Почему ответственное потребление сделает нас счастливыми?

Почему ответственное потребление сделает нас счастливыми?

Не секрет, что чрезмерное потребления к счастью не ведёт. А что, если ответственное совершение покупок – это решение, которое подарит гармонию нам и всей планете? О полном отказе от потребления речь не идёт.

Не так давно общество потребления обещало каждому путь к счастью с помощью одного простого действия – покупки. Для обеспечения максимальных продаж производители постоянно наращивали обороты кампании по предложению товаров, руководствуясь принципом «предложение порождает спрос». К чему привела эта логика? Полки ломятся от товаров, новые технологии появляются так быстро, что мы не успеваем менять гаджеты. На потребителя оказывается постоянное давление, которое отнюдь не делает его счастливым, а наоборот отдаляет от других, альтернативных путей развития. Существует много способов разумного и радостного потребления: не покупать лишнего, выбирать более короткие маршруты и дружественные к окружающей среде (экологичные) товары.

Потребление ради потребления не приносит счастья

В своей книге «Цена материализма» («The Price of materialism») профессор психологии Тим Кассер (Tim Kasser) доказывает, что после удовлетворения наших базовых потребностей (питание, питьё, защита от холода или жары) всё, что мы потребляем в дальнейшем, не приносит ощущения счастья. По мнению Элизабет Лавиль, основательницы организации «Утопии» (Utopies) и автора книги «Путь к счастливому потреблению» («Vers une consommation heureuse»), эта идея заставляет переосмыслить роль, которую мы в своей жизни отводим потреблению. Она комментирует это так: «Идея не в том, чтобы любой ценой прекратить потреблять. Однако в нашем западном обществе акт купли занимает не то место, которое должен занимать. Покупка, вместо способа удовлетворить потребности, стала конечной целью, поощряемым социумом действием и способом самореализации. Однако на самом деле потребление не имеет отношения к личному счастью. Нужно искать другие способы проявить себя, менее грабительские по отношению к планете и кошельку и более вдохновляющие для личности».

Уменьшив значение потребления в нашей жизни, мы сможем сэкономить время и деньги и вложить их в другие, наполненные смыслом, виды деятельности (культуру, спорт, общественную жизнь), ведь ответственное потребление – это не просто финансовая операция, а наполнение позитивным и глобальным смыслом акта купли и использования ресурсов. Элизабет Лавиль объясняет: «Выбор ответственного потребления – это путь не к накоплению продуктов, а к созданию связей. Это значит совершать покупки в Ассоциации поддержки фермерств, ездить короткими маршрутами, восстанавливать социальные связи и участвовать в функционировании этической экономики, и тогда индивидуальный поступок имеет смысл и ведёт к благосостоянию».

Ответственное потребление – это не только создание социальных связей, но и действия на благо планеты. Элизабет Лавиль отмечает: «Наш нынешний способ потребления – неподъёмный груз для экосистем. Безусловно, производители прилагают усилия. Например, они на 30% оптимизировали способы использования сырья, однако в то же время мы начали потреблять на 50% больше ресурсов». Учитывая истощение природных ресурсов и рост уровня загрязнений, связанных с чрезмерным потреблением, «осознание своего участия в построении этической системы ради настоящего и будущего с помощью осмысленного потребления наполняет смыслом нашу повседневность».

Влияние детей на потребительское поведение родителей – новое оружие в борьбе с изменением климата

Борцы с изменением климата имеют мощное оружие в своём арсенале борьбы против глобального потепления: силу внушения. Дети заставляют родителей задуматься, когда говорят им: «Оставь в прошлом зависимость от покупок. Потребляй ответственно ради собственного и нашего благополучия!»

Ведущий мировой экономист призывает детей и молодых людей вызывать чувство вины у их родителей и других взрослых, дабы заставить их делать больше, чтобы спасти мир.

«Современная молодёжь может и должна призвать своих родителей к ответственности за их нынешние действия. Она может вызвать эмоциональную реакцию, может мотивировать к действию», – утверждает лорд Стерн, профессор Лондонской школы экономики и автор вызвавшей большой резонанс статьи о финансовых последствиях изменения климата в 2006 году.

«Мысли о жизни будущих поколений кажутся слишком абстрактными, чтобы мотивировать вас к действию, однако попытайтесь, смотря маленькому ребенку в глаза, спросить себя, какое будущее вы ему оставляете», – пишет он в своей новой книге.

Дети имеют значительное влияние на своих родителей, утверждает лорд Стерн, так как именно они больше всего пострадают от бездействия старших, оставляющих детям искалеченную планету, состояние которой радикально повлияет на их жизненные возможности», – пишет он.

«Дети могут учить родителей. Я вспоминаю песню «Teach Your Children Well» в исполнении Crosby, Stills, Nash & Young, которая содержит призыв: «Учите хорошо своих родителей. Образование идёт в обоих направлениях».

Другие активисты поддержали призыв лорда Стерна. Том Бурке, председатель Фонда устойчивого эколого-социально-экономического развития, рассказал изданию The Independent: «Молодые девушки имеют огромное влияние на своих родителей. Опираясь на свой опыт, я бы сказал, что наиболее влиятельная группа людей – это двенадцатилетние девочки, которые с лёгкостью могут управлять своими папами».

По мнению экспертов, для того, чтобы действительно максимально использовать потенциал силы внушения, школам нужно играть большую роль в формировании ответственного отношения учеников к будущему планеты.

«Сила внушения и образование идут рука об руку. Школы могут сделать больше, чтобы воспитывать детей, способных мотивировать своих родителей и стимулировать их к действию», – говорит Энди Дикон, старший партнёр благотворительной организации по защите окружающей среды «Глобальный план действий».

Время действовать

Сесилия Спеллинг из группы по вопросам изменения климата 10:10 (она возглавляет кампанию по сбору средств для установки солнечных панелей в школах) отмечает: «Дети вовлечены в процесс и активно участвуют в сборе средств, и это побуждает их заботиться об окружающей среде – они делают замечания преподавателям, которые не выключают свет в своих кабинетах».

«Затем они идут домой и рассказывают родителям, что не нужно кипятить полный чайник воды ради одной чашки чая. И родители принимают подобные советы во внимание», – добавила она.

Новая книга лорда Стерна «Чего мы ждём? Логика, действия и обещания в борьбе с изменением климата» также призывает предприятия и города оказывать гораздо большее давление на мировых лидеров, создавать «критическую массу», которая заставит их действовать.