Отказ от упаковки — хорошее начало, но вот что должны сделать супермаркеты, чтобы перестать вредить планете

Отказ от упаковки — хорошее начало, но вот что должны сделать супермаркеты, чтобы перестать вредить планете

Элисон Стоуэлл


Это очень вдохновляюще — читать о начале запуска пробной практики в супермаркете Waitrose, предлагающем потребителям ряд продуктов без упаковки. Их система не революционна — небольшие супермаркеты уже довольно давно делают то же самое. Но это первый случай, когда крупный супермаркет отошел от зависящей от упаковки модели, которая годами доминировала в крупных супермаркетах.

Система в Waitrose, когда клиенты могут наполнять собственные многоразовые контейнеры различными продуктами питания, алкоголем и чистящими средствами, напоминает мне о времени, проведенном с бабушкой и дедушкой в Кенте в детстве. Мы, бывало, ходили в деревню Вальдерслейд и посещали магазин, где можно было купить порошок для заварного крема, муку и крупы — всё без упаковки. Бочки были выстроены в ряд, предлагая вам зачерпнуть, взвесить и заплатить за столько, сколько вам нужно. Выросшие в эпоху продажи товаров по карточкам во время Второй мировой войны, мои бабушка и дедушка преподали мне ценный урок о том, что стоит стараться не тратить ничего впустую.

В то время не было возможности покупать продукты в упаковке, без которой нам уже сложно представить себе жизнь. На данный момент Waitrose по-прежнему предоставляет покупателям возможность совершать покупки как обычно — вот почему мы должны рассматривать это знаменательное объявление только как начало сейсмического сдвига, происходящего в супермаркетах, который позволит потребителям делать покупки с учетом здоровья планеты.

Супермаркет будущего

Первым важным шагом на пути к этому образу является распространение философии «без упаковки» на все отделы всех основных супермаркетов, и, что самое важное, отказ от предоставления потребителям, которые могут сопротивляться, возможности выбирать привычные товары в загрязняющей среду упаковке.

Это означает переход на системы дозированной выдачи везде, где это возможно — не только для арахиса и макаронных изделий, но и для таких вещей, как напитки и туалетные принадлежности. Наряду с защитой планеты, инновационные схемы повторного использования и пополнения могут сэкономить миллиарды затрат на упаковку, что будет выгодно для потребителей.

С другими продуктами не так всё просто. Продлевая срок годности свежих продуктов, пластик значительно сокращает количество пищевых отходов, которые образуют метан, если поступают на свалку. Биопластики — один из вариантов, но для их широкого использования потребуются огромные площади земли, и в настоящее время они загрязняют поток пластика, который можно переработать, при своей высокой стоимости. Поэтому правительствам и супермаркетам необходимо будет работать вместе, чтобы кардинально улучшить национальные системы переработки и систему пищевых отходов, чтобы перемены в отношении упаковки помогали, а не наносили вред окружающей среде.

Что касается пищевых отходов, Франция показала, насколько быстро можно осуществить изменения. В 2016 году страна запретила супермаркетам выбрасывать продукты питания и заставила их подписывать договоры с благотворительными организациями о пожертвованиях. Конечно, ответственность несут не только супермаркеты — большая часть пищевых отходов образуется дома. При поддержке правительственных сборщиков пищевых отходов потребители должны стараться покупать только то, что они будут есть, и компостировать то, что они не съедают. А в случаях, когда срок годности значительно увеличивается благодаря пластиковой упаковке, оставлять её — пока это лучшее решение для планеты — до тех пор, пока мы не изменим к лучшему наши крайне низкие показатели переработки.

Помимо этого, существует ряд других радикальных, но жизненно важных шагов, которые супермаркеты будущего могут предпринять, чтобы стать оплотом защиты окружающей среды.

Во-первых, отдавать предпочтение сезонным и местным продуктам. Это правда, не означает автоматически, что местные продукты оставляют меньший углеродный след, чем пища, поступающая с отдаленных полей, благодаря различным методам выращивания и погодным условиям. Например, помидоры, импортируемые в Великобританию из Испании, производят меньший загрязняющий выброс, чем британские помидоры, для которых требуются отапливаемые теплицы. Но, возможно, решение состоит не в том, чтобы покупать испанские или британские помидоры, а в том, чтобы заново связать наши пищевые привычки с тем, что естественным образом растет в той стране, где мы живем.

Подавляющее большинство людей не смогут сказать вам, в каком месяце вырастают брокколи или грибы, и выращиваются ли они вообще в их стране. Простые изменения, такие как организация продуктовых рядов в соответствии с географией и демонстрация продуктов питания местных производителей, могут изменить наше представление о еде. Переориентация нашего потребления на сезонное и местное может уменьшить нашу зависимость от воздушных миль и энергозатратных методов выращивания, поддержать более тесную связь с землей, на которой выращиваются продукты, от которых мы зависим, и снова сделать супермаркеты общественными центрами, которыми они когда-то были.

Наконец, супермаркеты должны в срочном порядке ввести систему оценок, которая определяет воздействие каждого продукта на окружающую среду в течение его жизненного цикла. До того, как система маркировки станет по-настоящему эффективной, необходимо преодолеть серьезную проблему, заключающуюся в том, чтобы сделать зачастую сложные цепочки поставок продукции прозрачными, но сосредоточение усилий на этом — сама по себе важная цель, и супермаркеты также должны взять на себя эту ответственность. Правительство Дании уже объявило, что будет работать с супермаркетами по вопросу размещения наклеек на все продукты питания, которые четко указывают их углеродный след. Надеюсь, этому примеру скоро последуют и другие страны.

Такая система маркировки не только ускорит отказ от известных вредных продуктов, таких как говядина, но и устранит путаницу вокруг ставших недавно популярными веганских продуктов, которые также наносят ущерб окружающей среде, таких как миндальное молоко, для производства которого, среди всего прочего, требуется огромное количество воды. Радикальная новая маркировка пищевых продуктов в Чили, нацеленная на уменьшение кризиса ожирения в стране, уже изменила привычки в еде, и экологическому движению было бы неплохо взять на заметку.

Следует приветствовать усилия Waitrose по отказу от пластмасс и упаковки — но это только начало того, что необходимо сделать всему обществу для преодоления климатических и экологических кризисов. Немного вдохновения из прошлого и чуть-чуть изобретательности в отношении того, как преодолеть новые вызовы нынешнего века, и мы можем начать кормить жителей планеты, не причиняя вреда ее экосистемам или климату.


Источник: https://theconversation.com/eliminating-packaging-is-a-good-start-but-heres-what-supermarkets-should-do-to-stop-harming-the-planet-118362

Перевод: Евгения Карташева