Бытовые эко-преступления

Бытовые эко-преступления

1. Туалетная бумага

Производители туалетной бумаги уже давно адресуют экологически сознательным потребителям специальные предложения. На первом месте – туалетная бумага, полностью изготовленная из вторсырья. Она не служит причиной значительных затрат энергии и выбросов, связанных с вырубкой деревьев и обработкой новой древесины. Каждый килограмм переработанного материала экономит 30 литров воды и 3-4 кВт ∙ ч электроэнергии. Поскольку 1кВт ∙ ч традиционной электроэнергии обходится в 500г СО2, это означает уменьшение выбросов от 1,5 до 2 тонн СО2 на каждую тонну бумаги.

В большинстве азиатских стран туалетная бумага вообще не используется: вместо неё в туалетах есть кран или кувшин с водой.

Туалетная бумага из переработанных материалов широко используется в Европе и Южной Америке, хотя даже в этих регионах на неё приходится только 1 рулон из пяти. В США же это до сих пор товар для «избранных». Рядовой американец ежегодно тратит 23 рулона туалетной бумаги, что в пересчёте на страну в целом составляет 7000000000 рулонов. Среди них только 1 рулон из 50 на 100% изготовлен из вторичного сырья. Как отмечает «Гринпис», это не только приводит к чрезмерным затратам энергии и воды, но также требует дополнительной вырубки лесов в Северной Америке, и, как следствие, сокращает биоразнообразие.

Неудивительно, что потребители выбирают туалетную бумагу из новой древесины: её длинные волокна обеспечивают высокую мягкость и «пушистость» бумаги. Каждый раз, когда бумагу перерабатывают, её волокна укорачиваются, а мягкость теряется; таким образом, может понадобиться добавление, по крайней мере, небольшой доли новой древесины. Чтобы потребитель мог проверить, вредит ли его покупка лесу, Служба лесов США ввела специальное определение бумаги: «новые волокна, используемые при производстве, происходят с территорий экологически устойчивой лесозаготовки».

2. Скоротечная мода

В 1990 году мировые объёмы производства текстильной продукции измерялись 40 миллионами тонн. К 2005 году эта цифра уже выросла до 60 млн тонн. Этот стремительный рост производства и потребления питают две силы: скоротечная мода и низкие цены, которые обеспечиваются бесчисленными фабриками «потогонками». В результате, большинство одежды, которую сегодня покупают, выходит из употребления задолго до того, как сносится. В Великобритании, где средняя единица одежды носится менее трети от возможного срока использования, более миллиона тонн одежды ежегодно выбрасывается и заканчивает свой путь в мусоросжигательных печах.

Даже мировой экономический кризис почти не повлиял на отношение британцев к моде: в 2009 году, например, было продано даже больше одежды, чем в 2008-м. Существует частичный выход из ситуации: если не удаётся побороть привычку, можно, по крайней мере, «избавляться от доказательств» более экологичным способом.

На сегодня в США и Великобритании лишь около четверти текстильной продукции используется повторно или идёт на переработку. Переработанные ткани имеют множество сфер применения: от наполнителей матрасов до обшивки сумок и обуви, но на самом деле «зелёная» альтернатива – это повторное использование. Энергия, которая тратится на приём, обработку и продажу использованной одежды, составляет лишь около 2% энергии, необходимой для производства новой одежды. Каждый килограмм хлопка, сохранённый благодаря использованию одежды из секонд-хенда, экономит до 65 кВт ∙ ч энергии, соответствующей 32,5 кг СО2. Если же речь идет о полиэстере, то экономия увеличивается до 90 кВт ∙ ч на килограмм.

На производителях одежды в одной только Великобритании лежит ответственность за выбросы 3 миллионов тонн СО2 ежегодно. Таким образом, частый выбор в пользу секонд-хенда может привести к значительному сбережению электроэнергии и сокращению выбросов парниковых газов.

