Вегетарианство и веганство с точки зрения человеческой совести

Вегетарианство и веганство с точки зрения человеческой совести

Гарольд Хиллман

Среди населения развитых стран растёт процент вегетарианцев. Люди становятся вегетарианцами по следующим причинам:

а) они считают аморальным откармливать и убивать животных ради употребления их в пищу, когда можно жить в добром здравии, не делая этого;

б) они считают, что вегетарианская диета полезнее;

Хотя многочисленные исследования свидетельствуют о том, что вегетарианцы, действительно, более здоровы, чем остальная часть населения, это может быть связано с тем, что они едят меньше, весят меньше, меньше курят и пьют, чем их всеядные собратья, так что трудно разделить эти факторы и по отдельности оценить их вклад в копилку здоровья.

в) гораздо больше земли требуется для выпаса животных, чем для выращивания растительного белка, эквивалентного мясу этих животных;  

г) вид, запахи и звуки скотобоен отвратительны и ужасающи;

е) мясоедение – причина увеличения числа животных, выращиваемых в тесных переполненных клетушках на промышленных фермах, что является жестокостью;

В рамках вегетарианства существуют разные модели. Главная из них – отказ от употребления в пищу плоти зверей, птиц и рыб, хотя некоторые люди, которые называют себя вегетарианцами, предпочитают воздерживаться от красного мяса, но не от рыбы. Веганы не едят продукты, полученные из плоти мёртвых животных, а также молоко, яйца и животные жиры. Их отказ от употребления в пищу продуктов животного происхождения обусловлен следующими причинами:

Употребление человеком молока коров подразумевает жестокое обращение с коровами: телят отлучают от их матерей, а большинство бычков убивают в нежном возрасте.

Несущие яйца куры содержатся в тесных крытых клетях, и в корм куриц часто добавляют муку, сделанную из измельчённых остатков рыбы не обязательно съедобного качества.

Нельзя сказать, что все вегетарианцы абсолютно последовательны в своём подходе к питанию. Многие из них считают недопустимым есть мясо, однако носят одежду из кож и мехов. Некоторые, формально будучи вегетарианцами, закрывают глаза на то, что многие виды хлеба, выпечки, конфет и т. п. содержат, пусть и в незначительных количествах, ингредиенты животного происхождения.

В настоящей статье я хотел бы рассмотреть случай людей, которые считают, что убивать животных без необходимости аморально. Для большинства веганов их образ питания – не столько диета, сколько протест против эксплуатации животных, которая принимает разные формы:

Животные подвергаются эксплуатации в процессе спортивно-развлекательных мероприятий – скачки, цирки, родео, собачьи и петушиные бои, соколиная охота и рыбалка.

Их используют в качестве продуктов питания и в швейной промышленности. Речь идёт о бойнях, зверофермах, китобойнях, птицефабриках. В этих местах здоровых животных кормят гормонами и антибиотиками, их перевозят на большие расстояния в очень стеснённых или невыносимых условиях, их кастрируют и убивают медленно или быстро.

Животных используют в медицинских, ветеринарных и биологических исследованиях, в ходе которых вивисекция и жестокое обращение с животными неизбежны.

Британский парламент не раз пытался запретить охоту на зайцев. Лейбористская партия, если она получит нужное количество голосов на следующих выборах, планирует объявить травлю зайцев и охоту с гончими незаконными. Однако лейбористы никогда не стремилась запретить рыбную ловлю, которая, как полагают, является хобби более чем трёх миллионов британцев. Многие люди считают, что рыба не испытывает страданий, когда попадается на крючок или в сеть. Это противоречит как здравому смыслу, так и убеждениям всех биологов.

Некоторые люди, например, герцог Эдинбургский, и многие другие любители охоты считают, что можно совмещать это занятие с активным участием в сохранении жизни дикой природы. Они проводят различие между сохранением видов и убийством отдельных животных, исходя из такого фактора как количество особей в конкретной популяции. Что это – казуистика, имитация или действительно забота о животных?

Собачьи и петушиные бои считаются в Великобритании незаконными, но до сих пор проводятся подпольно. Участвующие в скачках лошади подвергаются противоестественным нагрузкам; взмыленные, они часто спотыкаются и ломают ногу или спину. Во время проведения корриды и родео животным умышленно причиняют боль, чтобы заставить их бегать и прыгать более эффектно. Цирковая дрессировка диких животных очень часто сопряжена с жестоким с ними обращением.

