Веганство: почему пищевые предпочтения могут вызвать ярость

Веганство: почему пищевые предпочтения могут вызвать ярость

Тим Ньюман


Популярность вегетарианства и веганства растет. При таком повышенном внимании к данному образу жизни мы задаёмся вопросом, почему этот диетический выбор может вызвать ярость у некоторых мясоедов. Ответ, похоже, найти не так-то просто.

Так как веганство становится всё более популярным, в связи с этим возникает вопрос, почему при этом некоторые считают веганство чем-то неприятным.

В настоящее время вегетарианство и веганство насчитывают только 5% и 3% последователей среди населения США, соответственно.

Однако по мере того, как растёт внимание общественности, негативные реакции становятся всё более заметными.

Вопрос, который мы задаем сегодня, заключается в следующем: «Почему диетический выбор одного человека должен кого-то злить?»

Этот вопрос непростой, и поскольку он включает в себя человеческие эмоции, ответ, вероятно, будет многогранным и сильно варьироваться от случая к случаю.

На первый взгляд, антивеганские всплески парадоксальны — решив причинять вред как можно меньшему количеству живых существ, веганы становятся объектом гнева.

Хотя я мясоед, я часто задавался вопросом, почему более благородный подход к еде может раздражать столь многих.

По вине фанатичных приверженцев?

Как и любые другие представители человечества, некоторые веганы и вегетарианцы критичны, а иногда и воинственны. Как гласит старая шутка: «Как узнать, что кто-то веган? Они сами тебе скажут».

Конечно, такие люди есть в каждой части общества. Самые громкие голоса привлекают непропорционально большую часть общественного внимания, в то время как подавляющее большинство веганов просто едят обед в тишине, не высказываясь негативно ни о ком.

Хотя «громогласность» веганов, безусловно, играет определенную роль в негативном отношении некоторых людей к веганам в целом, это ещё не всё.

Тобиас Линарт, автор книги «Как создать веганский мир: прагматический подход», пишет:

«Конечно, иногда мы можем быть немного раздражающими. [...] Но это на самом деле не объясняет враждебность и насмешки, с которыми мы можем иногда сталкиваться».

Мы попытаемся раскрыть некоторые причины, по которым люди могут так негативно реагировать на веганов и вегетарианцев. Конечно, нет точных и мгновенных ответов, но мы рассмотрим некоторые основные теории.

Роль средств массовой информации

Хорошо это или плохо, СМИ могут формировать общественное мнение в целом. Понимание того, влияет ли СМИ на поведение или поведение влияет на СМИ, является другой темой для обсуждения, но знание того, как средства массовой информации реагируют на веганов, является информативным.

В исследовании 2011 года рассматривалось, как печатные СМИ в Соединенном Королевстве сообщали о веганстве. Из 397 статей, в которых упоминается веганство, исследователи сочли 20,2% нейтральными и 5,5% положительными, а остальные 74,3% — отрицательными.

Медийные взгляды на веганство зачастую неблагоприятны.

Негативное отношение в этих статьях бывало выражено в разных формах. Чаще всего в этих историях издевались над веганством как «над чем-то смехотворным» или характеризовали его как аскетизм — практику образа жизни, которая включает воздержание от удовольствия для достижения духовных целей.

Авторы статьи считают, что такое однобокое представление о веганстве демонстрирует «культурное воспроизведение спесишизма».

Они полагают, что такие необоснованные атаки помогают людям оправдывать подсознательное, почти врождённое, безразличное отношение к животным, чья судьба — стать нашей пищей.

В исследовании, проведенном в 2015 году, рассматривалось отношение к веганам и вегетарианцам по сравнению с отношением к другим группам людей, испытывающим на себе влияние предубеждения, таким как геи, иммигранты, атеисты и темнокожие люди. По мнению авторов: «Только наркоманы были оценены более негативно, чем вегетарианцы и веганы».

Они обнаружили, что повсеместно люди относятся к вегетарианцам и веганам более негативно, особенно к тем, кого «мотивируют права животных или экологические проблемы». Исследователи также показали, что люди с большей склонностью к правому крылу имели наименее благоприятное мнение о веганах и вегетарианцах.

Подсознательная атака

Некоторые утверждают, что отчасти проблема заключается в том, что невеганы считают, что их личность находится под угрозой. Когда вегетарианец упоминает о своем пищевом выборе, мясоед может предположить, возможно подсознательно, что веган должен считать их сторонниками жестокого обращения с животными.

Люди отказываются от мяса по целому ряду причин, причем важными мотивами являются проблемы со здоровьем и окружающей средой. Однако основная причина — жестокое обращение с животными.

Люди воспринимают «быть веганом» как моральную позицию, и зачастую, конечно, это так. Веганы и вегетарианцы, как правило, против причинения вреда животным в целях получения пищи. В итоге мясоеду легко предположить, что веган, не говоря ни слова, определяет вас как безнравственного.

Короче говоря, мы знаем, что эта группа людей решила проявлять больше заботы о животных, и, следовательно, мы выбираем не заботиться о животных. Признаться себе в этом может быть неприятным делом.

Сложные нормы

Некоторые исследователи считают, что злоба по отношению к людям с рационом на основе растений, может зависеть от «символических угроз» существующему положению.

Теория межгрупповых угроз, также называемая теорией интегрированных угроз, пытается объяснить, как предполагаемая угроза — в отличие от реальной угрозы — может привести к предрассудкам между социальными группами.

Сторонники этой теории полагают, что мясоеды, которые негативно реагируют на веганов, считают, что диетический выбор веганов представляет собой символическую угрозу их убеждениям, взглядам или нравственности. Авторы исследования 2015 года, о котором мы упоминали выше, пишут: «Добровольное воздержание вегетарианцев и веганов от употребления мяса, которое противоречит ценностям всеядного большинства, представляет собой символическую угрозу, способствующую негативному отношению к этим целям».