3. Стирка

В то время, как мода поощряет собирать в каждом доме целые горы одежды, экологический счёт чрезмерного потребления имеет ещё один показатель: энергию, расходуемую на стирку этой одежды. Идеальная чистота стала для многих стандартом с тех пор, как реклама убедила нас, что рубашки должны быть «белее снега», простыни должны всегда «пахнуть весенними цветами», а вам всегда следует быть одетым в свежевыстиранную одежду – это «залог успеха». Для многих эта установка свелась к неписаному правилу: «одел раз – в стирку». На самом деле, в той же Великобритании, по данным книги «Экологически безопасные мода и текстиль» (Sustainable Fashion and Textiles by Kate Fletcher, Earthscan, 2008), только около 7,5% одежды, попадающей в стиральную машину, имеет признаки загрязнения. Остальная одежда оказывается там просто потому, что лежала на полу, а не висела на вешалке. Эта привычка – невероятное расточительство воды, стирального порошка и энергии.

Легко проследить, как эти выбросы накапливаются. На один стиральный цикл полностью загруженной стиральной машины требуется около 1,2 кВт ∙ ч электроэнергии. Если же дальше эта одежда попадает в барабанную сушилку, добавляется еще 3,5 кВт ∙ ч; следовательно, мы имеем 2 кг СО2 на одну стирку. Если таких стирок – 4 или 5 в неделю, то ежегодные выбросы одной семьи могут превысить полутонну. Если принять во внимание, что общие выбросы среднего европейца составляет около 10 тонн в год, то становится понятно: на стирку приходится довольно значительный процент.

Что можно предложить? Сушить бельё традиционным способом, развешивая на балконе, стирать при более низких температурах, ждать, пока наберётся полная машина одежды, а не стирать с частичной загрузкой – всё это может уменьшить выбросы от стирки. А ещё лучше – просто не так часто стирать.

4. Расточительное отношение к пище

Из всех видов нерационального потребления, прибавляющего хлопот как обществу, так и мировой экологии, пожалуй, самым впечатляющим является трата пищи. Американцы выбрасывают около 30% пищи, то есть,  48000000000 долларов ежегодно. Аналогичные объёмы можно увидеть и в Европе: в Великобритании, например, ежегодно выбрасывают около 6700000 тонн еды. Большая часть этой массы оседает на свалках, выделяя при этом очень сильный парниковый газ – метан. «Лидерство» принадлежит картофелю – около 359 тысяч тонн в год остаются несъеденными. Ненамного от них отстали хлеб и яблоки. Далее следуют мясо и рыба (более 160 тысяч тонн), варёный рис и макароны (78 тонн). В целом, потерянные продукты ежегодно обходятся британцам в 10000000000 фунтов стерлингов, что соответствует дополнительным 15 миллионам тонн СО2 (по данным «Программы совершенствования процессов использования отходов и ресурсов»).

Эти дополнительные значительные объемы выброшенной пищи имеют последствия на каждом звене цепочки поставок: становятся необходимы дополнительные площади для хранения, перевозки, упаковка. Но наибольшее влияние имеет именно производство пищи, особенно в случае мясо-молочных продуктов. Например, ежегодно в Великобритании выбрасывают 40,2 тысяч тонн молока, а в карбоновом измерении это соответствует 40 тысяч тонн СО2. Это можно сравнить с годовым выбросом 10 тысяч автомобилей, или с перелётом 30000 пассажиров из Лондона в Нью-Йорк и обратно.

Почему люди выбрасывают еду? Обычно, часть её остается на тарелках, когда все уже поели, или истёк срок годности, или она просто «плохо выглядит». Активисты «Программы совершенствования процессов использования отходов и ресурсов» (WRAP) советуют: будьте внимательны с объёмами порций во время приготовления пищи, обращайте внимание на то, когда истекает срок годности, храните продукты в хороших условиях, перед походом в магазин внимательно анализируйте, что у вас уже есть, и главное – не идите за покупками голодными!

Возможно, если бы этот список составляли вы, то в него попали бы другие распространённые привычки, например, массовое пользование кондиционерами, чрезмерное смывание воды в туалетах или помпезные глянцевые журналы; зачем же сразу браться за туалетную бумагу и модную одежду? Как бы то ни было, кумулятивный эффект наших ежедневных решений имеет большое влияние на окружающую среду. И, узнав об их вреде сегодня, мы можем сделать лучший выбор завтра.