе средств в надежде, что это новое предприятие повысит осведомленность о благосостоянии животных, одновременно предоставляя здоровую растительную пищу студентам университета.

Блюда вдохновлялись вегетарианскими, традиционными палестинскими рецептами, такими как хумус, фаршированные виноградные листья, мидара (чечевица с карамелизированным луком) и другими блюдами без мяса.

«Мы подчеркиваем, что оригинальная палестинская кухня основана на овощах, бобовых и семенах. Мы говорим людям, что это гуманный выбор, более здоровый и дешевый, — сказал Ахмед. — Если вы станете веганом, вы сэкономите деньги, станете здоровее и, самое главное, вы не нарушите права других существ».

Но скептически настроенные клиенты не могли полностью принять идею веганской диеты. Они жаловались на высокие цены и ожидали увидеть молокосодержащие блюда в меню, и кафетерий был вынужден закрыться.

Экономические, социальные и религиозные причины могут частично объяснить, почему веганство не получило широкого распространения на палестинских территориях.

Традиционно палестинцы занимались земледелием, и кулинария были сезонной, основанной на зерновых и по большей части на овощах, пояснила Лайла эль-Хаддад, палестинский гастроном и автор. Но мясные блюда подавались в особых случаях, когда рождался ребенок, приезжал особенный гость или во время религиозных праздников.

«Это привилегия — то, что мы можем принимать осознанное решение исключить из своего рациона продукты животного происхождения, — говорит Хаддад. — В Газе, откуда я родом, подавляющее большинство живет менее чем на два доллара в день, и из-за ничтожности этой суммы они борются за то, чтобы получить доступ к продуктам, доступным для них на рынке, используют пайки, которые они могут получить от гуманитарных организаций и так далее. Таким образом, они не могут позволить себе принять такое решение (стать веганом), потому что это полезно для окружающей среды или их здоровья. Они находятся не в той ситуации. Они вынуждены выживать».

«В Коране говорится, что вы едите то, чем одаривает вас Господь, а вы в свою очередь относитесь с уважением к окружающей среде и животным, — сказала она. — Рассматривая это с такой позиции, можно начать понимать, почему веганство здесь не так популярно».

Завершение циклов насилия

Веганизм еще не оставил отпечатка на палестинских территориях, но братья Сафи стали опорой в небольшом движении без мяса на Западном берегу, которое сосредоточено вокруг благополучия животных и сострадания.

«Будучи палестинцами, мы страдали от несправедливости и депрессии, так почему мы должны плохо обращаться с более беззащитными существами? — сказал Ахмед. — Мы хотим, чтобы цикл насилия прервался. Это основная тема нашей работы в лиге».

В Тулькарме на севере Западного берега палестинская лига животных спасла и кастрировала более 1000 бездомных собак. Она также работает с палестинцами-бедуинами в Вади-эль-Кельте, глубоком каньоне, который простирается от окраины Иерусалима до Иерихона, для создания лучших условий для рабочих животных.

Недавно лига открыла ветеринарную клинику в своей штаб-квартире в Рамаллахе, где два дня в неделю принимает ветеринарный врач, осматривающий нуждающихся животных за номинальную плату.

Тем не менее политика оккупации влияет на каждый аспект работы группы. Когда лига начала работу по стерилизации собак, то обнаружила, что определенные лекарства, необходимые для клиники, были либо запрещены, либо требовали специального разрешения израильских властей для въезда на Западный берег.

Лига вынуждена была заплатить огромные таможенные пошлины на импорт ловушек и сетей, используемых для ловли бездомных собак, которые израильские власти удерживали в течение трех месяцев, что стоило группе дополнительных штрафов за хранение.

«Мы заплатили 1700 долларов за это оборудование, но нам также пришлось заплатить дополнительно 2000 долларов за хранение и другие расходы различным израильским министерствам. В будущем мы постараемся производить их на месте», — сказал Ахмед.

Палестинская лига животных считает, что права человека и животных неразделимы, и их постоянные усилия по защите уязвимых животных — это способ переключиться с разочарования жизнью в условиях израильской оккупации.

В наши дни братья Сафи сосредоточены на ветеринарной клинике и повышают осведомленность о правах человека и животных. Они также просматривают места, чтобы снова открыть кафе в более благоприятной для веганов обстановке в Рамаллахе, надеясь сделать веганство новой нормой.


Источник: https://www.pri.org/stories/2019-03-20/these-vegans-palestinian-territories-food-form-protest

Перевод: Евгения Карташева