Кроме того, вегетарианцы и веганы противостоят культурным нормам, что люди могут подсознательно считать реальной угрозой. Люди могут рассматривать вегетарианцев и веганов как подрывающих текущий образ жизни, даже если этот текущий образ жизни эксплуатирует животных.

Например, Medical News Today поговорили с веганом, который вырос в сравнительно небольшом сообществе, где ему сказали, что «пища играет важную роль в культуре и традициях, поэтому отказ от пищи кажется оскорбительным или мятежным».

Исследование 2018 года изучало отношение к веганам и вегетарианцам в Новой Зеландии. Авторы обнаружили, что «отношение к веганам было значительно менее позитивным, чем отношение к вегетарианцам, и участники мужского пола выражали значительно меньшее позитивное отношение к обеим группам, чем участники женского пола».

Авторы пишут, что «веганов можно рассматривать как угрозу социальной стабильности, так как они бросают вызов социальным нормам в отношении традиций питания, а также бросают вызов нормативным моральным представлениям о статусе животных».

Авторы считают, что общество ценит мясо не только лишь за его пищевую ценность, утверждая, что оно имеет «символические ассоциации с доминированием человека над природой».

Когда они изучили психологические характеристики тех, кто наиболее склонен испытывать негативные чувства к веганству, исследователи обнаружили, что эти люди с большей вероятностью воспринимают мир как опасное место. В результате они теоретизируют, что веганы представляют «предполагаемую символическую угрозу социальным и культурным нормам».

Когнитивный диссонанс

Когнитивный диссонанс описывает нашу способность одновременно удерживать в уме две противоречивые идеи, установки или модели поведения. Когда мы сталкиваемся с информацией, которая проливает свет на эти несоответствия, это может вызвать психическое напряжение и дискомфорт.

В этом случае наша любовь к поеданию мяса укореняется глубоко в нашем мозгу, наряду с нашей любовью к животным и неприязнью к их убийству.

Помогает ли когнитивный диссонанс объяснить, почему веганство вызывает агрессию?

Некоторые эксперты называют этот конфликт «мясным парадоксом» — люди классифицируют определенных животных как домашних животных, некоторых как диких животных, а других — как животных, выращиваемых на фермах.

Всё наше общество оказалось в ловушке парадокса. С одной стороны, мы убиваем миллиарды животных каждый год, но, с другой стороны, если кто-то плохо обращается с собакой, ему грозит тюремное заключение.

Чтобы избавиться от душевных страданий, мы используем когнитивные приемы, которые помогают ослабить напряжение. Один из способов облегчить когнитивный диссонанс — изменить своё поведение и перестать есть мясо. Если мы не можем этого сделать, мы должны изменить свой взгляд на животных.

Например, всеядные преуменьшают диапазон мыслей и эмоций, которые могут испытывать определенные животные. Мы можем рассматривать кошку или собаку как умных животных, но видеть свинью или овцу не более чем куском начинки для бутерброда. В действительности некоторые домашние животные такие же сообразительные, а некоторые собаки могут быть тугодумами.

Будучи всеядными, когда мы встречаем кого-то, кто следует растительному рациону, мы можем подсознательно ощущать уколы когнитивного диссонанса. Может возникнуть желание защищать эти категории, которые мы создали, чтобы оградить себя от отвратительной правды.

Эта подсознательная потребность защищать наши когнитивные «замки из песка» может привести к неубедительным аргументам, таким как «у растений тоже есть чувства».

Мы стараемся избежать сбоев, используя ряд методов, одним из которых является попытка минимизировать наше участие.

Например, один вегетарианец, с которым недавно общался Medical News Today, объясняет: «Когда выясняется, что я веган, люди начинают рассказывать мне, как часто они едят мясо, в качестве упреждающей защиты».

Этот пример, вероятно, звучит знакомо многим из нас. Мы чувствуем, что нас осуждают, хотя внешне никто нас не осуждает, и мы чувствуем, что существует необходимость оправдывать себя. Некоторые из нас в глубине души знают, что то, что мы делаем, не идеально, и мы чувствуем необходимость минимизировать свою роль — как для самих себя, так и для других.

Встреча с веганом или вегетарианцем пробивает дыры во многих наших подсознательных попытках скрыть негативные чувства когнитивного диссонанса. Веганы лопают этот пузырь и напоминают нам, что мы убиваем животных, чтобы положить еду на наш стол. Они также показывают нам, что мы можем нести ответственность и делать свой собственный выбор, и они напоминают нам, что жертва достойна спасения.

Они также заставляют нас подвергать сомнению глубоко укоренившиеся убеждения, что животные не чувствуют боли или страха. И, будучи здоровыми и живыми, веганы демонстрируют, что продукты животного происхождения не являются важным компонентом рациона человека.

Поскольку люди не обязательно осознают это нарушение своих обычных предохранительных когнитивных механизмов, веганы могут вызывать страшную ярость у, в других случаях, дружелюбных, уравновешенных людей.

Конечно, каждый человек, который негативно относится к веганству, скорее всего, будет иметь уникальный набор факторов, стоящих за его эмоциями. Понимание того, почему веганство вызывает эти эмоции, является сложной проблемой, но заслуживает изучения.

Поскольку всё больше людей решают придерживаться рациона, основанного на растениях, разобраться в причинах недовольства как никогда важно.

Если учесть, что Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) классифицирует переработанное мясо как источник канцерогена группы 1, возможно, настало время нам всем встать на веганский путь.


Источник: https://www.medicalnewstoday.com/articles/325220.php#1

Перевод: Евгения Карташева