Если кто-то не ест мясо по причине сострадания к животным, то для него было бы логичным также избегать покупки одежды и аксессуаров из кожи. Портфели, бумажники, ремни, сумки, куртки, полушубки, меховые и замшевые пальто, перчатки, обувь: в наши дни, всё это делают не только из натуральных, но и искусственных материалов.

Помимо одежды и продуктов животного происхождения, многие, казалось бы, растительные продукты и даже неорганические материалы часто содержат ингредиенты животного происхождения, как правило, в небольших концентрациях. Это хлеб, брынза, булочки, торты, конфеты, шоколад, желе, зубная паста, парфюмерия, крема, клей, смазочные материалы. Эти пищевые продукты и предметы домашнего обихода иногда не маркируются как содержащие ингредиенты животного происхождения, но в них, помимо молока и молочных продуктов, присутствуют животные жиры, крахмал и желатин. Костный уголь используется в изготовлении фарфора.

Очень многим вегетарианцам и подавляющему большинству веганов присущ «синдром гражданской активности». Как правило, помимо того, что они выступают против эксплуатации животных, они также борются с такими явлениями, как насилие в семье, детский труд, жестокое обращение с детьми, телесные наказания детей, рабство, полицейский произвол, нарушение правил и обычаев войны, карательная психиатрия и т. п.

Человеческая жестокость, отвергаемая всеми цивилизованными людьми, тем более претит вегетарианцам и веганам.

Организация Amnesty International сообщает о систематических пытках в половине стран мира.

Рукоприкладство по отношению к жёнам в Великобритании распространено настолько, что власти открывают убежища-приюты для этих несчастных женщин, и их число всё время растет.

Общество не в состоянии искоренить широко распространённое детское рабство в Азии, Африке и на Ближнем Востоке.

Публичные порки часто практикуются в Аравии и Пакистане. Детоубийство – особенно девочек – до сих пор не изжито в Китае.

Таким образом, в мировом масштабе существуют серьёзные проблемы, к которым вегетарианцы и веганы не могут оставаться безразличными.

Бокс и борьба – официальные и популярные виды спорта. Если два человека решили добровольно сражаться друг с другом, должны ли мы их останавливать? Тем не менее, в боксе цель одного боксёра – свалить с ног другого. Если последний встаёт в полном сознании, он способен продолжать борьбу. Триумф боксёра состоит в том, чтобы вызвать кратковременное повреждение мозга своего противника и принудить его оставаться в бессознательном состоянии на период подсчёта. Разумеется, речь идёт о сотрясении мозга в неврологическом смысле этого слова. Иногда оно приводит к смерти.

Мы должно задаться вопросом о том, достойное ли это занятие – наблюдать, как два человека наносят друг другу травмы. Почти всякий раз, когда боксёр умирает в результате боя, общественность «выражает озабоченность», но и только. Многие вегетарианцы и веганы стремятся к полному и окончательному запрету всех видов бокса, борьбы и боёв без правил.

Конечно, убедить широкие массы в необходимости стать вегетарианцами – в строго диетическом или в более широком смысле – задача чрезвычайно сложная, если не сказать, неосуществимая в обозримой перспективе. В любом случае, вегетарианцам и веганам целесообразно поддерживать те политические силы и движения, которые потенциально могут установить «вегетарианский режим» в масштабах отдельных стран или всей планеты.

Уровень развития цивилизации может быть измерен степенью заботы о слабых членах общества, а также о животных. Триста лет назад травля медведей была широко распространена в Великобритании. Двести лет назад детский труд и избиение жён были приемлемыми для многих европейцев. Сто лет назад порка школьников была абсолютно нормальной практикой во многих странах. По мере прогресса, общество становится всё более нетерпимым к жестокости.

Возможно, когда историки через сто лет решат оглянуться назад, они будут поражаться тому, что в наши дни люди выращивали животных чтобы есть их, носить их шкуры и использовать в медицине.

Существует ещё один фактор. Стоимость выращивания животных для еды, одежды и медицины всё время растёт. Стоимость же текстурированных белков и заменителей кожи постепенно снижается. Более конкурентоспособными на рынке оказываются производители изделий из искусственных материалов.

Наконец, ширятся доказательства того, что вегетарианцы превосходят здоровьем мясоедов. Чем больше таких доказательств у нас будет, тем большей поддержкой со стороны мыслящих людей и тех, кто заботится о своем здоровье, станет пользоваться вегетарианство.

Направление, в котором люди могут двигаться, чтобы жить в мире и согласии со своей совестью, очевидно. Возможно, это вопрос отдалённого будущего, но рано или поздно библейское предсказание о барсе, лежащем рядом с козлёнком, станет реальностью.