Трудности перехода

Трудности перехода

Евгения Карташева


Не могу сказать, что полное исключение животных продуктов из рациона далось мне очень легко и полностью без сомнений. С мясом было несравненно проще. Мы не ели мясо и думали, что мы уже делали все возможное для животных.

Да, мы тоже были под властью мифического образа «коровушки-кормилицы», которая с радостью и облегчением отдает излишки молока, ну и курочки так же без проблем — яйца.

И чтобы уйти от этой зависимости от молочных продуктов, пришлось менять весь наш пищевой уклад, отрываться с корнями от всего, заложенного годами и ставшего привычным.

Так думала я, находясь в некоем смятении после принятия решения перестать покупать животные продукты, когда поняла, сколь неоднозначной с моральной точки зрения является наша вегетарианская позиция; увидев и осознав, какой на самом деле ценой даются молочные продукты и яйцо.

Первые сомнения касались как раз этого самого отрыва от традиционного. Наши завтраки состояли из омлета, каш, частично на молоке, творога со сметаной, сырников, блинов на молоке, бутербродов с сыром и прочего. И разом перестав покупать молочную продукцию, я (как человек, который в основном готовит в нашей семье), почувствовала себя так, словно сама себя загнала в ловушку. В холодильнике больше не было палочек-выручалочек в виде сливочного масла, сыра, брынзы, творожков и йогуртов. В последнее время мы готовили на масле гхи, обожали жареный адыгейский сыр; макароны с твердым сыром были любимой классикой у детей. И этого всего не стало почти в одночасье.

Иногда я взывала к мужу, говоря о том, что чувствую, как усложнила всем нам жизнь. Но я не могла иначе. В голове стояли картинки и мысли о том, что я не хочу больше участвовать в этой отвратительной практике, как бы вкусно это ни было. И спасибо моей семье, что они полностью поддержали меня в этом решении.

Постепенно стали приходить решения, я искала и ищу до сих пор, как заменить животные продукты в нашем рационе так, чтобы не чувствовать, словно мы себя в чем-то ограничили. Все больше я стала понимать, что нет необходимости отрываться от этого самого нам столь привычного и любимого.

Я открыла для себя ореховое, кокосовое и овсяное молоко (рецепты приготовления растительного молока есть на vegan.ru: кокосовое молоко из кокосовой стружки, овсяное молоко, ореховое молоко). Мы добавляем его в каши (хотя они оказались не менее вкусными и сваренными просто на воде), в выпечку, соусы. Наши завтраки стали интереснее и разнообразнее, потому что благодаря веганству я открыла для себя различные виды муки: рисовую, гречневую, кукурузную, нутовую; новые крупы, ореховые урбечи, арахисовую пасту, пищевые дрожжи, творог из зеленой гречки, омлет из тофу и нутовый омлет (рецепт на vegan.ru) и многое другое. Можно возразить, что многие и без веганства для себя это давно открыли. Но именно переход на веганство заставил меня искать, узнавать, пробовать, экспериментировать. А до этого все шло по привычному простому «молочному» сценарию.

То есть получился интересный парадокс. Вроде бы кажется, что веганский тип питания предполагает еще большие ограничения по сравнению даже с вегетарианством. А на практике — это открытие мира совершенно новых, более полезных и не менее вкусных продуктов. Пищевые дрожжи дают «сырный вкус» (заказываю на iherb.com), а тофу заменил собой адыгейский сыр, творог из замоченной на ночь зеленой гречки, взбитой в блендере с фруктами, по вкусу не хуже молочного фруктового творожка. Из той же зеленой гречки получается вкусный хумус, из нее пекут хлеб, добавляют в десерты. Кокосовое масло (iherb.com) давно заменило сливочное в выпечке.

Блины я пеку на растительном молоке или газированной воде. А яйцо без проблем заменяю в выпечке бананом или льняным яйцом. В нашем рационе появилось больше новых блюд, вкусов, масел, специй и приправ.

Овсяные йогурты приличны на вкус, а «наполеон» с заварным кремом на кокосовом молоке (я чаще делаю сама из кокосовой стружки, быстрый и простой рецепт есть на vegan.ru) съедается в мгновение, в том числе и у сторонников «традиционного» питания.

Перестав покупать молочную продукцию с сомнительным зачастую составом и качеством (ибо на российском рынке даже цена не может гарантировать «чистоту» продукта), мы стали эти деньги тратить на этичные и более качественные продукты: орехи, растительные качественные масла, крупы, стали покупать больше овощей и фруктов.

Но дело даже не в продуктах и их качестве. Дело в моральном удовлетворении от того, что моя семья старается максимально не участвовать во всем этом грязном и абсолютно не этичном молочном и яичном бизнесе. И хочется верить, что у все большего количества людей будут открываться глаза, пробуждаться сострадание и желание изменить эту систему, использующую животных не по истинной нужде, а лишь для людского удовольствия.