Почему животным нужны коридоры дикой природы

Почему животным нужны коридоры дикой природы

Тысячи видов животных исчезают из-за утраты ареала обитания. Благодаря современным автотрассам, «Боингам», социальным сетям и смартфонам, люди гораздо лучше связаны между собой. В то же время дикие животные становятся все более разобщёнными. В современном мире они оказались в ловушке среди непрерывно растущих скоплений людей.

Утрата ареала обитания – самая большая угроза, ставшая реальностью для обитателей мира дикой природы. Это основная причина того, что под угрозой исчезновения находится 85% видов, которые занесены в Красный список МСОП (Международного союза охраны природы и природных ресурсов), и планета находится на грани массового вымирания видов, которые сейчас исчезают в тысячи раз быстрее, чем в прошлом. Отчасти это вызвано такими действиями, как вырубка лесов, которая прямо уничтожает экосистему, но животным также угрожают такие процессы, как разделение ареала обитания из-за строительства новых дорог и ферм, загрязнение окружающей среды и климатические изменения.

Первыми жертвами утраты территории обитания становятся крупные хищники, чья жизнь во многом зависит от миграции. По мере сокращения ареала животные всё большое сталкиваются и с другими негативными явлениями, такими как болезни, браконьерство и конфликты с другими агрессивными видами.

К счастью, чтобы решить эту проблему, нет необходимости переносить города или уничтожать дороги. Человеку легко сосуществовать с природой, если оставить достаточно места для образования буферных зон между оазисами дикого мира. Имеется в виду не только защита ареалов от смешивания, но и обеспечение связей между ними путём образования масштабных коридоров дикой природы. Аналогичным образом мы соединяем свои города посредством строительства дорог.

Учёные уже давно поняли, что животным лучше позволять свободно перемещаться, предоставляя им обширные территории, а не изолированные куски земли. Однако понадобилось немало времени, чтобы эта идея прижилась.

«С самого начала существования природоохранной биологии рекомендовались коридоры дикой природы, – рассказывает биолог Ник Хаддад, сотрудник государственного университета Северной Каролины. – Если вы посмотрите на естественное состояние ареалов, то увидите, что они были большими ещё до того, как человек перекроил их и ограничил, а потому идея обновления связей между ними имела интуитивный характер. Возник вопрос: сработают ли эти коридоры? Последние 10 или 20 лет мы доказываем, что они эффективны».

Коридоры дикой природы сейчас в тренде. Они не только стали ключевой частью многих правительственных программ по сохранению видов, но и помогают восстановить заповедники, где возрождаются популяции диких животных. Коридоры приобрели особую важность, учитывая стремительные темпы климатических изменений, поскольку повышение температуры и другие изменения окружающей среды вынуждают многие виды мигрировать на более прохладные, высокогорные, влажные или сухие территории, даже если на старом месте жительства они не угодили в ловушку человеческой жизнедеятельности.

Коридор дикой природы может иметь любую протяжённость, даже коротенькую, наподобие маршрутов саламандр или насекомых, но Wildlands Network, базирующаяся в Сиэтле не коммерческая организация, борющаяся за связь хабитатов, фокусируется на тропах континентального масштаба, по которым перемещаются крупные животные, особенно хищники. Учёные, сотрудники организации, определили четыре основных «диких» тропы в Северной Америке, и каждая из них представляет собой отдельную сеть региональных коридоров, которые они пытаются связать воедино.

«Дикая природа насчитывает тысячи коридоров, – говорит Ким Вакариу, западный директор Wildlands Network. –Каждый коридор – вещь в себе, ведь они такие разные. Одни могут вместить всю долину реки, другие – вершины гор. Всё зависит от видов животных, которых вы пытаетесь защитить».

Чаще всего хищники становятся основными субъектами широкомасштабных коридоров дикой природы, но помощь адресована не только им. Находящиеся на вершине пищевой цепочки хищники являются ключевыми видами, которые помогают поддерживать баланс всей экосистемы.

«Если крупные хищники вытесняются человеком из ареала обитания, то это сказывается на всей пищевой цепочке, – рассказывает Вакариу. – В 30-х годах волки полностью исчезли из заповедника Йеллоустон, а потому их основная пища, лоси, численность которых перестала ограничиваться хищниками, неимоверно размножились. В отсутствие волков лоси стали чувствовать себя в полной безопасности и поели все осины и саженцы тополей. В конце концов, в заповеднике не стало этих деревьев».

Как только возродилась популяция волков, равновесие восстановилось. Лоси прекратили уничтожать деревья, что благотворно сказалось на всём лесе и его обитателях: растительность сдерживает эрозию речных берегов, сберегает птичьи гнезда и позволяет медведям лакомиться ягодами перед зимними холодами и запасаться подкожным жиром.

Специалисты по защите природы планируют создать аналогичное убежище в районе водной артерии Йеллоустон-Юкон, а также более широкий западный коридор дикой природы и другие коридоры для хищников по всему миру.

Например, инициатива «Коридор для ягуара» охватывает ареалы обитания ягуаров в 15 странах Центральной и Южной Америки, а проект Terai Arc Landscape Project соединяет 11 областей в Индии и Непале коридорами для тигров и таких редких диких животных, как слоны и носороги.

Очевидно, что дикой природе лучше оставаться дикой, однако со временем ареалы обитания пересекаются с цивилизацией. Это означает, что следует оставлять лесополосы между сёлами для шимпанзе, высаживать деревья вдоль ферм для птиц и строить подземные или наземные переходы для лосей, чтобы дать им возможность безопасно обойти загруженные транспортом шоссе. Многие территории могут находиться в общем владении людей и диких животных. Как сказано на сайте проекта «Коридор для ягуара»: «Таким коридором может стать ранчо, плантация цитрусовых, даже чей-то двор. Это должно быть место, через которое ягуары сумеют беспрепятственно проходить».

В основном, дикие животные не пытаются мигрировать через города. Фрагментация ареала, на раннем её этапе, часто вызвана не слишком развитыми образованиями, такими как фермы или ранчо, деятельность которых не обязательно несовместима с природой.

В развивающихся странах группы защиты природы часто платят владельцам земли за охрану их владений или высадку деревьев на границах территории. Эта стратегия уже работает и помогает шимпанзе и слонам в некоторых частях Африки.

Защита подобных природных уголков иногда сама по себе приносит прибыль владельцу земли. Так, производители кофе в Коста-Рике оставляют необработанные участки дождевого леса на плантациях, и птицы, которые обычно населяют их, возвращаются и поедают кофейных жуков – вредителей, которые легко могут уничтожить весь урожай. Защита лесов вокруг ферм поддерживает популяцию лисиц, сов и других хищников, которые контролируют численность грызунов, а также летучих мышей, питающихся насекомыми. Все эти животные, вместе взятые, экономят фермерам Северной Америки около 3700 миллиардов долларов в год. Фермы, окружённые лесом, в наибольшей степени гармонируют с природой, поэтому защитники природы должны видеть в таких фермерах и владельцах ранчо не врагов, но верных союзников.

Несмотря на то, что сельское хозяйство может сыграть важную роль в деле воссоединения экосистем, даже хорошо организованное фермерское хозяйство помогает только в том случае, если животные имеют достаточно просторный ареал обитания. Предотвращение массового вымирания животных требует роста внимания международной общественности к этому вопросу. Почти 14% всех земель на планете находятся под охраной. Некоторые биологи утверждают, что следует предоставить одну половину планеты дикой природе, другую половину – людям. Эта концепция известна под названием «Половина Земли».